Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Нагдиев Т. Х., Завьялова Я. Е., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 165-167. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4953/ (дата обращения: 22.06.2018).

Особенности самореализации личности в контексте идей и практики социальной педагогики, акмепедагогики и здоровьесберегающей педагогики представляют интерес в полисистемном понимании рассматриваемого феномена и процесса, т. е., с одной стороны, мы рассматриваем самореализацию с позиции философского понимания значимости и состоятельности явления, а, с другой стороны, процессуальная основа детерминации позволяет выявить педагогические возможности и условия организации, коррекции, реконструкции и детализации описываемого с точки зрения современного педагогического знания явления.

Под самореализацией будем понимать многовариативный, личностный поиск вершин и возможностей субъекта деятельности и культуры в самостоятельном понимании важности определения и решения субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегасредах и ресурсах воспитательно-образовательного или культурно-исторического пространства, определяющих возможность и качество продуцирования, состоятельность продукта и его ценность в различных системах отсчета (нормы культуры) и эталонах преобразований (пространственно-временные ограничения), возможность многократного, самостоятельного пересмотра основ и практики описываемого нами процесса.

Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельного поиска вершин микро- и мезогруппового взаимодействия в структуре подготовки (тренировочный процесс) и игры (соревновательный процесс) как критериев и показателей успешности ведущей деятельности спортсмена, занимающегося регби.

Под продуктивной самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс определения и получения высоких достижений в командной игре регби, где сам подросток выполняет роль игрока, обеспечивающую получение в конечном счете побед в тех или иных соревнованиях команды.

Под педагогическими условиями будем понимать совокупность положений современной педагогической теории и практики, определяющих эффективность, способы, формы, методы, приемы, ресурсы, технологии, средства оптимизации педагогически корректируемой и модифицируемой, детализируемой и верифицируемой, определяемой и сравниваемой величины или характеристики педагогического процесса или явления.

Попытаемся выделить педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, определив приоритеты и способы исследования [2–4], качество и результативность, продуктивность и состоятельность деятельности подростка, занимающегося регби, в условиях полисистемных требований социальной, профессиональной и личностной самоидентификации и самореализации.

В структуре методов исследования самореализации подростков, занимающихся регби, будет использованы методы анкетирования и методов портфолио.

Под портфолио обучающегося, занимающегося регби, будем понимать созданную им презентацию, определяющую в визуальной форме приоритеты, смыслы, ценности, достижения личности обучающегося в различных направлениях деятельности, его взгляды на процессы и факты, на события и явления в социальном и естественно-научном ракурсах понимания рассматриваемого, его отношение к спорту, науке, искусству, культуре в целом и в частности, объяснение целостного восприятия личностью обучающегося приоритетов формирования личности и выбор в данной системе регби как средства и продукта социализации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития.

Цель портфолио обучающегося, занимающегося регби, — самостоятельное представление данных о личности обучающегося, занимающегося регби, в структуре сформированных потребностей, приоритетов, достижений, где регби определяет одно из ведущих направлений получения высоких достижений и подтверждения данного факта в медалях, грамотах, кубах и пр.

Результативность сформированности продуктивной самореализации обучающегося, занимающегося регби, легко и объективно изучается в структуре проведения научно-практических конференций, например, — в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» [6], проводимой в Кузбасской государственной педагогической академии с целью выявления специфики и качества социализации и самореализации обучающихся в структуре различных направлений формирования и развития личности, включенной в процессы самопознания, самодетерминации, саморазвития, самореализации и социализации, продуцирующих определенные ресурсы и качества в структуре развиваемых и формируемых с точки зрения педагогики и психологии структур личности.

Вопросы анкеты, фасилитирующей процесс изучения качества и специфики самореализации подростков, занимающихся регби:

-          Какие кружки и секции Вы посещали за период обучения в школе?

-          Чем Вы любите и любили заниматься в свободное время?

-          Какие предметы в школе Вы изучаете с удовольствием, получая по ним высокие оценки?

-          Какие предметы Вам нравятся, но получаемые оценки Вас пока не устраивают?

-          Какие предметы школьной программы Вам даются нелегко?

-          По какому критерию Вы определяете нелюбимые предметы в школе (не интересно, плохо успеваете, не любите саму теорию предмета, не нравятся качества педагога, ведущего данный предмет и пр.)?

-          Перечислите нелюбимые предметы.

-          Как Вы стали заниматься регби?

-          Кто Ваш тренер по регби?

-          На каких соревнованиях Вы уже выступали?

-          Какие достижения у Вас есть в игре регби?

-          Что бы Вы хотели достичь в игре в регби в ближайшее время? А что через несколько лет?

-          Как относятся к Вашим выступлениям Ваши друзья и родственники?

-          Что Вы понимаете под самореализацией в регби? Какие особенности самореализации можете выделить в своей практике игры?

-          Регби формирует какие качества у личности?

-          Какие виды регби Вы знаете?

-          Объясните правила игры в регби.

-          Кем бы Вы хотели стать в будущем?

-          Сколько раз в неделю Вы тренируетесь?

-          Какие планы Вы стоите себе на ближайший год?

-          Что планируете до окончания в школы?

-          Куда собираетесь пойти учиться после окончания школы?

-          Связываете ли Вы своё будущее с игрой в регби?

-          Что бы Вы пожелали начинающему в игру регби?

Совокупность вопросов определяют направление исследования специфики самореализации подростков, занимающихся регби. Кроме того, следует отметить, что анкета и портфолио применяются в одной группе испытуемых, реализуя идею комплексного исследования особенностей и возможностей самореализации подростков, занимающихся регби.

Попытаемся уточнить педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, в структуре определения специфики и возможностей самоидентификации и самоопределения, самосовершенствования и самореализации подростков:

1.         Формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности в игре регби, где качество сформированных мотивов и продукты деятельности согласованно обеспечивают постановку и решение перспектив самореализации личности, включенной в командную игру регби, а уровень притязаний личности определяет перспективы самосовершенствования и саморазвития, что, в конечном счете, сводится к продуктам самореализации подростка, выступающего в команде игроков-регбистов.

2.         Формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющего перспективы выступлений команды на соревнованиях следующего уровня (районный, городской, областной, зональный, федеральный и пр.).

3.         Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, обеспечивающей систематизацию и поиск, применение и дополнение получаемых знаний, формируемых компетенций и возможность их вариативного построения и верификации в различных ситуациях личностной и социальной, профессиональной и досуговой практике; уровневое построение процесса формирования культуры самостоятельной работы обучающегося обеспечивает включение личности в условия непрерывного профессионального образования, гарантирующего социальную востребованность личности в структуре профессиональных и социальных приоритетов и поддержки, помощи и реабилитации.

4.         Включение личности обучающегося, занимающегося регби, в систему профессионального самоопределения и условий непрерывного профессионального образования, где училище и техникумы олимпийского резерва, а также педагогические вузы и вузы физической культуры и спорта с их программами и особенностями обучения могут создавать условия для включения личности в систему получения профессионального образования по индивидуальным учебным планам.

5.         Формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе.

6.         Получение качественного образования за счет создания условий оптимального использования ресурсов спорта, науки, искусства, культуры в постановке и решении субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

7.         Расширение кругозора обучающегося, включение его в активный поиск новых способов и форм решения субъектно-средовых противоречий в структуре реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности и акмедостижений.

Совокупность определяемых положений мы проиллюстрируем в следующих работах, определяющих необходимость всестороннего развития личности обучающегося, занимающегося регби, где подростковый возраст играет решающее значение в специфике выбора, форме самоутверждения и модели самореализации личности.

Литература:

1.         Нагдиев, Т. Х. О. Возможности самореализации в регби как условие социализации и здоровьесбережения / Т. Х. О. Нагдиев, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева // Проблемы становления профессионала: материалы Международной научно-практической конференции 25–26 сентября 2013 г. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», издательский центр «Социосфера», 2013. — С. 71–73.

2.         Руковицын, Н. А. Понятие самоидентификации и самореализации личности в контексте моделирования портфолио обучающегося / Н. А. Руковицын, О. А. Козырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции 5 ноября 2013 г., Чебоксары / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 62–64.

3.         Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА, 2011.- 38 с. [+прил. на DVD].- ISBN 978–5-85117–615–9.

4.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.

5.         Бурдин, А. С. Возможности и специфика анкетирования подростков, занимающихся регби, в структуре изучения основ социализации и самореализации / А. С. Бурдин, Н. В. Шалунов, О. А. Козырева //Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации: матер. XI межвуз. науч.-практ. конфер. (29–30 мая 2013 г.): сб. науч. стат. / сост. О. Ю. Шишкина. — Череповец: ООО «Издательский дом ПРИНТ». — 2013. — С.201–207.

6.         http://vk.com/portfolioxxi

Основные термины (генерируются автоматически): занимающееся регби, регби, игра регби, самореализация подростков, включение личности, самостоятельная работа обучающегося, педагогическое условие самореализации подростков, командная игра регби, непрерывное профессиональное образование, специфика самореализации подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос