Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА
Автор: Пинахина Людмила Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 4612 раз
Библиографическое описание:
Пинахина, Л. И. Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА / Л. И. Пинахина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3533/ (дата обращения: 16.11.2024).
В демоверсии 2013 года С 22 отсутствует. Это значит, что все выпускники будут писать сочинение на лингвистическую тему. Основным содержанием сочинения будет лингвистический материал на основе текста.
Прежде чем начать анализировать текст, мы должны понять, в каком стиле он создан. Определив стиль, мы должны рассмотреть языковые и стилистические особенности.
Чтобы лучше понимать особенности художественной речи, тоньше чувствовать ее красоту и выразительность, нужно знать, какими средствами эта выразительность создается.
Основные средства выразительности - фигуры и тропы.
Тропы- олицетворения, градация, эпитет, сравнения, анафора, гипербола и другие, они употребляются в переносном значении, чтобы усилить выразительность.
Фигуры- синтаксические средства выразительности: инверсия, парцелляция, риторический вопрос, восклицание.
Все эти термины выпускники изучают в школе. Готовясь к экзаменационному сочинению, необходимо привести в систему эти знания.
Сочинение-рассуждение состоит из трех частей.
Тезис.
Аргументы.
Вывод.
В первой части необходимо сформулировать позицию автора высказывания, выразить свое отношение к этой позиции.
Вступление может состоять из 2–3 предложений. Можно процитировать слова писателя, можно написать содержание, выразив его своими словами.
В основной части приводятся два примера из текста, которые подтверждают слова писателя и ваши рассуждения. Приводя пример, нужно назвать языковое явление, объяснить его значение и указать роль в языке.
Например, в предложении девятнадцатом автор использует пословицу - жанр фольклора, распространенное краткое изречение Железникова хочет усилить выразительность речи и показать жизнерадостность девочки.
В пятом предложении автор пользуется метафорой. Она основана на переносном значении, близка к скрытому сравнению. В данном предложении метафора помогает лучше представить себе улыбку девочки.
Заключительная часть - это вывод из всего сказанного. Он может повторять главную мысль только другими словами.
Используя такие рекомендации, учащиеся написали сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского филолога В. В.Виноградова: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».
Сочинение-рассуждение.
В нашем языке существует много литературных стилей, отличающихся друг от друга. Но отдельного внимания, несомненно, заслуживает стиль художественной литературы. Этот стиль опирается на всю национальную самобытность, красочность и индивидуальность русского языка, эстетически воздействуя на читателя.
Так для передачи нерешительности, а затем уверенности автор использует парцелляцию (предложения 30–37).Этого не покажешь в публицистическом стиле.
В пятом предложении Железников использовал градацию «чудная, милая, восхитительная». Этим автор дает нам представление о бабушке Колкиной, о прекрасном отношении к ней Николая Николаевича. В научном стиле градация отсутствует вовсе.
Таким образом, прав был Виноградов, утверждавший: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, например, в отношении стилей публицистического и научного».
Сочинение- рассуждение.
Художественный стиль отличается от других стилей речи. Он наполнен иным содержанием, чем, например, научный или публицистический. Художественный стиль самый живой, красочный и эмоциональный. Существует много приемов, благодаря которым художественный стиль значительно отличается от остальных. Рассмотрим примеры из текста.
В предложении 5 автор применяет градацию- расположение слов, выражений в порядке возрастания их эмоционально- смысловой значимости- «чудная, милая, восхитительная» для того, чтобы усилить восприятие читателя бабушки Колкиной.
В предложениях 30–37 рассказчик пользуется парцелляцией- делением предложений для того, чтобы передать чувства деда по отношению к этой бабушке. Интонационно выделяя слова, автор показывает их значимость.
Эти приемы не встречаются в научной или публицистической литературе. Разнообразие изобразительно-выразительных средств можно найти в художественном стиле речи. Это и есть главное отличие художественного стиля от других. Поэтому прав был В. В.Виноградов в том, что «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».