Создание условий для развития потенциала общения между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом через коммуникативные игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боровских, О. В. Создание условий для развития потенциала общения между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом через коммуникативные игры / О. В. Боровских. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3416/ (дата обращения: 16.11.2024).



Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность — это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»

Современные научные представления убедительно доказывают, что особые образовательные потребности глухих и слабослышащих детей, посещающие инклюзивные группы ДОУ, совместно со слышащими сверстниками, преимущественно лежат в сфере формирования полноценной жизненной компетенции ребёнка.

Научные исследования (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, Н. Б. Лаврентьева, Т. А. Соловьёва) подтвердили предположения о том, что внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с нарушениями слуха) имеет специфические особенности и непосредственным образом влияет на результативность коммуникативной деятельности. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ, а особенно в инклюзивных группах для детей с нарушением слуха, необходимо уделять особое внимание именно развитию потенциала общения детей.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.

Наблюдая в группе за взаимодействием слышащих и не слышащих детей между собой, мною были зафиксированы ситуации, отражающие особенности взаимодействия двух категорий дошкольников. Наблюдаемые моменты были разными: положительными и отрицательными (конфликтными).

Положительные моменты — это ситуации взаимодействия детей, в которых не слышащий ребёнок воспринимается слышащими как товарищ, партнёр, друг. Более того, слышащие дети, видя особенности восприятия речи своим товарищем, старались выстраивать общение с ним с учётом этих особенностей. В ходе наблюдения обнаружила множество примеров.

Например, Оля Д.,6 лет (нейросенсорная тугоухость 3 степень, совсем не говорит, посещает второй день ДОУ., красивая и милая девочка). Одна из слышащих детей Женя,6 лет (очень бойкая, часто конфликтующая со сверстниками), проявляет к ней симпатию и зовёт поиграть, но ещё не понимая, что она совсем не говорящая, пытается вступить в контакт. После многочисленных попыток научить Олю говорить: — «Оля, скажи «О», скажи «А» и т. д»., Женя подходит к ней и с грустным взглядом гладит её по голове, приговаривая: «Бедняжка, ты моя, но ничего страшного. Я научу тебя говорить!»

Другой пример: Дима С.,7 лет (кохлеарная имплантация), после тихого часа играет с Машей Д., 6 л (сохранный слух). Через некоторое время Маша подбегает ко мне и взволновано просит меня: «Поменяйте, пожалуйста, Диме батарейки в аппарате, а то я ему говорю, говорю, а он не слышит».

Ещё один пример: Маша П., 6лет (тугоухость 3 ст.) после тихого часа долго одевается, а Женя с ней общается, забыв про её особенности. Не услышав от неё ответа, Женя подходит ко мне и просит: «Дайте Машин аппарат, я ей надену. Мне ей нужно сказать что-то важное, без него она меня не слышит».

Наблюдения за взаимодействием детей с сохранным и нарушенным слухом показали, что не всегда жизнь в группе бывает простой и безоблачной даже в тех случаях, когда организована всесторонняя психолого-педагогическая поддержка. Конфликты среди детей этих категорий неизбежны. Основной причиной конфликтов во многих случаях выступали трудности взаимопонимания между детьми в процессе речевого общения, а именно специфические особенности понимания речи слабослышащим ребёнком.

Например, Вика Л.6лет. (тугоухость 2 степени) играет на прогулке с Аней Д.6лет. (слышащая девочка, новенькая в группе, ещё не знает, что Вика плохо слышит). Девочки строят из песка пирожки. Аня просит Вику передать ей формочки несколько раз, но Вика не слышит. Аня кричит в ярости: «Ты, что глухая, совсем не слышишь меня?». Вика заплакала, и девочки прекратили играть.

В этом случае конечно необходима помощь педагога, чтобы он разрешил конфликт среди детей. Нужно объяснить Ане, что Вика особенная и разговаривать с ней нужно громче, быть с ней более терпимой. Конфликт разрешили — девочки помирились.

Часто дети с сохранным слухом стремятся, но не умеют вступать в контакт со слабослышащими детьми; выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; соблюдать этикет, слушать собеседника.

Чтобы лучше понять состояние ребёнка с нарушенным слухом, расположить его к себе, выразить своё эмоциональное отношение, для этого помогут невербальные способы общения, через коммуникативные игры.

Развивать потенциал общения и взаимодействия между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом проще всего в форме игры. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте. Во время игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей, а именно чёткие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика).

В процессе коммуникативных игр невербальным способом общения слабослышащие дети заряжают своими эмоциями сверстников с сохранным слухом.

Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Предлагаю вашему вниманию примеры коммуникативных игр.

Мастер-класс

  1. «Представь своё имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочерёдно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

  1. «Нетрадиционное приветствие»

Цель: развитие воображения, создание психологической непринужденной атмосферы.

Ведущий рассказывает о разных способах приветствия, приятных и шуточных. Дети находятся в двух кругах: внутреннем и внешнем. Детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться посредством его. После приветствия дети внешнего круга передвигаются на шаг вправо к следующему ребёнку.

  1. «Встретимся глазами»

Цель: формирование умения устанавливать визуальный контакт (глаза в глаза)

Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий начинает счет до 5. Как только ведущий назовёт 5, нужно открыть глаза и встретиться с кем-то из круга глазами. Если дети встретились глазами, нужно друг другу улыбнуться.

  1. «Зеркало»

Предлагаем разбиться на пары. Один ребёнок — «зеркало», другой — человек. Человек показывает движение, зеркало повторяет. Затем участники меняются ролями. Можно задать тему: утро, зарядка и т. п.

  1. «Капитан и корабль»

В группе разложены предметы — препятствия (стулья, обручи и т. д.) Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый — корабль повязывает на глаза повязку, ведущий — капитан ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик. Здесь стул. Обойдём его». Затем дети меняются ролями.

  1. «Стражники и принцессы»

Дети делятся на пары: принцесса сидит на стуле, стражник стоит сзади, руки вдоль туловища. Есть один «свободный стражник», его задача «заманить» принцессу к себе на стул подмигиванием. Задача стражников — не выпустить свою принцессу, её задержать можно только за плечи.

  1. «Подари подарок»

Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я передаю подарок …» он обращается к сидящему в круге ребёнку и показывает без слов, что он дарит.

Дети жестами «передают» ПОДАРОК по кругу. Ребёнок благодарит и угадывает, что ему подарили, дарит следующему.

  1. Упражнение «Рисуем на ладошках»

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой — вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т. д.). Затем пары меняются.

  1. Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются, действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

  1. «Есть Контакт»

Дети находятся в круге, ведущий сначала производит рукопожатие правой, затем левой рукой. А потом двумя руками вместе. На каждую команду ведущий спрашивает: «Есть контакт?».

Для детей с нарушением слуха огромным достоинством пребывания в инклюзивной группе является постоянное вовлечение их в процессе общения со сверстниками, включение их в речевую среду.


Литература:

  1. Зыкова Т. С. «Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем».

  2. Зыкова Т. С. , Зыкова М. А. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — 2009-№ 3. — с.3–9.

  3. Соловьева Т.А. «Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом». /Т. А. Соловьева («Дефектология» — 2010 — № 4. — с.27–33).

  4. Соловьева Т. А. «Особенности речевого общения интегрированных первоклассников с нарушенным слухом».

  5. Соловьева Т. А. «Дефектология» — 2010.- № 5 — с.60–69.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, сохранный слух, ведущий, глаз, круг, Вика, нарушенный слух, невербальный способ общения, тихий час.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи