Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пахомова, Л. В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста / Л. В. Пахомова, Н. М. Кондратьева, Н. Е. Самоделова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46344/ (дата обращения: 15.11.2024).



Каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение, так как развитие идет очень бурно и стремительно. Малыш стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, помочь ребенку самому разобраться с трудностями. Поэкспериментировать, а значит развить свое мышление. Современное общество предъявляет человеку жесткие требования. Порой трудновыполнимые для человека со стереотипным мышлением. Основной нашей задачей воспитания и обучения является подготовка ребенка к современной, и скорее всего к достойной жизни. Это произойдет, если ребёнок научится работать с проблемами, решать их.

Задача родителей и педагога не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников, как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.

Проработав в должности воспитателя более 30 лет, с течением времени приходим к выводу, что меняются и нравы, и люди! Случались разные ситуации воспитательного характера разрешать и с воспитанниками, и с их родителями. Хотим Вам предложить решение одной из таких проблемных ситуаций. В средней группе бюджетного учреждения сложилась такая ситуация: мальчик 4,6 лет кусает всех детей. Как быть? Что делать?

Мы решили побеседовать с родителями ребёнка. Из беседы мы попытались узнать, что их волнует более всего, что в поведении ребёнка радует, огорчает, удивляет… В процессе беседы выяснилось, что дома ребёнок ведёт себя адекватно, играет, рисует, и никого не кусает.

У нас возник вопрос: «Какие причины побуждают ребёнка кусать сверстников, и пути решения данной проблемы?»

В процессе обсуждения данной ситуации с педагогом-психологом ДОУ, у нас возникла идея решения данной проблемы с точки зрения оказания психологической помощи через консультации с родителями ребёнка.

В процессе консультаций может всплыть проблема такого поведения ребёнка, это может быть:

‒ гиперопека (избалованность) со стороны родителей;

‒ недостаток внимания со стороны родителей;

‒ защита со стороны ребёнка по отношению к сверстникам, которые его когда то обидели;

‒ болезнь (психическое расстройство, и нежелание родителей признавать диагноз.

После беседы с родителями педагог — психолог выясняет причину агрессивного поведения ребёнка и намечает пути решения данной проблемы. Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей, педагог — психолог проводит комплексные НОД с детьми. Проводя НОД совместно с воспитателем, обеспечивается качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения при формировании познавательных и коммуникативных компетенций.

Мыльные пузыри.

Цели: снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи, воображения, памяти; развитие чувства формы и цвета.

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей».

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел — лопнул!

Психолог, воспитатель и дети выдувают мыльные пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.

— Сколько пузырей я выдула? — Много.

— Какой формы пузыри? — Круглые.

— Какого размера были пузыри? — Большие и маленькие.

— А какого цвета вы видели пузыри? — Белые, голубые, зеленые, желтые.

— Разноцветные (подытоживает психолог). — Разноцветные.

— А что делали пузыри? — Летали, лопались, кружились, падали.

— А что вы делали? — Надували, ловили, прыгали…

! Необходимо постараться добиться того, чтобы дети отвечали полными ответами.

Упражнение «Ладушки-Ладошки».

Дети садятся в круг на ковер. Психолог поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки… (Ритмично хлопают в ладоши.)

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да… (Кладут ладони на колени.)

Пену мешали, пузыри пускали, (Имитируют движения.)

Пузыри летали, деток забавляли.

Да… (Кладут ладони на колени.)

Кулачки сложили, кулачками били: (Складывают ладони в кулачки. Стучат)

«Тука-тука, тука-тук!» (кулачками друг о друга.)

«Тука-тука, тука-тук!»

Да… (Кладут ладони на колени.)

Ладушки плясали, деток забавляли, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Так они плясали, деток забавляли.

Да… (Кладут ладони на колени.)

Ладушки устали, ладушки поспали, (Кладут ладони сложенные «лодочкой»)

Баю-баю-баюшки,баю-баю-ладушки. (под правую, затем под левую щеку.)

Да… (Кладут ладони на колени.)

Наиболее простым и эффективным способом решения проблемных ситуаций в группе младшего дошкольного возраста являются музыкально-коммуникативные игры, основная задача которых — включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.

Цель коммуникативных игр:

‒ развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

‒ развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

‒ развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Игры можно разделить на:

‒ игры, обучающие взаимодействовать друг с другом — с простыми правилами, игры-танцы в парах, хороводные игры, игры с предметом;

‒ игры для развития и обмена эмоциями; игры — забавы;

‒ игры, развивающие активный и пассивный словарь — пальчиковые игры.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети младшего дошкольного возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Вот некоторые из таких игр:

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, реакции, внимания. Создание раскрепощенной атмосферы.

Ход игры: Под музыку все дети прыгают и бегают по залу. Как только происходит смена музыки, каждый ребенок должен встать в пару и покружиться. На повторение начальной музыки дети снова разбегаются по залу, на новую смену музыки вновь встают в пары. Пары повторять нельзя!

Игра «Роботы извездочки»

Цель: Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний о 2-х-частной форме. Развитие импровизационных способностей.

Ход игры: Мальчики — «роботы», девочки — «звездочки».

Музыка А («роботы») — мальчики импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки«роботы» должны замереть в какой-нибудь позе.

Музыка Б («звездочки») — девочки импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки приседают, замирают.

С каждым разом музыкальные отрезки становятся все короче и требуют большого внимания.

Игра «Музыкальный зонтик»

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.

Оборудование: Диск с музыкой, маленький зонтик.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

  1. Прыгать с зонтиком;
  2. Кружиться с зонтиком;
  3. Приседать с зонтиком.

Игра «Жуки ибабочки»

Цель: Установление контакта между детьми. Развитие импровизационных способностей.

Оборудование: Диск с музыкой, шапочки-маски или элементы костюмов.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках.

Музыка А («жуки») — Мальчики ходят свободно по залу, изображая жуков. С окончанием музыки приседают, «спят».

Музыка Б («бабочки») — Девочки выбегают, изображая бабочек, «летают» между «жуков». С окончанием музыки приседают, «спят».

Коммуникативный танец-игра «У тебя, уменя»

Цель; Развитие позитивного самоощущения, умения двигаться в парах.

Ход танца-игры: Дети встают в пары лицом друг к другу и выполняют движения в соответствии с текстом песни.

Музыкально-пальчиковая игра «Жили-были»

Цель: Развитие активного и пассивного словаря.

Ход игры: Дети поют под аккомпанемент музыкального руководителя.

Жили-были два цветочка (ладошки сложены вместе на уровне груди, наклоняют их влево-вправо)

Жили-были два листочка, (движения повторяются вперёд-назад))

Жили-были два грибочка, («фонарики»)

Жили-были два пенечка (приседают)

Проблемные ситуации для дошкольников и их решение — задача воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и родителей. У маленьких детей нет опыта в общении, поэтому при возникновении трудностей они действуют, исходя из своего темперамента, по инерции: одни молчат и отходят в сторону, другие плачут и начинают жаловаться, третьи дерутся и ругаются. Задача взрослых — научить разрешать конфликты самостоятельно, свободно выражая свое мнение, не ущемляя интересов других. Нужно рассказать о том, как делить игрушки, разрешать споры и заводить друзей.

Литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М.: АПН РСФСР, 1958.

3. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова. -М.: Искусство, 1986.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983.

5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. — М.: Педагогика, 1975,

6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. — М., 1981.

7. Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

8. Эльконин Д. Б. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Педагогика, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ход игры, пузырь, друг, окончание музыки, Развитие, Установление контакта, младший дошкольный возраст, пассивный словарь.


Задать вопрос