Библиографическое описание:

Деревягина Т. Г. Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3383/ (дата обращения: 17.12.2017).

Формированию системы социальной помощи инвалидам в Российской Федерации начало положило Правительственное сообщение о социальном страховании, обнародованное 1 ноября 1917 г., согласно которому пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917 г. на 100 % за счёт пенсионного фонда. Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счёт средств государственного бюджета. Основное место в системе социального обеспечения заняли пенсии инвалидам из числа красноармейцев и красногвардейцев и пенсии членам их семей по случаю потери кормильца. Развитие в первые годы советской власти именно этих видов пенсионного обеспечения было связано с гражданской войной и интервенцией, которые привели к колоссальным человеческим жертвам. В стране насчитывались миллионы инвалидов войны и семей, потерявших кормильца. Именно они, по мнению властей, особенно остро нуждались в материальной поддержке со стороны государства.
Средства на социальное обеспечение создавались из взносов предприятий, учреждений и других работодателей, а работники были освобождены от каких-либо взносов. В дальнейшем в Положение от 31 октября 1918 г. вносились различные изменения. Самым существенным из них была отмена уплаты страховых взносов (для всех предприятий и учреждений, кроме частных работодателей) и перенос всех расходов по осуществлению социального обеспечения непосредственно на государственный бюджет. Тем самым, упразднялся институт социального страхования, а все функции политики по отношению к инвалидам переносились на систему социального обеспечения [9, с. 34–35].
Начинала складываться система социального обеспечения и на местах. Рассмотрим это на примере Тамбовской губернии. Власть большевистских Советов была установлена в Тамбове в марте 1918 г. На этот период приходится и формирование новых органов власти. Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал губернский отдел социального обеспечения, в его структуре был создан подотдел помощи военно-увечным.
Социальная помощь инвалидам осуществлялась по четырем направлениям:
  • трудовая помощь, заключавшаяся в устройстве мастерских;
  • призрение неспособных к труду, не имеющих средств к существованию (для них в губернии создавались инвалидные дома);
  • помощь в протезировании и организация лечения инвалидов;
  • обучение военно-увечных [7, с.80].
К началу 1919 г. на учете в подотделе состояло 20000 инвалидов, нуждающихся в помощи, из них 40 % имели физические увечья и нуждались в протезировании и лечебной помощи.
Поэтому в первую очередь подотдел направил свои усилия на организацию протезной мастерской с производительностью в год 1000 новых протезов, с починкой 400 штук старых, изготовлением 200 пар ортопедической обуви и 200 пар костылей [7, с.82]. При протезной мастерской был открыт госпиталь-приют на 50 человек, где инвалиды ожидали изготовления протезов и обучались пользоваться ими под контролем врачей.
Следует заметить, что создавая социальное обеспечение нового типа, советская власть, стремилась организовать его на широкой и комплексной основе с включением в него социальное обслуживание инвалидов.
В период гражданской войны и разрухи, когда советское государство не располагало необходимыми материальными средствами, социальное обслуживание являлось, по существу, преимущественной формой государственной и общественной помощи инвалидам.
В декретах советского правительства обращалось внимание на необходимость всемерного развития таких видов трудовой, хозяйственной помощи и взаимопомощи инвалидам, как предоставления им продовольствия, оказания помощи в обработке и уборке полей, помощи рабочей силой и сельхозинвентарем, доставка топлива и содействие в ремонте жилых домов и пр. [1; 3; 5; 6].
Восстановительный период после гражданской войны сопровождался организацией и развитием трудоустройства инвалидов. В Циркуляре Народного комиссариата социального обеспечения от 16 января и 8 февраля 1922 г. указывалось на необходимость оказания инвалидам трудовой помощи во всех видах [8]. По существу, с этого момента трудовая помощь инвалидам становится важнейшей государственной задачей и основным направлением социального обслуживания этой категории населения.
Декретом Совнаркома от 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов» были установлены следующие группы инвалидности:
  1. инвалиды, не только не способные к труду для заработка, но нуждающиеся еще в посторонней помощи для удовлетворения обычных жизненных потребностей;
  2. инвалиды, не способные ни к какому труду, дающему заработок, но не нуждающиеся в постоянном уходе;
  3. инвалиды, не только вынужденные отказываться от своей обычной профессии, но и вообще не способные ни к какой регулярной профессиональной работе и могущие добывать средства к существованию лишь случайной, временной притом легкой работой;
  4. лица, вынужденные перейти к другой профессии более низкой квалификации;
  5. лица, вынужденные отказаться от своей обычной профессии и перейти к другой профессии такой же квалификации, если они нуждаются для такого перехода в услугах Народного комиссариата социального обеспечения;
  6. лица, могущие продолжать профессиональную деятельность, но с пониженной производительностью [1].
Вышеуказанным декретом была введена так называемая «рациональная» шестигрупповая классификация инвалидности вместо процентного метода. Вводилось определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида, в зависимости от состояния здоровья, выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии. Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. «Рациональность» данной системы состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала, при существовавшей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определёнными льготами, предоставляемыми государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели инвалиды только первых трёх групп [9, с. 35–36].
Исходя из обозначенных шести групп, дифференцировалась и помощь. Например, инвалидам всех групп, имеющим доходное хозяйство или промысел, оказывалась трудовая, хозяйственная и прочая помощь через органы общественной взаимопомощи, а для тех групп инвалидов, которые не имели постоянного дохода, начиная с 1921 г. создаются особые производственные объединения и артели инвалидов.
Оказанием социальной помощи крестьянам, в том числе и сельским инвалидам, занимались крестьянские комитеты взаимопомощи [2, с.57–58]. Общественная крестьянская помощь становилась основной формой социального обеспечения и социального обслуживания всех трудящихся крестьян, в т. ч. инвалидов, престарелых, вдов, сирот и больных. В частности, она выражалась в хозяйственной, трудовой и других видах помощи, которые возлагались на комитеты взаимопомощи.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что в этот период помощь инвалидам (империалистической и гражданской войн) оказывалась по трем направлениям:
  • через инвалидные дома и пенсии;
  • через инвалидные кооперации;
  • через комитеты крестьянской взаимопомощи.
Остановимся на двух последних направлениях и проиллюстрируем примерами по Тамбовской губернии. Относительно кооперации инвалидов, то к 1924 году в губернии было организовано 351 артель с общим количеством членов 4626 человек, из которых только 195 человек не являлись инвалидами. Артели охватывали разные отрасли производства, но наиболее развито было хлебопечение. Губернское инвалидное кооперативное объединение имело 3 магазина и 3 мастерских. С октября 1923 по октябрь 1924 гг. годовой оборот магазинов был увеличен в 10 раз и составил 113562 рубля [4, с.94].
Активно вели свою работу и Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (далее ККОВ). По Тамбовской губернии (1923 г.) было создано 6 уездных ККОВ, 92 волостных, 926 сельских с общим числом членов комитета 5749 человек.
Структурным подразделениям ККОВ принадлежали: 37 мельниц, 2 просорушки, 3 кирпичных завода и др. На попечении ККОВ находились: 3563 семьи красноармейцев, 2169 чел. — инвалидов Красной Армии, 4666 чел. — инвалидов старой армии, 1240 — инвалидов труда, 4778 — сирот, 9659 — вдов [4, с.94]. Помощь оказывалась как в денежной форме, так и в натуральной, последняя была более распространенной.
В заключении следует сделать вывод о том, что к концу восстановительного периода социальное обеспечение и социальное обслуживание включало снабжение сельхозинвентарем, выдачу семян и удобрений, предоставление строительных материалов, оказание трудовой помощи в проведении сельхозработ и т. п.
Появляется возможность в расширении других видов социального обслуживания: так инвалидам войны и инвалидам, из числа персональных пенсионеров, стала предоставляться бесплатная медицинская помощь, бесплатно выдавались протезы и ортопедические средства.
Безусловно, имели место быть и недостатки, в первую очередь, организационные, отсутствие подготовленных кадров в социальной сфере, отсутствие научно-методической базы в работе врачебной экспертизы и др.

Литература:
  1. О социальном обеспечении инвалидов. Декрет Совета народных комиссаров от 8 декабря 1921 г. // Собрание Узаконений. — 1921. — № 76. — Ст. 672
  2. Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  3. Об установлении единообразных норм социального обеспечения инвалидов труда и войны. Декрет Совета народных комиссаров от 27 октября 1919 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  4. Отчет Тамбовского губернского исполнительного комитета. Октябрь 1923-октябрь 1924 гг. Тамбов: Изд. Тамб. Губисполком, 1924. 98 с.
  5. Положение о социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств. Декрет Совета народных комиссаров от 28 апреля 1919 г. // Собрание Узаконений. 1919. — № 19. — Ст. 220;
  6. Положение о социальном обеспечении трудящихся. Декрет Совета народных комиссаров от 31 октября 1918 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.;
  7. Протокол 4-го съезда Советов Тамбовской губернии. 26 февраля — 1 марта 1919 г. Тамбов: Изд. Губисполкома, 1919. 128 с.
  8. Циркуляр НКСО от 16 января и 8 февраля 1922 г. // Известия НКСО. — 1922. — № № 3–4.
  9. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПБ: изд-во «Питер», 2004. 316 с.


Основные термины (генерируются автоматически): социального обеспечения, социальном обеспечении, Тамбовской губернии, Совета народных комиссаров, Декрет Совета народных, помощь инвалидам, комиссариата социального обеспечения, Народного комиссариата социального, социального обслуживания, помощи инвалидам, Ленинские декреты, социальное обеспечение, социальной помощи инвалидам, годы советской власти, социальном обеспечении инвалидов, социальное обслуживание, инвалидам трудовой помощи, социального обеспечения инвалидов, Социальная помощь инвалидам, трудовая помощь инвалидам.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос