Авторы: Аллаярова Мастура Кудратуллаевна, Янгибоев Бобур Фахриддин угли

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Аллаярова М. К., Янгибоев Б. Ф. Социальная помощь в системе социальной защиты населения // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 69-71.



Развитие общества сопровождается трансформацией экономических и социальных отношений. Под социальным развитием общества следует понимать фактические изменения, которые позволяют все полнее удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности людей. Данный процесс предполагает обновление и дифференциацию социальной структуры общества, внедрение новых принципов взаимодействия различных организаций, институтов, физических и юридических лиц.

Важность и необходимость усиления социальных аспектов развития населения подтолкнуло правительство различных стран и международные организации к расширению и совершенствованию статистической базы, стандартизации социальных индикаторов и унификации методологии их расчетов.

Программа развития ООН регулярно издает отчеты по человеческому развитию, которые отражают современные концепции человеческого развития и содержат провиденный в сопоставительный вид важнейшие социальные индикаторы в разрезе отдельных стран. Первый отчет о человеческом развитии ввел новую величину для измерения развития человека — интегральный Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП), который объединил показатели ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода, то есть характеристики трех важнейших аспектов жизнедеятельности человека. [2]

В международной статистике для получения более объемной картины, характеризующий уровень и качество жизни людей используется также ряд других индикаторов.

Основной функцией социальной защиты является оказание помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении, или предупредить возможные материальные трудности. Характерной чертой любой рыночной экономики является самостоятельное решение человека о том, каким образом он участвует в экономической жизни. Свобода жить, в соответствии с собственными представлениями за принятые решения. Это означает в том числе, что каждый человек, прежде всего сам, отвечает за себя, когда речь идет о страховании от рисков общего характера.

Если человек не охвачен системой социального страхования, то единственной поддержкой перед хроническим или временным снижением его дохода является государственные программы социальной помощи.

Объем социального обеспечения в решающей степени зависит от эффективности экономики той или иной страны. В экономически слабых странах система социальной защиты в состоянии обеспечить лишь относительно низкий уровень социальных гарантий. С ростом эффективности экономики становится возможным расширить и систему социального обеспечения в основном в трех направлениях:

 расширение сферы социального обеспечения за счет перехода защиты лишь от определенных рисков к защите от все большего их числа;

 расширение состава социально защищенных групп путем включения в систему социального обеспечения не только лиц наемного труда, но и на других, также нуждающихся в защите группе людей;

 увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

При определении величины социальной помощи в принципе возможны четыре альтернативных подхода:

 помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

 помощь ориентирована на индивидуальную нуждаемость, т. е. она представляется лишь, поскольку получатель не располагает иными источниками дохода;

 размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

 величина помощи зависит от потребности получателя. [2]

Для функционирования системы обеспечения важным является вопрос о ее финансировании. Учреждения социального обеспечения могут получать необходимое финансирование двумя способами: во-первых, за счет налогоплательщиков, и, во-вторых, через социальные платежи в пользу системы социального обеспечения. В пользу финансирования из средств налогоплательщиков есть тот факт, что налоги пропорционально своим финансовым возможностям платит все население и соответственно, вся страна принимает участие в финансировании системы социального обеспечения. Но это можно утверждать, если налоговое законодательство действительно выполняется и если определенная часть населения не уклоняется от уплаты налогов.

Основные организационные принципы социального обеспечения — страхование, помощь и попечительство — представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и финансирования, осуществляемую в условиях рыночной экономики.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемами социальных услуг. Особенностью попечительства является финансирование за счет налогов. При этом помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов. Она может предоставляться в случае утраты заработка или при чрезвычайных нагрузках на личный и семейный бюджет. Если, в особенности, значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов или же, в напряженные для бюджета моменты к снижению уровня обеспечения, вопреки всяким социально-политическим соображениям.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость получателя социальной помощи. Размер помощи не зависит от ранее сделанных взносов, однако, она предоставляется лишь в случае невозможности для получателя самостоятельно выйти из бедственного положения за счет собственных доходов, и когда его доходы находятся ниже определенного гарантированного в стране уровня.

Все три принципа организации социальной защиты занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной защиты в целом способна эффективно выполнять свои задачи только благодаря взаимодействию социального страхования, социальной помощи и попечительства.

В условиях рынка, когда государство отказывается от регулирования доходов, цен и происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адекватных рынку, институтов социальной сферы. Одним из таких институтов, является система социального обслуживания населения, представляющая широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной ситуации.

При этом особое внимания стало уделяться защите материнства и детства, воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Коэффициент младенческой смертности за годы независимости в Узбекистане снизился с 38,1 случая на 1000 рождений до 18,3 и является одним из лучших показателей достигнутых за столь короткий срок, при решении этой сложной и комплексной проблемы. Аналогичная ситуация сложилась и с коэффициентом материнской смертности, который снизился с 42,8 случаев на 100 тыс. живорождений до 33,5.

Особенностью совершенствования системы социальной защиты в Узбекистане является то, что главная ответственность за поддержку наиболее уязвимых слоев населения и ключевых отраслей социальных услуг — образования и здравоохранения сохраняется за государством, поскольку население и предпринимательские структуры еще не готовы принять на себя полностью все функции в данной сфере.

В настоящее время на социальные цели направляется более 60 процентов всех расходов государственного бюджета напротив 59,2 процента в 2012 году. [1]

Общая потребность социальной помощи уязвимых слоев населения, тех, кто по объективным причинам не в состоянии заработать средства к существованию (дети, престарелые, инвалиды и другие лица, не занятые в производстве по не зависящим от них обстоятельствам), определяется демографической ситуацией, уровнем доходов населения и характером его распределения, установившимися стандартами потребления. Вместе с тем определенную роль играют здесь национальные традиции и исторические особенности уклада жизни.

Особенности возрастной структуры населения влияют на все социальные процессы в Узбекистане, определяя остроту проблем, приоритеты и характер реформирования социальной сферы, включая системы социальной помощи, пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, а также функционирование рынка труда.

Так как потребность людей в социальной помощи связана главным образом, с недостаточностью их доходов и только в отдельных случаях — с необходимостью получения социальных услуг.

Поэтому, масштабы социальной помощи находятся в непосредственной зависимости от уровня и степени дифференциации доходов населения.

В настоящее время в нашей республике предоставляются следующие виды социальной помощи:

  1. пособия семьям с детьми: при рождении ребенка; по уходу за ребенком до 2-х лет; семьям, имеющим детей до 16 лет;
  2. социальные пособия: инвалидам с детства и инвалидам других категорий; престарелым, не имеющим стажа работы; семьям по случаю потери кормильца.
  3. содержание учреждений социального обеспечения (домов для престарелых и инвалидов, интернатов для больных детей и т. п.)
  4. различные льготы;
  5. пособия по малообеспеченности.

Основным источником финансирования программ социальной помощи является государственный бюджет. Его расходы на социальную помощь в последнее время составляют 7,4 процента валового внутреннего продукта нашей республики. Почти половина этих средств приходится на семейные пособия и поддержку малообеспеченных семей. Значительные финансовые ресурсы на оказание социальной помощи выделяются также из Фонда социального страхования Республики Узбекистан — они составляют ежегодно 3,15 процента валового внутреннего продукта страны. [1]

Таким образом, система социальной помощи в Узбекистане продолжает совершенствоваться в соответствии с требованиями реформирования социальной сферы и учетом успешного опыта использования многовековых традиций нашего города.

Литература:

  1. Каримов И. А. Итоги социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Газета «Народное слово». 18 января 2015 года.
  2. Данилов. Ю. Национальная экономика. –Т.: Янги аср авлоди. 2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной помощи, социального обеспечения, социальной защиты, системы социального обеспечения, социальной сферы, социальных услуг, реформирования социальной сферы, социального страхования, систему социального обеспечения, система социальной, социальной защиты населения, системы социальной, получателя социальной помощи, величины социальной помощи, программы социальной помощи, социальной помощи уязвимых, системы социальной помощи, система социальной помощи, Принцип социальной помощи, социальной помощи связана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос