Пути решения проблем обучения взрослых в Многофункциональном центре прикладных квалификаций
Автор: Стародуб Ирина Владимировна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3896 раз
Библиографическое описание:
Стародуб, И. В. Пути решения проблем обучения взрослых в Многофункциональном центре прикладных квалификаций / И. В. Стародуб. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3315/ (дата обращения: 19.12.2024).
Вопросы подготовки рабочих кадров, переподготовки высококвалифицированных специалистов и, в целом, развития системы непрерывного образования являются крайне важными для построения современной, высокопроизводительной экономики. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых — обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого Малколма Шеппард Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [1].
Именно запросы общества дали импульсы для реального совершенствования и модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе. Программа модернизации профессионального образования области включает в себя несколько разделов. Модернизация системы профессиональной подготовки — одно из направлений программы, включающее в себя не только модернизацию инфраструктуры, но и модернизацию процесса предоставления услуг: динамичное реагирование на запросы, потребности рынка труда и квалификаций, оперативное создание новых направлений подготовки кадров.
Примером этого, в целях исполнения п.3 Указа Президента Российской Федерации № 59 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», служит создание в октябре 2012 года Многофункциональных центров прикладных квалификаций (МФЦПК) на базе 8 учреждений среднего профессионального образования области, в том числе Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Западно-Сибирский государственный колледж».
Данные центры ориентированы на целевую профессиональную подготовку рабочих кадров под реализуемые инвестиционные проекты в Тюменской области. Финансирование создания и текущей деятельности МФЦПК осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и закреплено Постановлением Администрации Тюменской области.
Целью МФЦПК является удовлетворение потребности организаций, предприятий, ассоциаций работодателей Тюменской области различных форм собственности в квалифицированных кадрах посредством ускоренной профессиональной подготовки персонала широкого спектра направлений и различных сроков обучения.
Деятельность МФЦПК предусмотрена в интересах лиц, жителей Тюменской области, направленных по заявке работодателей. Предполагается ежегодно до 1 декабря направлять в департамент образования и науки Тюменской области сводную заявку для формирования государственного задания на профессиональную подготовку кадров, в соответствии с которой будет определяться объем и структура профессиональной подготовки на последующий финансовый год. Обучающимся, успешно завершившим курс обучения будет выдаваться свидетельство об уровне квалификации установленного образца.
В соответствии с данной целью, в кратчайшие сроки, колледжем была проведена системная работа по анализу и сегментированию рынка труда и квалификаций, потребностей на подготовку востребованных в регионе кадров по заявленным колледжем направлениям. Организованы и проведены ряд совещаний, круглых столов с работодателями при участии департамента по потребительскому рынку Тюменской области.
В процессе разработки программ обучения, сотрудники колледжа столкнулись с проблемой, показывающей, что используемые в настоящее время методы и методики обучения, применяемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования, не эффективны при обучении взрослых. При планировании учебного процесса и выборе формы учебных занятий преподаватели и мастера производственного обучения осознали, что необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении учащегося. Об этом должен знать каждый педагогический работник, ответственный за обучение рабочих, чтобы обеспечить результативность процесса обучения и личную заинтересованность каждого обучающегося в повышении собственного профессионального уровня.
Отличия взрослых обучающихся постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых, раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога [6].
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Капом [4, С.5.]. Наряду с термином «андрогогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. Основные положения андрогогики сформулировал Малколм Шеппард Ноулс в 1970 году. Он издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [6].
Следует отметить, в системе дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70–80-х в системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Также, была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за оценку результатов, выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности [6].
Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное. [3]
Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, ученые исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности:
обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый);
взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым;
взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;
взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;
взрослый рассчитывает на безотлагательное применение освоенных в ходе обучения компетенций;
учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;
процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Таким образом, педагогика — это искусство и наука обучения детей, а андрогогика — искусство и наука оказания помощи взрослым учиться. Исследования показали, что педагогика не является столь эффективной при обучении взрослых как андрагогика.
Так, исследования, проведенные в основном Новелсом, привели к альтернативным моделям обучения, которые более эффективны в обучении взрослых [2]. Поэтому педагогическим работникам, работающим в системе профессиональной подготовки рабочих кадров, необходимо не только получить представление о данных моделях, но и овладеть разнообразными техниками и методами обучения взрослых.
Полгода назад в Минобрнауки России появился новый департамент — государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования, который возглавила Наталия Золотарёва. По её словам, «создание департамента свидетельствует о том, что подготовка рабочих и специалистов среднего звена оказалась в числе приоритетов на государственном уровне, этому уделяется серьёзное внимание». Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации будет курировать разные вопросы, в том числе развития механизмов государственно-общественного управления системой подготовки рабочих кадров и организации формирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, руководителей учреждений профессионального образования.
Более широкий разговор о проблемах среднего профобразования состоялся 22–23 ноября в МИСиС на конференции «Профессиональные кадры новой России» [5].
«Сегодня бизнес ждёт универсальных солдат, умеющих решать смежные задачи, — говорит Наталия Золотарёва. — Владение несколькими близкими профессиями — существенный фактор повышения конкурентоспособности выпускников. В том числе, учитывая демографическую ситуацию, всё более значимым для СПО становится контингент учащихся среди взрослого населения».
Эти же идеи заложены и в Проект приказа Минобрнауки России о федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников: «будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни», в том числе «ожидается охват занятого населения в возрасте 25- 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы программами дополнительного профессионального образования … с 35 % в 2013 г. до 50 % в 2020 г».
Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (рис. 1).
В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика. Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие педагогической парадигмы.
Поэтому, на отделении дополнительного образования колледжа, в рамках программы модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе, была разработана программа повышение квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования (в том числе, негосударственных учреждений), участвующих в организации и проведении профессиональной подготовки по рабочим квалификациям.
Рис. 1. Пирамида обучения
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Инновационные технологии в профессиональной подготовке рабочих кадров» — это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки слушателей: преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, методистов-организаторов краткосрочных курсов.
Учебный план программы рассчитан на 72 часа учебных занятий.
Содержание программы составлено с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности мастеров производственного обучения и преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Данный уровень проверяется специально разработанной входной диагностикой.
В процессе повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, учебные проекты.
Цель данного курса повышения квалификации — развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с самыми различными категориями и группами взрослого населения.
Задачами курса являются приобретение и совершенствование слушателями знаний и умений по следующим направлениям:
андрагогика, как основная составляющая непрерывного образования;
психофизиологические особенности взрослого обучающегося;
эффективные формы организации обучения взрослых;
разработка и применение активных методов обучения;
подготовка и проведение образовательных мероприятий для взрослых;
использование технологии модерации для интерактивного обучения.
С целью приобретения и закрепления навыков использования эффективных технологий обучения всем участникам курса обучения предлагается разработать образовательные мероприятия, материалы которых они смогут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, разрабатывая данную программу повышения квалификации, мы поставили своей целью содействовать подготовке и повышению квалификации специалистов Многофункциональных центров прикладных квалификаций и других учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой по рабочим профессиям.
Литература:
Змеёв С. И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г.
Малькольм Новелс. Современная практика обучения взрослых. Association Press/FoUet. 1980.
Митина А, «Дополнительное образование в России» (Исторический аспект) // «Новые знания» № 2 2000 г.
Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. — М.: «Академия», 2003. — С. 5.
Профессиональные кадры новой России // Материалы конференции 22–23 ноября 2012 г., Москва — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.
http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf.