Библиографическое описание:

Клименко О. А. Социальная реклама как средство формирования гражданской позиции у школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 172-174.

Одним из основных информационных потоков в современном мире является реклама. По силе воздействия рекламная информация практически не имеет себе равных – она создается для формирования нужного рекламодателю настроения, мнения и поведения отдельного человека, групп людей или всего социума, т.е. изначально построена так, чтобы максимально влиять на сознание (иногда подсознание) человека.

Анализ современных тенденций развития общественной коммуникации показывает, что специалисты в этой сфере все чаще обращаются к такому инструменту, как социальная реклама. Определяя социальную рекламу как форму массовой коммуникации, содержательной основой которой является информация о социальных проблемах общества, адресованная большой массе людей, с целью стимулирования их гражданской, социально одобренной активности в русле традиционных для данного общества нравственных ценностей, можно выделить основные компоненты, определяющие управленческие возможности социорекламных коммуникаций. В числе наиболее значимых, можно указать следующие:

  • формирование общественного мнения,

  • привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни,

  • активизация действий по их решению,

  • формирование позитивного отношения к государственным структурам,

  • демонстрация социальной ответственности бизнеса,

  • укрепление социально значимых институтов гражданского общества,

  • формирование новых типов общественных отношений,

  • изменение поведенческой модели общества.

В широком смысле социальная реклама является способом распространения социально значимых ценностей, а также стимулирования гражданской социальной ответственности. При этом ее основной задачей является не только привлечение внимания общественности к социальным проблемам, но также призыв к их решению и предложение возможных действий для этого.

Основой социальной рекламы является информация, которая в отличие от коммерческой рекламы, не является новой. Здесь наблюдается особая зависимость – чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него.

Основные темы социальной рекламы в нашей стране и в мире – здоровый образ жизни, соблюдение правил дорожного движения, призыв к исполнению гражданских обязанностей (уплата налогов, служба в армии), бережное отношения к природе, патриотизм и любовь к родине, укрепление семейных отношений, воспитание чувства ответственности за судьбу детей и социально незащищенных слоев населения. Экологическая тематика в рекламе имеет несколько направлений. Здесь и борьба против ядерного оружия, использования атомных электростанций, вырубки лесов, загрязнения водоемов промышленными отходами.

Первым шагом на пути построения гражданского общества и формировании демократических принципов, плюрализма и толерантности является воспитание этих качеств и соответствующего понимания молодежью.

Молодежь является наиболее открытой и способной к восприятию новых идей частью общества. В то же время сознание молодёжи является одним из наименее защищенных, подверженных воздействию массовой культуры, неотъемлемой частью которой в последнее время стала реклама.

Реклама, как правило, обращается к повседневным сферам человеческого общения и тем самым создаёт определённые стереотипизированные формы, выраженные в имиджах. Эти формы можно рассматривать как специфический механизм социализации. Определяя социализацию как процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности, важно отметить, что социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств. Весьма вероятно, что реклама способна стать средством просвещения молодёжного населения в современном обществе, представляя недорогой, удобный источник информации.

В образовательной сфере социальная реклама и социальное участие молодых людей может содействовать решению социальной проблематики наших дней. Особенность социальной рекламы состоит в том, что в процессе ее создания от авторов требуется понимание и сочувствие рассматриваемой проблеме. Практика показывает, что ответы на вопросы, которые ставит социальная реклама, приходят к людям, прежде всего через личный опыт, через дела и сопереживание. Необходимость изучить и проникнуть в суть социальной проблемы дает молодежи личное понимание предпосылок возникновения социальных затруднений в жизни людей. Вставая на сторону борцов за здоровый образ жизни, экологический баланс, нравственность и толерантное отношение друг к другу, молодые люди воспитывают в себе необходимые принципы гуманизма. Так рождается гражданская позиция человека, которая способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание ценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый мир во всем мире.

При рассмотрении социализации молодого поколения одним из важнейших является период профессиональной подготовки к трудовой деятельности. В это время формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. В любом обществе социализация является важнейшим фактором общественной жизнедеятельности. Опыт социального участия посредством социальной рекламы позволит молодым людям приобщиться к культуре и духовным истокам культурного и правового мира людей.

Говоря о воздействии социальной рекламы, необходимо отметить, что сообщение, предназначенное для одной аудитории, может не привлечь внимания другой, отличающейся по полу, возрасту, социальному составу. Содержание рекламного обращения – основная проблема социальной рекламы, так как в процессе своего воздействия оно оказывает влияние на мнение и поведение человека и соответственно принимается или отвергается им. Как известно, для создания коммерческой рекламы рекламодатели часто прибегают к социологическим исследованиям потенциальной аудитории. Реклама должна соответствовать ценностным установкам, стереотипам и всем возможным ожиданиям потребителей. Подобный механизм необходим также для создания социальной рекламы. Для этого необходимо выявить критерии восприятия социальной рекламы молодежью, а также определить основные требования, предъявляемые молодыми людьми к современной социальной рекламе. Для молодой аудитории требуется иной подход – важно учитывать все аспекты: от формы подачи до языка. Вместе с тем эффективность воздействия рекламы во многом зависит от того, насколько в ней учитываются особенности психических процессов человека. Степень подверженности рекламному воздействию зависит от ряда факторов, таких как отношения в семье, статус учебного заведения, опыт трудовой деятельности и сложившаяся на тот момент система ценностей молодого человека.

Практически во всех школах существуют и действуют школьные советы ученического самоуправления. Стимулирование деятельности совета школы позволяет вовлекать молодежь в социально значимые, благотворительные и добровольческие проекты, ориентировать школьников на здоровый образ жизни, пропагандировать идеи добра, милосердия и толерантности. Одной из ветвей школьного совета должен являться школьный редакционный совет, отвечающий за информационное обеспечение. Как правило, деятельность данной структуры ограничена некоторым кругом мероприятий, подлежащих освещению. В то же время практика показывает, что весьма высок процент учащихся, самостоятельно осваивающих программные продукты обработки и редактирования изображений. При этом около семнадцати процентов школьников старших классов считают, что могли бы выступить в роли дизайнера или креативного менеджера в рекламном бизнесе. Существует много особых (или памятных) дат, отмечаемых как в нашей стране, так и во всем мире, тематически удовлетворяющих сфере социальной рекламы и важных для формирования гражданской позиции молодого человека: день отказа от курения (3 четверг ноября), день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом (26 июня), день охраны окружающей среды (5 июня), праздничные даты, формирующие патриотические чувства. Расширяя сферы деятельности школьного редакционного совета и перечень событий, требующих внимания коллег-учеников, можно предоставить широкое поле для творчества и возможность испытать свои силы. Для полного понимания сущности рекламы, очень полезным может оказаться курс дополнительных занятий по истории и основам создания рекламы, освещающий причины ее существования, основные принципы ее конструирования.

Участие в редакционном совете и подготовка рекламных и агитационных материалов способствует расширению кругозора молодых людей, позволяет понять труд специалистов в данной области и может помочь в определении будущей профессии и осознать, что это профессиональный труд, требующий таланта, эрудиции, специального образования. Кроме того, процесс создания рекламы очень интересен, а квалифицированный разговор о рекламе требует привлечения информации из самых разных наук, способствует развитию языковых навыков.

В последнее время получил широкое распространение метод проектов, в том числе телекоммуникационных. Телекоммуникационные проекты являются весьма удачным решение для обмена информацией между учителями и учащимися различных школ, достаточно удаленных друг от друга и имеющих различный опыт деятельности. В рамках подобных мероприятий можно устраивать конкурсы рекламных проектов между школами и формировать базу креативных молодежных идей. Кроме того, в России проводятся различные конкурсы молодежной и социальной рекламы, в том числе и ежегодный Национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России», учрежденный в 2006 году. Целью конкурса организаторы называют воспитание нравственности, позитивного и созидательного образа мышления в детской, молодежной и профессиональной аудитории. Также регулярно проходят специализированные мероприятия, посвящённые социальной рекламе. Участие в подобных мероприятиях повышает интерес и самооценку школьников, способствует формированию пространства «свежих» идей, что несомненно отразится на эффективности социальной рекламы, создаваемой уже профессионалами (учитывающими молодежное видение проблемы).


Литература:

  1. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / Г.Г.Николайшвили. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

  2. Савельева О.О. О рекламе на уроках обществознания // Обществознание в школе. – №4. – 1998. – С. 21-27.

Основные термины (генерируются автоматически): социальной рекламы, формирования гражданской позиции, социальная реклама, здоровый образ жизни, средство формирования гражданской, технология формирования гражданской, социальной рекламы осведомлен, Основой социальной рекламы, социальной рекламе, Особенность социальной рекламы, коммерческой рекламы, социальной рекламы молодежью, темы социальной рекламы, воздействии социальной рекламы, создания социальной рекламы, проблема социальной рекламы, социальной рекламы «Новое, сфере социальной рекламы, эффективности социальной рекламы, создания рекламы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос