Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как средство дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, О. Н. Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как средство дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов / О. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3129/ (дата обращения: 17.12.2024).

Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности обучающихся и реализации их профессиональных и общеинтеллектуальных способностей. Преподаватель, внедряющий информационно-образовательные технологии в процесс обучения, реализует потребности студентов в получении знаний по преподаваемой дисциплине, способствует формированию информационной культуры обучающихся путем самообразования и, что немаловажно, постоянно совершенствует свою информационную культуру, обеспечивая тем самым собственный профессионально-методический рост.

На наш взгляд, наиболее эффективным способом организации самостоятельной работы студентов является дистанционное сопровождение этого процесса информационно-образовательными ресурсами, разрабатываемыми преподавателем с помощью новейших информационно-образовательных систем, компьютерных образовательных программ, мультимедийных ресурсов и т.п. Кроме того, весьма оправданным является обращение высшего образования к интерактивным образовательным технологиям, для которых в первую очередь характерен быстрый и активный отклик обучающихся на решение учебных задач изучаемой дисциплины. В современных условиях интерактивные информационно-образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс, в частности, в самостоятельную работу студентов– неотъемлемую составляющую изучения любой дисциплины математического и естественнонаучного цикла.

Следует отметить, что информационно-образовательные ресурсы, используемые преподавателем в качестве дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов, не должны выступать обособленно. Их необходимо подчинить общей образовательной цели, снабдить единой идей и наполнить соответствующим этому содержанием. В качестве модели такого дистанционного информационно-компьютерного сопровождения могут выступать автоматизированные рабочие комплексы преподавателя.

При этом под автоматизированным рабочим комплексом преподавателя (АРКП) мы понимаем совокупность информационных средств, подготовленных преподавателем с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и предназначенных для дистанционного сопровождения изучения конкретных дисциплин в ходе самостоятельной работы студентов как неотъемлемой составляющей образовательного процесса.

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Для лучшего их раскрытия разделим цели на две группы (1 группа – направленные на совершенствование деятельности педагога; 2 группа – ориентированные на формирование личности обучающихся). Рассмотрим цели первой группы. Среди них выделим организационные (направлены на организацию и проведение образовательного процесса) и профессионально-развивающие (направлены на развитие преподавателя как умелого организатора образовательного процесса, чья профессиональная деятельность отвечает современному периоду развития науки и образовательных технологий).

К организационным целям относим:

  • повышение качества преподавания изучаемой дисциплины с помощью использования информационных коммуникационных технологий и информационно-образовательных ресурсов локальных и глобальной сетей;

  • автоматизация мониторинга качества подготовки студентов по дисциплинам математического и естественно-научного цикла;

  • обеспечение индивидуализации учебного процесса.

Профессионально-развивающими целями являются:

  • формирование информационно-коммуникационной компетентности, в частности, умения эффективно использовать современные ИКТ-технологии на различных этапах образовательного процесса;

  • формирование умения видеть процесс преподавания дисциплины в системе и реализовывать изучение отдельных блоков дисциплины посредством ИКТ-технологий;

  • развитие способности эффективно работать с людьми, взаимодействовать в составе и во главе команды.

Среди целей второй группы назовем образовательные (ориентированы на формирование знаний и умений ими владеть посредством ИКТ-технологий в рамках изучаемой дисциплины, а также применять знания при необходимости в иных ситуациях), воспитательные (отвечают за воспитательное воздействие, которое может получить студент, изучающий дисциплину дистанционно посредством ИКТ) и развивающие (направлены на развитие отдельных сторон личности обучаемых, которое обеспечивается внедрением в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий).

Итак, к образовательным целям следует отнести:

  • обучение работе с информацией в области изучаемой дисциплины и смежных с ней посредством ИКТ-технологий;

  • ознакомление с различными информационными ресурсами, содержащими материалы по изучаемым темам дисциплины;

  • создание условий для интеллектуального развития личности;

  • формирование компьютерной грамотности и компетентности.

Несмотря на кажущееся отсутствие велика роль и воспитательных целей. Это, прежде всего формирование позитивной мотивации к получению знаний; воспитание учебной инициативы; активизация интереса к дисциплине; формирование самостоятельности, критичности, способности мыслить глобально; воспитание потребности в самообучении и саморазвитии; формирование отношения к компьютеру как к средству познания и обучения, а не только как к средству развлечения (игры, аудио, видео, социальные сети и т.п.); усвоение норм сетевого этикета.

Наиболее широко представлен блок развивающих целей. Это:

  • активизация наглядно-действенного, творческого и теоретического типов мышления студентов;

  • развитие познавательной активности, формирование исследовательского подхода к учебной деятельности;

  • развитие способности анализировать и оценивать информацию;

  • развитие и раскрытие творческого и интеллектуального потенциала обучаемых;

  • формирование способностей коммуникативного взаимодействия друг с другом и с группами обучаемых посредством современных средств связи, в частности, интерактивных способов общения с помощью глобальных и локальных сетей;

  • повышение уровня самостоятельности студентов, интенсификация их самостоятельной работы, активизация самостоятельной деятельности по усвоению учебного материала дисциплины;

  • формирование умения самоопределяться в учебной деятельности;

  • повышение уровня квалификации студентов и т.п.

При использовании АРКП приоритетная роль отводится компьютерным технологиям. Компьютер занимает центральное место и во время разработки АРКП и в период его функционирования и использования студентами на этапе самостоятельной работы. Поэтому при разработке и эксплуатации автоматизированного рабочего комплекса преподавателя необходимо учитывать следующие аспекты:

    1. технический – оснащение участников образовательного процесса компьютерным и иным специальным оборудованием;

    2. технологический – организация и поддержка преподавателем созданного АРКП (администрирование преподавателем дистанционного сопровождения изучения дисциплины в ходе самостоятельной работы студентов);

    3. кадровый – работа с автоматизированным рабочим комплексом информационно – коммуникационно - технологически компетентных преподавателей и студентов (для студентов допустим невысокий уровень ИКТ - компетентности).

Перечисленные аспекты организации АРКП имеют необходимый характер и выступают априори, т.е. без них процесс создания и эксплуатации автоматизированного рабочего комплекса преподавателя не мог быть осуществлен, но они отнюдь не являются достаточными. Кроме них следует указать организационно-методический, психолого-педагогический аспекты. Раскроем их содержание.

Организационно-методический аспект предполагает учёт особенностей форм дистанционного сопровождения самостоятельной работы, которые могут быть как индивидуальными (например, индивидуальные консультации по теме, рекомендации к выполнению индивидуальных заданий и т.п.), так и групповыми или совместными (чаты, вебинары, глоссарии, лекции и т.п.).

Психолого-педагогический аспект связан с некоторыми проблемами дистанционного обучения. Такими как:

  • отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентами (преподаватель при использовании АРКП должен оказывать обучающимся требуемую помощь в определении индивидуальной образовательной траектории изучения дисциплины посредством информационных ресурсов АРКП; обеспечивать психологическую комфортность каждого студента, работающего с комплексом дистанционного сопровождения своей самостоятельной деятельности в виде АРКП);

  • временная неопределенность при организации диалога между субъектами обучения (время между вопросом преподавателя и ответом студента увеличивается, при этом преподаватель не всегда может контролировать самостоятельность ответа студента);

  • знание и соблюдение этических норм и правил сетевого общения.

Таким образом, перед преподавателем стоит цель грамотной психолого-педагогической организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов. В основе такой организации лежат:

  • комплекс знаний о способах и формах взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе процесса дистанционного сопровождения;

  • комплекс знаний о нормах сетевого этикета и знакомство участников учебного процесса с ними;

  • система знаний о психологических особенностях обучаемых, которые могут проявляться во время самостоятельной работы;

  • система знаний об особенностях восприятия учебного материала, представленного в различных видах в разработанном автоматизированном рабочем комплексе преподавателя.

Учитывая выявленные аспекты, в процессе организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов посредством автоматизированного рабочего комплекса преподавателя, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы:

  1. Целевой этап. Этап определения целей учебно-воспитательного процесса, в частности, самостоятельной работы студентов, и создания АРКП.

  2. Этап проектирования АРКП. На этом этапе предполагается анализ планируемых результатов самостоятельной работы студентов, выстраивание содержательных линий, которые следует отразить в АРКП, подбор ИКТ-технологий и средств для осуществления дистанционного сопровождения.

  3. Этап организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы посредством АРКП. Этап непосредственной реализации разработанного автоматизированного рабочего комплекса преподавателя на практике.

  4. Оценочно-результативный этап. Оценка результатов использования АРКП в качестве средства организации самостоятельной работы студентов, анализ эффективности выбранных методов, приемов и форм работы со студентами при изучении материала дисциплины.

Очевидно, что та часть учебного процесса, которая реализуется в новых условиях, в современной информационно-образовательной среде, должна значительно отличаться от обычного учебного процесса. Дистанционное сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла направлено на приобретение опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечение саморазвития и самоактуализации студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, дистанционное сопровождение, образовательный процесс, автоматизированный рабочий комплекс, преподаватель, самостоятельная работа, учебный процесс, дисциплина, естественнонаучный цикл, психолого-педагогический аспект.

Похожие статьи

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Комплекс электронных лабораторных установок как информатизация учебного процесса и повышения качества обучения курсантов (студентов)

Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка

Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Похожие статьи

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Комплекс электронных лабораторных установок как информатизация учебного процесса и повышения качества обучения курсантов (студентов)

Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка

Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий