Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников
Автор: Грудина Светлана Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 33841 раз
Библиографическое описание:
Грудина, С. В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников / С. В. Грудина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3094/ (дата обращения: 30.10.2024).
- Развитие двигательных качеств учащихся, их
поддержание на нормативном уровне осуществляется на уроках
физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на
занятиях в спортивных кружках, секциях, клубах, в туристических
походах и т.д.
- Эффективность этих занятий во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
- Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок. Должные нагрузки необходимо получать на каждом уроке физкультуры [ 1, с.86 ].
- Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель должен: видоизменять и уточнять задания применительно к особенностям отдельных групп учеников; варьировать скорость и продолжительность выполнения упражнений для мальчиков и девочек; учитывать подготовленность учеников; при освоении техники движений изменять объём и характер упражнений, исходя из способностей учеников [ 5, с.139 ].
- Для того, чтобы более точно определить нагрузку на уроке, учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учащихся, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.
- Определяя заранее содержание урока, необходимо регламентировать величину нагрузки, ориентируясь на детей со средней физической подготовленностью. А затем, используя индивидуальный подход, корректируются задания для более сильных или слабых учеников [ 5, с.139 ].
- Для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 минут, а для их поддержания на нормативном уровне – около 30 минут. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. В связи с этим на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительные резервы времени.
- Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу «гимнастика», а в поддерживающих объемах – на занятиях легкой атлетикой, а также с использованием спортивных и подвижных игр.
- Нагрузка для развития скоростно-силовых качеств на занятиях легкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости и ловкости при сложнокоординационных движениях [ 1, с.86 ].
- Нормой ежедневной двигательной активности принято считать 15-30 тыс. шагов. Для того, чтобы определить ежедневный объем специальной активирующей нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью по ЧСС выше 90-100 уд/мин. Затем надо сопоставить результат с возрастной и половой нормами двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает соответствующую величину дополнительной нагрузки.
- Эффективность этих занятий во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Возрастные группы |
Локомоции, тыс.шагов |
Величина энергозатрат, ккал/сут. |
Продолжительность двигательной активности, ч |
Младшая (мальчики и девочки) |
15 - 20 |
2500 - 3000 |
3,0 – 3,6 |
Средняя (мальчики и девочки) |
20 - 25 |
3000 - 4000 |
3,6 – 4,8 |
Старшая: юноши |
25 - 30 |
3500 - 4300 |
4,8 – 5,8 |
девушки |
25 - 30 |
3000 - 4000 |
3,6 – 4,8 |
- Например, у школьника 14 лет время выполнения бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью по ЧСС более 100 уд/мин – 2 ч. Норма двигательной активности для него – 3,6 – 4,8 ч. Следовательно, ему необходима дополнительно специальная активирующая нагрузка (прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, работа в саду, катание на велосипеде и т.п.) в объеме 1,6 – 2,8 ч [ 1, с.85 ].
- В результате чрезмерной физической нагрузки возникает утомление и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно.
- Нередко как синоним слова «утомление» употребляют термин «усталость». Однако, усталость не всегда соответствует утомлению.
- Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.
- Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания и т.п.
- Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений.
- Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению).
- Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.
- Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) поможет следующая таблица:
- Например, у школьника 14 лет время выполнения бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью по ЧСС более 100 уд/мин – 2 ч. Норма двигательной активности для него – 3,6 – 4,8 ч. Следовательно, ему необходима дополнительно специальная активирующая нагрузка (прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, работа в саду, катание на велосипеде и т.п.) в объеме 1,6 – 2,8 ч [ 1, с.85 ].
Внешние признаки утомления
Признаки |
Небольшое физиологическое утомление |
Значительное утомление (острое переутомление 1 степени) |
Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени) |
Окраска кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (выше пояса) |
Резкая (ниже пояса), Выступание солей на коже |
Дыхание |
Учащенное (до 22-26 ударов в 1 мин. на равнине и до 36 – при подъеме в гору |
Учащенное (38-46 ударов в 1 мин), поверхностное |
Очень учащенное (более 50-60 ударов в 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движение |
Бодрая походка |
Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше |
Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений, отказ от дальнейшего движения |
Обычный вид, ощущения |
Обычный |
Усталое выражение лица, небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему |
Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации), учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота |
Мимика |
Спокойная |
Напряженная |
Искаженная |
Внимание |
Четкое, безошибочное выполнение указаний |
Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения |
Замедленное, неправильное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Пульс, уд/мин |
110-150 |
160-180 |
180-200 и более |
- Таким образом, норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных способностей занимающихся. В процессе обучения должны использоваться развивающие, восстановительные, подготовительно-стимулирующие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры или в домашних условиях, определяется по критерию эффективности обучения и овладения учащимся соответствующими умениями и навыками.
- Литература:
- Таким образом, норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных способностей занимающихся. В процессе обучения должны использоваться развивающие, восстановительные, подготовительно-стимулирующие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры или в домашних условиях, определяется по критерию эффективности обучения и овладения учащимся соответствующими умениями и навыками.
- Настольная книга учителя физической культуры/Под ред.проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погодаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с., ил.
Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод.пособие/Сост. Б.И.Мишин-М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.-526, (2)с.-(Настольная книга).
- Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- метод.пособие/Сост. Б.И.Мишин.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.-526, (2)с.-(Настольная книга).
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г.Озолин.-М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003.-861(1)с.:ил.-(Профессия-тренер).
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва. Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.