Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аксенова, Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни / Г. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3082/ (дата обращения: 19.12.2024).

Каждый человек, только появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.[1,с.3]

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.

В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно как информирование умений, должно происходить систематически. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми второго и третьего года жизни проводится один раз в неделю. Большой интервал между занятиями не желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей.

Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия.[1,с.4] Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть дидактическим материалом.

Эстетическая сторона занятия по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала.

Особое внимание хочу уделить известному пособию Золтана Дьенеша - «Блоки Дьенеша».

Что такое «Логические блоки Дьенеша»?

Золтан Дьенеш – известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.[2.с.16]

Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот набор предназначен для детей от двух - трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой".

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. Для занятий с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.

Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время занятий.

Вот один из вариантов организации непосредственно образовательной деятельности с детьми третьего года жизни с использованием блоков Дьенеша.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе «Наш друг квадрат» по реализации задач образовательной области «Познание»

Программные задачи:

Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый), тренировать внимательность.

Закрепить знания детей о геометрической форме квадрат. Учить распознавать формы квадрата в окружающей обстановке.

Классифицировать предметы по признаку величины «большой», «маленький».

Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, глазомер.

Развивать мышление, координацию движений.

Демонстрационный материал. Большой квадрат синего цвета, дорожки из геометрических фигур синего и желтого цвета.

Раздаточный материал. Блоки Дьенеша (наборы по количеству детей), карточки из альбома «Маленькие логики», строительный материал (кубики) красного, синего и желтого цвета.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята сегодня к нам в детский сад пришел гость. Подойдем к столу и поздороваемся с ним.

Дети подходят к столу и садятся на стулья.

Воспитатель. Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад

А зовут меня квадрат.

Воспитатель. Здравствуй, квадрат. Ребята, вы помните, он уже приходил к нам в гости. Квадрат, а почему ты сегодня такой грустный? Посмотрите, у него даже слезки текут.

Квадрат. Мои братья маленькие квадраты не могут найти свои домики. А они жили в таких красивых башенках.

Воспитатель. А где же твои братья квадраты.

Квадрат. Да вот же они тихонько сидят коробочке и грустят. Помогите, пожалуйста.

Воспитатель. Ребята, поможем квадратам найти домики? (поможем).

Воспитатель. Возьмите каждый по одному квадрату. Квадраты у нас разноцветные. Алина, какого цвета твой квадрат (опрос детей).

Воспитатель. Ну а сейчас нам пора отправляться искать домики наших друзей квадратов. Для того чтобы найти их, мы должны пройти по дорожке из больших синих квадратов.

Воспитатель. Покажите мне эту дорожку.

Дети показывают.

Воспитатель. Из каких геометрических фигур выложена дорожка? (из квадратов)

Воспитатель. Правильно, из квадратов. А какого цвета квадраты? (синего цвета).

Воспитатель. Правильно, квадраты синего цвета.

Воспитатель. А какие они: большие или маленькие?

(большие, синие квадраты).

Дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение идут по дорожке из больших синих квадратов и подходят к столу, на котором лежат карточки и наборы «Блоков Дьенеша». Садятся за стол.

Воспитатель. Посмотрите на столе у нас лежат карточки, на которых тоже нарисованы дорожки. Дорожки не простые, все окошки в них пустые. Чтобы мы прошли по этой дорожке нужно правильно закрыть окошки.

Воспитатель. Окошки у нас квадратной формы.

Дети повторите, какой формы окошки? (квадратной формы).

Воспитатель. Окошки у нас разного цвета: синего, желтого, красного. Какого цвета окошки?

Воспитатель. А еще квадраты разные по размеру: большие и маленькие.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим на фигуры, которые лежат перед вами. Какой квадрат у Гриши большой или маленький? А у Алины квадрат, какой по размеру?

Воспитатель: А теперь выложите свои фигуры на дорожки, закройте пустые окошки.

Работа с блоками.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы справились с заданием. Но где же наши башенки?

Воспитатель. Ой, что это?

Воспитатель обращает внимание на коробки с кубиками.

Дети переходят к другим столам и становятся вокруг них.

Воспитатель. Наверное, домики квадратов сломались. Давайте построим для наших друзей новые башенки.

Воспитатель. Для синих квадратов построим синие башенки, для красных – красные, для желтых – желтые.

Воспитатель. Полина, какого цвета твой квадрат?

(красного).

Воспитатель. Правильно красного цвета. Построй для своего квадрата башенку красного цвета.

- Мила у тебя синий квадрат. Значит, башенку какого цвета будешь строить ты? (синего цвета).

Дети строят башни их кубиков.

Воспитатель. Какого цвета получилась башенка у Алины, а у Гриши?

Воспитатель. Ура, башенки готовы! Вот и квадрат теперь улыбается. Вы молодцы, ребята, помогли квадрату.


Литература:

  1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996 г.

  2. Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, квадрат, какой цвет, ребенок, блок, синий цвет, башенка, дорожка, окружающий мир, сенсорное воспитание.

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления