Логические блоки Дьенеша — всесторонняя развивающая игра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.12.2014

Статья просмотрена: 5817 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Л. В. Логические блоки Дьенеша — всесторонняя развивающая игра / Л. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 460-464. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14529/ (дата обращения: 24.11.2024).

В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра. С этой целью разработано огромное количество дидактических игр, различных пособий. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.). Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Поскольку эта настольная игра есть определённые правила, разработаны игры поэтому педагогу, родителю не составит затруднений использовать это пособие для развития ребёнка.

Как и в каждой игре существуют определённые педагогические принципы. Принцип развивающего обучения направлен на развитие способностей каждого ребенка.

Принцип доступности обеспечен учетом возрастных способностей и интересов воспитанников.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности обучению детей в определенном порядке, соответствует основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от неизвестного к известному.

Принцип учета индивидуальных особенностей обеспечен учетом уровня развития личности ребенка, его индивидуальных способностей.

Принцип воспитания и обучения детей в коллективе — достижение поставленных перед детьми целей осуществляется коллективной и подгрупповой, индивидуальной организацией детей.

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно—два упражнения (игры).

Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от домика, чтобы помочь лягушке дойти до теремка. Но один ‑ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами) Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Для того чтобы можно было играть с играми Дьенеша,.необходимы сами игры.

Логические блоки Золтана Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, синие, желтые), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойства. Если такой возможности нет, можно самостоятельно изготовить, из цветного картона плоскостные фигуры, что тоже способствуют полноценному развитию ребёнка.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

1.                  Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2–3 года)

2.                  Альбом к блокам Дьенеша «Давайте поиграем»

3.                  Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

4.                  Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5–8 лет.

5.                  Альбом Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада»(5–8 лет),

6.                  Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» (5–8 лет)

Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4–7 лет)

-          Пособие к обучающим играм.

-          Карточки с символами свойств.

На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) всего 11 карточек. И 11 символов с отрицанием.

-          цвет обозначается пятном;

-          форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

-          величина — силуэт домика (большой, маленький);

-          толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Можно и самостоятельно придумать разнообразные игры с логическими блоками Дьенеша. Хотелось бы поделиться своим опытом работы с блоками Дьенеша.

I. Ознакомительный этап.

В соответствии с принципом постепенного последовательности, дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Им была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, поэтому первые занятия детей с логическими блоками Дьенеша являлись ознакомительными. Их цель — привлечь, заинтересовать детей игрой. Для этого выкладывала перед детьми наборы и давала им вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установили самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Когда дети легко и безошибочно научились справляться с заданиями определенной ступени, предложила упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами.

Дети овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине)

Для формирования умений выявлять и абстрагировать в предметах свойства, детям предлагались разные игровые задания и упражнения.

1.         Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру).

2.         Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах (одинаковые фигуры не ставить рядом).

3.         «Второй ряд» (под каждой фигурой верхнего ряда стоит фигура другого цвета, формы, размера) и т. д.

4.         Игра «Волшебный мешочек» (дети ощупывают фигурку в мешке и характеризуют ее по одному или нескольким признакам).

5.         «Домино». Фигуры делятся между четырьмя участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера ит.п.

Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков.

На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками в работе стала применять карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Ребёнок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный блок. Карточки рассматривали с детьми, уточняли, какие свойства обозначены на них. Рассматривали с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, составляли, «паспорт» блоков проговаривали, зарисовывали имя каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «это красный, большой, круглый, толстый блок».

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Дети учились классифицировать детали по определённым признакам: толстый- тонкий, большой- маленький, цвету, форме. На карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры. Если ребенку показывала жёлтое пятно и маленький дом, нужно показать жёлтую, маленькую фигуру, или (отложить все жёлтые, маленькие фигуры). Красное пятно, двухэтажный домик и силуэт круга — нужно показать красный большой круг или отложить все красные и большие круги. Дети составляли паспорта блоков, бланки — заказы для игры «магазин» т. е. кодировали информацию.

Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например

Игра «Все в ряд». В первой из восьми клеточек карты изображено одно свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства.

В игре «Житейские истории» Дети оказывали помощь героям стихов Агнии Барто. «Чинили» грузовик, они без затруднений выбирали нужные блоки по знакам — символам, т. е. декодировали информацию.

В игре «Садовник» дети высаживали цветы на разные клумбы в соответствии со знаками символами.

В игре «Нелепицы» дети из блоков выкладывали животных, так же используя кодовые обозначения.

После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры: «Кто быстрее соберет блоки!", «Поручения», «На свое место». Например, ведущий говорит: «Кто быстрее всех соберет все красные блоки», «Саше поручается собрать все круглые блоки», «Все толстые блоки положите на свое место — в большой обруч»...

Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства.

Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводила код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.). Познакомила с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств.

Для усвоения слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства «не красный», «не круглый», «небольшой», проводила игры:

«Помоги Незнайке» (перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму — о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький) и т. д.

Для освоения детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами отрицания проводилась

Игра «Рыбалка», дети раскладывали блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не ложем не синих и не квадратных рыбок. В жёлтом обруче красные и треугольные и. т.д.

После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго.

Вариантом игр с логическими фигурами, является набор «Давайте вместе поиграем»- это плоский вариант блоков Дьенеша.

В данный вариант входят такие игры, как «Угощение для медвежат», «Магазин», «Художники». Освоив игры, в которых строго выполняются правила для достижения цели, дети с удовольствием придумывают новые задания по «Блокам», вместе с друзьями они рисуют модели и играют в свои игры. И незаметно обучающие игры переходят в раздел «творческой игры», «игра для развития воображения и фантазии», «игра для коллективного занятия детей» (2–3 человека). Так же игры с блоками можно использовать и в сюжетных играх таких как ««Магазин, «Почта», «Аптека» «Водители». и.д.р.

Таким образом, особенностями игры системы «Блоки Дьенеша» можно считать классификация ее как обучающей игры, развивающей и закрепляющей знания, умения и навыки, творческой, индивидуальной, подгрупповой и коллективной игры.

Для детей подготовительной группы в начале года брала упражнения для закрепления пройденного материала. Так, например, в игре «Выкладываем дорожки» проводила упражнение на развитие памяти, навыков самоконтроля и ориентировки в пространстве.

При закреплении счёта использовалась игра «Лесенка успеха». «На новогодний утренник украшали ёлку бусами», применяя кодированную информацию.

Подбирала игры для развития способности к логическим действиям и операциям — «Доставка», «Перевозим грузы на поезде», Лабиринты» , где дети видоизменяли свойства блоков в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Чтобы перевезти груз, они учились действовать последовательно и в соответствии с правилами, соблюдая алгоритм действий.

Далее брала более сложные по содержанию игры нам подбор и изменение блоков по схеме: «Знаменитый ясновидец», «Архитекторы», Дети положительно реагировали на усложнение поставленной задачи. Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.

В особую группу выделила игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, а также разгадывать шифрограммы.

Это игры «Логический поезд», «Мозаика цифр»,

При организации непосредственно образовательной деятельности по математике использовала творческие задания, игровые ситуации, которые развивают интерес к предмету, творческую фантазию.

Так в игре «Поиск затонувшего клада» мы отыскивали драгоценные камни. Это хороший тренинг решения примеров, т. к. для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, а по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля. Эта общая радость победы сплачивает детей.

Не вызывали у детей трудностей и логические игры с обручами. У них формируется четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Например: имеется один круг. У каждого ребенка в руках один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием педагога (внутри круга все красные блоки, а вне круга — все остальные). После чего детям задавались такие вопросы: какие блоки лежат внутри круга? (красные); какие оказались вне круга? (не красные). Верен именно такой ответ, так как важно лишь то, что внутри круга лежат все красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне круга определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

Я проводила игры с двумя обручами, давала два разноцветных круга (синий и красный), круги пересекаются, поэтому имеют общую часть. Детям давалось задание: расположить круги так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые блоки, а внутри красного круга все красные. На первых порах дети затруднялись, куда положить красные и круглые блоки (их место в общей части двух кругов). После выполнения задания дети отвечали на вопросы:

-        Какие блоки лежат внутри обоих кругов?

-        Внутри синего, но не красного?

-        Внутри красного, но вне синего?

-        Вне обоих кругов?

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают и запоминают цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение.

Все эти игры разработаны в вышеуказанных альбомах. Но можно придумать игры и самостоятельно.

Я изготовила игру по типу Твистер, и назвала её Твистер-Дьенеш. Игра монофункциональная. Выкладывается игра на полу, ведущий крутит, рулетку по указанию стрелки осуществляются движения правой (левой) рукой или ногой. Смысл этой игры заключается в совершенствовании знаний о свойствах предметов, их классификации, совершенствования умения ориентироваться в пространстве, удержании равновесия в различных позах на игровом коврике. В игру можно играть от 2 до 6 человек. Твистер — Дьенеш создаёт весёлую атмосферу, радостное настроение, что немаловажно для любой игры.

Также разработана была компьютерная игра «Игры с блоками Дьенеша». Игра предназначена для использования в работе с интерактивной доской. Озвучивается задание и ребёнок, следуя инструкции, выполняет действия, оперируя полученными ранее знаниями. В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, передвигая фигуры в нужное место по заданию. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.

В конце года дети самостоятельно без моей помощи играли в уже знакомые для них игры.

Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.

Следует отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, умеют кодировать и декодировать информацию, научились классифицировать с заданными свойствами.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, блок, цвет, красный, свойство, свойство блоков, задание, карточка, круг.


Похожие статьи

Текстовые задачи — инструмент педагога в обучении математике

Игра как элемент культурологической деятельности в предпрофильном обучении языковой школы

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды

Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка в средней школе

Спортивные метафоры семантического поля «шахматная игра» в печатных средствах массовой информации

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Похожие статьи

Текстовые задачи — инструмент педагога в обучении математике

Игра как элемент культурологической деятельности в предпрофильном обучении языковой школы

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды

Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка в средней школе

Спортивные метафоры семантического поля «шахматная игра» в печатных средствах массовой информации

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Задать вопрос