Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 5968 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, К. А. Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза / К. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2693/ (дата обращения: 22.12.2024).

Физическая культура всегда высоко ценилась в обществе. Физически подготовленный человек был способен больше сделать для общества. Сейчас, в наш век гуманитарной направленности труда, развитие себя не только в умственном, но и в физическом плане необходимо, прежде всего, самому человеку для гармоничного становления себя как личности, которая способна проявить себя во всех отраслях жизни. Физическая подготовка позволяет лучше справляться со многими проблемами современности, в том числе с различными заболеваниями, с усталостью.

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. [4]

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.[3]

Физическая культура является обязательной дисциплиной в каждом ВУЗе Российской Федерации. Особое значение придается ей в педагогических вузах, так как будущие учителя должны не только владеть здоровьесберегающими технологиями, но быть примером для подражания подрастающего поколения и вести здоровый образ жизни.

Как показывают многочисленные исследования, в настоящее время студенты высших учебных заведений практически не занимаются укреплением своего здоровья, но вместе с тем понимают, что высокий уровень здоровья делает их более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, и ставят здоровье в системе ценностей на второе место после образования. (Г.К. Зайцев, В. К. Бальсевич и др.). Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи – одна из главных задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей их подготовки.

Вопросы профессиональной направленности физического воспитания студентов раскрывались Э. JI. Адамовичем, Ю. Войнером, А. Г. Горшковым, В. П. Жидких, В. Н. Менщиковым, М. А. Хохловой и др.

Для нашего исследования особый интерес представляли работы, раскрывающие вопросы подготовки студентов вузов к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания. В. С. Ежков, В. П. Жидких, В. И. Ильинич, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В. М. Наскалов, Г. В. Руденко.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов, в большей степени, присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.[8]

Спорт часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.[7] Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).[2]

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Целью физического воспитания в педагогических вузах является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.

В процессе обучения в педагогическом вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  1. воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

  2. сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

  3. всесторонняя физическая подготовка студентов;

  4. профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

  5. приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

  6. воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.


Литература:

  1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. - №1. - С. 22-27.

  2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. - №5. - С. 2-7.

  3. Горшков, А. Г. Физическая подготовка студента: учебное пособие / A. Г. Горшков. М.: МНЭПУ, 2001. - 72 с.

  4. Калашников А.Ф. Физическая культура / А.Ф. Калашников, - Орел.: ОРАГС, 2002. - С. 78.

  5. Лотоненко А.В., Сысоева В.И. Физическая культура молодежи в XI веке / А.В. Лотоненко, В.И., - Воронеж.: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 360.

  6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

  7. http://www.sportedu.by

  8. http://nashaucheba.ru

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, будущая профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, повседневный быт, студенческая молодежь, физическая подготовка, физическое воспитание студентов, физическое совершенствование человека.

Похожие статьи

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Психолого-педагогические технологии формирования учебной мотивации подростков

Похожие статьи

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Психолого-педагогические технологии формирования учебной мотивации подростков