Диалогическая сущность культуры педагогического взаимодействия будущего учителя иностранных языков
Автор: Мазко Елена Петровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1194 раза
Библиографическое описание:
Мазко, Е. П. Диалогическая сущность культуры педагогического взаимодействия будущего учителя иностранных языков / Е. П. Мазко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2678/ (дата обращения: 19.12.2024).
Стратегия современного высшего образования Украины ориентируется на подготовку специалистов к традиционным сферам деятельности с учётом общекультурных умений, которые дают личности возможность разрабатывать и реализовать новейшии стратегии перестройки жизни общества на человекоцентристских принципах. Следовательно, высшее педагогическое образование направлено на формирование личности будущего учителя, развитие его индивидуальных особенностей, гражданского самоосознания и культуры межнационального взаимодействия, подготовку человека к творческой деятельности на принципах терпимости и равноправия, а также на стимулирование профессионального и личностного самосовершенствования [9]. Изменение идеологии образования добавило новое содержание также иноязычному образованию, которое в новых условиях понимается как восхождение личности к культуре, то есть учитывает мировой опыт обучения языкам международного общения и социально-культурные особенности разных народов. Вследствие такого понимания сущности образования закономерно выдвигаются новые требования к педагогическому взаимодействию как к образцу культурного общения, как в личном, так и в профессиональном плане.
Изучение феномена педагогического взаимодействия базируется на современных представлениях об учебном процессе и профессиональной деятельности педагога в высшем учебном заведении. Последние отечественные и зарубежные исследования и публикации в русле новейших педагогических концепций (О. А. Стукало, С. С. Витвицкая, С. Б. Брычок, Е. В. Гончар, С. Л. Седашева, В. С. Курило, В. К. Майбородова, Н. С. Побирченко, К. В. Колесова, Р. Славин, Р. Селман, О. Стауфорд, Д. Джонсон, Р. Джонсон, М. Фландерс, М. Хаузен) свидетельствуют о том, что на смену традиционному понятию «педагогический процесс» приходит понятие «процесс педагогического взаимодействия», тем самым принципиально отрицая авторитарность и контроль педагога по отношению к ученикам. Иначе говоря, происходит «замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно ориентированной» [7], которая на первый план ставит ценность личности ученика и отбрасывает манипулятивный подход к нему. В данном случае педагогическое взаимодействие рассматривается как высокоорганизованный процесс взаимной активности и взаимообусловленности действий педагога и студентов, результатом которого являются взаимные изменения субъектов этого процесса, проявляющиеся в преобразовании свойств и качеств личности ученика и совершенствовании личности педагога путём самообразования и самовоспитания. Как целостная система педагогическое взаимодействие в самом общем виде выражает единство человека и его природного, культурного и социального мира, обеспечивая положительные изменения в человеке, то есть выступает началом социальной жизни людей, в основе которой лежит сотрудничество. В свете культурологического похода педагогическое взаимодействие рассматривается сквозь призму культуры, то есть как культурный процесс, который осуществляется в культуросообразной учебной среде. Соответственно, успех педагогического взаимодействия зависит от ряда факторов, решающим из которых выступает наличие у будущего учителя иностранных языков культуры педагогического взаимодействия как одного из приоритетов современного педагогического образования. Культура педагогического взаимодействия является элементом общечеловеческой культуры и педагогической культуры в частности. Общая культура личности как мера овладения каждым человеком общечеловеческими и национальными ценностями и усвоение личностью опыта человечества взаимосвязана со всеми видами культур и влияет на их развитие при условиях реализации учебного, воспитательного и развивающего потенциала преобразующей деятельности. Элементом общей культуры или её «вертикальным срезом» [6, с. 103], наряду с моральной, эстетической, управленческой, правовой и другими видами культуры, выступает профессиональная культура будущего специалиста в области иностранных языков. Профессиональная культура представляется как комплекс личностных знаний, умений, навыков и качеств, которые определяют готовность личности к реализации своих сущностных сил в конкретной профессии. О. П. Рудницкая подчёркивает, что «привычное для других отраслей деятельности разделение культуры на общую и профессиональную оказывается недостаточно перспективным по отношению к учителю» [10, с.7], поэтому, принимая во внимание специфику профессии учителя иностранных языков, мы выделяем в структуре профессиональной культуры педагогическую культуру будущего учителя. Педагогическую культуру можна рассматривать как значимую характеристику профессиональной деятельности учителя, которая обусловливает активность педагога, определяет личностное содержание педагогического взаимодействия, обеспечивает воспроизведение социального опыта личности и перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Однако своеобразность профессиональной деятельности учителя иностранных языков в процессе педагогического взаимодействия требует совершенствования не столько самой педагогической культуры, сколько развития культуры педагогического взаимодействия будущего специалиста и её интеграции в структуру профессиональной и, соответственно, общей культуры человека. Исходя из основных характеристик понятий «культура» и «педагогическое взаимодействие», мы определяем культуру педагогического взаимодействия как интегрированное единство ценностей и убеждений, научных знаний и практических навыков, образцов и норм поведения в процессе взаимодействия, которые способствуют взаимным изменениям субъектов данного процесса, их социальному и ментальному развитию, а также обеспечивают соблюдение норм морали, педагогической этики и культуры общения при осуществлении субъектами взаимодействия обмена имеющимися знаниями и создании новых знаний.
Учитывая требования к содержанию и характеру профессиональной деятельности учителя иностранных языков высшего учебного заведения, можна выделить основные компоненты культуры педагогического взаимодействия: ценности как элементы убеждений в виде идей, концепций, теорий, закономерностей, постулатов, аксиом и т.д., которые создают основу для осуществления процесса педагогического взаимодействия; научные знания (методологические, общетеоретические, методические, психологические, организационно-педагогические [4]) и навыки их применения на практике; опыт субъектов взаимодействия (социальный, эмоциональный, культурный) как отображение в сознании личности законов объективного мира и общественной практики, полученный в результате активного практического познания и дающий возможность персонализировать процесс усвоения и создания знаний; доминирующие профессиональные мотивы как полностью или частично осознанные внутренние импульсы, побуждающие будущего учителя к активной деятельности; профессионально значимые качества будущего учителя иностранных языков высшего учебного заведения (гуманистические, коммуникативные, поликультурные, социальные, организационные и др.); умения педагогического взаимодействия; нормы поведения как установленные стандарты поведения в определённом обществе, знание которых помагает устанавливать контакт, общаться, достигать взаимопонимания субъектов взаимодействия. Наличие перечисленных элементов указывает на то, что в культуре педагогического взаимодействия воплощены духовные (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы) и материальные (средства обучения и воспитания) ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, служащие социализации личности в конкретных исторических условиях. Для исследования культуры педагогического взаимодействия как интегративного понятия важными являются все перечисленные элементы, поскольку именно их систематизированная совокупность способствует эффективному педагогическому взаимодействию. По сути, компоненты культуры педагогического взаимодействия – это модели человеческих взаимоотношений, механизмы взаимодействия с учебной средой, своего рода сценарии поведения, усвоение которых обеспечивает взаимодействие, а отдельные компоненты обеспечивают не только педагогическое взаимодействие, но и взаимодействие с окружающей средой в целом. Таким образом, предназначение культуры педагогического взаимодействия заключается в формировании культурной личности будущего учителя иностранных языков, способной приспосабливаться к культурным образцам и моделям в процессе деятельности и определять ценности и нормы, регулирующие все сферы её жизни, в том числе и сферу взаимодействия с другими людьми.
С позиций диалогической педагогики, которую Ш. Вонг (Sh. Wong) [11] определяет как модернизированную теорию и практику обучения и воспитания, заключающуюся в обновлении педагогического мышления и направлении его в русло диалогичности, важнейшим в реализации педагогического взаимодействия является вербальное общение. Теории образовательной продуктивности диалога между учителем и учеником, а также понятие культуры, демонстрирующее его сходство с природой человеческого языка, составляют философско-педагогическую подоплёку диалогической педагогики, распространяя педагогическое взаимодействие на принципах кооперации между учителем и учеником, между группами учеников, между учениками и учителем наравне. Личность со сформированной культурой педагогического взаимодействия проявляет культуру в своих действиях, поступках, мыслях, речи, внутренне нацелена на диалог с другим человеком, то есть формирование и развитие культурной личности возможно только в общении или в диалоге носителей определённой культуры. В подтверждение этого, В. С. Библер отмечает, что культура возникает, транслируется и существует в процессе взаимодействия, в общении личностей как общении разных культур. В данной формулировке диалогическую сущность культуры можно чётко проследить, если рассматривать её как форму общения (диалога) культур [2]. «В глубинной идее диалога культур формируется новая культура общения» [5, с.80], которая в первую очередь имеет целью взаимопонимание всех участников педагогического взаимодействия. Соответственно, решающее значение для формирования культуры педагогического взаимодействия будущего учителя имеет диалогическое взаимодействие участников учебного процесса, в основе которого лежит диалог, одновременно выступающий формой обучения, путём получения информации об окружающем мире, средством развития, совершенствования и саморазвития личности. Диалог (от гр. dialogos – «разговор, беседа») – это «двустороннее речевое общение, которое выражается в обмене репликами-высказываниями, связанными между собой содержательно и формально» [8, с. 85]. По определению В. Ф. Беркова, диалог – это «логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей путём выражения своих смысловых позиций» [3, с. 4]. М. М. Бахтин объясняет диалог как «взаимопонимание участников процесса взаимодействия и в то же время сохранение собственного мнения». Мы рассматриваем диалог как форму интерактивного педагогического взаимодействия в условиях конкретной учебной ситуации, которая обеспечивает взаимообмен учебной информацией, взглядами, позициями и способствует усвоению социального и культурного опыта в условиях учебного сотрудничества. Сущность такого диалога определяется не только сочетанием общения, контактов, обмена мыслями, обсуждений, переговоров, консультаций в совместных действиях с целью достижения взаимопонимания, но и совокупностью полемики и дискуссии, критики и самокритики, борьбы противоположных взглядов и мыслей, разных точек зрения. Конструктивный диалог должен быть гуманистическим и демократичным, поскольку он должен учитывать уникальность участников, их принципиальное равенство, вариативность взглядов каждого, ориентацию субъекта на восприятие, понимание и активную интерпретацию точек зрения другими субъектами. Такой диалог должен предусматривать взаимную активность, при которой каждый не только испытывает влияние, но и сам в равной степени влияет на другого путём взаимного проникновения партнёров в мир чувств и переживаний друг друга, стремления к соучастию, сочувствию.
Культура педагогического взаимодействия с диалогом в основе предусматривает одновременное усвоение культурных компонентов мотивационно-смысловой и предметно-операционной сторон профессии, что является важным прежде всего для студентов педагогических вузов. Обмен суждениями и умозаключениями, обмен смыслами, сопоставление и анализ информации, взаимная заинтересованность друг другом активизирует самопознание участников, стимулирует процессы самовыражения, обогащает новыми способами саморазвития, даёт возможность преодолеть односторонность подходов к решению заданий и сделать их открытыми для критической оценки или корекции согласно сложившихся обстоятельств. Именно с помощью диалога, построенного на основе принципов доверия и сотрудничества [1, с. 22], происходит взаимодействие индивидуальных процессов речи и мышления, их наложение и взаимопроникновение, что, в свою очередь, ведёт к выработке индивидуальной манеры общения, накоплению способов организации и ведения диалога, которые в дальнейшем, с учётом специфики учебного процесса, превращаются в культуру педагогического взаимодействия будущего учителя иностранных языков. Таким образом, эффективное педагогическое взаимодействие с последующим формированием его культурной стороны возможно только в форме диалога, состоящего из совокупности определённых структурных компонентов. Акцент на мотивационном компоненте диалога развивает умение стимулировать позитивную мотивацию к учебной деятельности и формирует интерес к общению. Применение коммуникативного компонента помагает раскрыть механизмы преодоления существующих противоречий между индивидуальным восприятием и глубиной усвоения знаний, умением использовать их на практике. Эмоциональный компонент диалога даёт возможность создать творческий микроклимат на занятии, определять и адекватно моделировать психологическое состояние собеседника по внешним признакам. Оценочный компонент диалога помагает делать заключения, подводить итоги работы. Функциональная сторона диалога даёт основание выделить его интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции. Интеллектуальная функция заключается в умственном развитии участников, то есть в усвоении, систематизации, совершенствовании знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессии. Эмоциональная функция предусматривает развитие коммуникативных, гностических, глористических и праксических эмоций в процессе диалога. Социальная функция связана с системой ценностей личности и заключается в формировании активной позиции в жизни каждого субъекта педагогического взаимодействия. Перечисленные функции чрезвычайно важны в их единстве.
Овладение диалогикой (теорией диалога) в условиях современного информационного общества является одним из главных условий формирования культуры педагогического взаимодействия будущего педагога и культурной личности вообще, поскольку именно с помощью диалога участники педагогического взаимодействия формируются как личности, усваивают общечеловеческие и национальные ценности, социальный опыт, то есть формируют индивидуальную культуру педагогического взаимодействия.
Таким образом, возрастание роли иностранных языков как способа межкультурного общения требует формирования культуры педагогического взаимодействия в основе с диалогом, предусматривающей одновременное усвоение будущим учителем иностранных языков культурных компонентов мотивационно-смысловой и предметно-операционной сторон профессии. Диалогическая сущность культуры педагогического взаимодействия проявляется при рассмотрении её как формы диалога культур. Следовательно, результатом овладения культурой педагогического взаимодействия должно стать умение будущего педагога свободно вести конструктивный диалог независимо от темы, соблюдая учебные параметры и нормы, умение развивать диалогичность мышления у себя и других субъектов педагогического взаимодействия, а также развивать способность приспосабливаться к культурным образцам и моделям в процессе интерактивной деятельности, определяя ценности и стандарты, необходимые для регуляции как учебной сферы, так и повседневной деятельности личности.
Литература:
Абасов З. Диалог в учебном процессе / З. Абасов // Народное образование. – 1993. – № 3. – С. 22–28.
Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. – М. : Политиздат, 1991. – 413 с.
Берков В. Ф. Культура диалога : учеб. пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. – Мн. : Новое знание, 2002. – 152 с.
Бондар В. Технологізація підготовки фахівців в умовах запровадження державних стандартів освіти / Володимир Бондар // Освіта і управління. – 2005. – Т. 8. – № 2. – С. 86–90.
Вострякова Ю. В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры / Ю. В. Вострякова // Философско-методологические проблемы науки и техники. – Самара, 1998. – С. 78 - 81.
Єльникова Г. В. Управлінська компетентність. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 128 с.
Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э. Ф. Зеер, Н. А. Шахматова. – Екатеринбург: УГППУ, 1999. – 245 с.
Мельник Г. С. Общение в журналистике: советы мастерства / Г. С. Мельник. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2006. – 235 с.
Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры содержания образования: труды Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. – М.: Уникум-центр, 2001. – Ч. 1. – 104 с.
Рудницька О. П. Сприйняття музики і педагогічна культура учителя.- К.: КДПІ, 1992. - 96 с.
Wong Shelly. Dialogic approaches to TESOL: Where the ginkgo tree grows. – Lawrence Erlbaum Associates. – 259 p.