Культура взаимоотношений впедагогическом коллективе образовательной организации
Усова Анна Михайловна, магистрант;
Васильева Ксения Викторовна, магистрант
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В статье автор исследует различные подходы к содержанию понятий «культура взаимоотношений», «педагогическая культура»; рассматривает специфику формирования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: культура взаимоотношений, педагогический коллектив, педагогическая культура
В последние время более пристальное внимание уделяется формированию общей, профессиональной и коммуникативной культуры педагога, которая способствует расширению пределов его нормативной деятельности, обеспечивает возможность создания и передачи ценностей, помогает реализовывать воспитание и развитие детей, осуществлять формирование социальной и гражданской позиции. Особое значение в педагогическом коллективе отводится культура взаимоотношений, которая отражается не только на психологическом комфорте в коллективе, но и на процессе воспитания и обучения детей, а также при конструктивном взаимодействии педагогов в коллективе.
Культура взаимоотношений является структурным компонентом внутренней культуры личности педагога и оказывает значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Наличие здоровых взаимоотношений оказывает влияние и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие их профессионально значимых качеств.
Культура взаимоотношений — это совокупность интеллектуальных, духовных и эмоциональных качеств личности, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия и контроля поведения, основываясь на нравственных нормах и правилах общения. Сущностью культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе является ориентирование на мораль, приоритетность социальной ответственности всех ее членов, единство ценностей и целей [6].
Вопросам формирования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе посвящены исследования таких ученых, как Л. Г. Бузунова, И. И. Диденко, К. Э. Казарьянц, К. А. Кисин, Н. Ю. Попикова, М. В. Тарасов и др.
В первой половине XX века в педагогической науке начали складываться представления о педагогическом коллективе, как об особой трудовой общности. Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский в своих трудах активно пропагандировали идею товарищества и содружества в работе педагогов. Н. И. Пирогов выступал за коллегиальность в руководстве учебно-воспитательной работой.
Н. С. Дежникова в своих трудах обращается к вопросам организации и управления педагогическим коллективом, его специфике. Она выделяет внутреннюю и внешнюю функции педагогического коллектива. Внутренняя функция рассматривает коллектив как субъект собственного развития: педагогический коллектив является образцом для детей, по которому строиться представление о других объединениях взрослых. К внешней функции педагогического коллектива Н. С. Дежникова относила педагогизацию окружающей среды организации.
Автор отмечала, что оптимизировать деловые отношения в педагогическом коллективе можно через умелую организацию повседневного общения — это может быть и сотрудничество, и объединение общих усилий педагогов. Так же взаимоотношения могут устанавливаться при коллективном анализе результатов учебно-воспитательной работы, сравнение с результатами других образовательных организаций. Взаимоотношения внутри коллектива могут появляться и в процессе наставничества опытных педагогов над молодыми специалистами. Кроме того, вместе с деловыми отношениями в коллективе имеют место быть и неофициальные отношения, влияющие на самоорганизацию и саморегуляцию в коллективе. В связи с этим задачей руководителя является контроль и координация как деловых, так неофициальных отношений в коллективе, зарождающиеся в процессе общения и совместной деятельности педагогов.
Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации, взаимодействующих на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Коллектив педагогов обладает многими общими признаков коллектива, но вместе с тем имеет специфические особенности. Отличительной особенностью педагогического коллектива является специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание детей. Специфической чертой данного типа коллектива является преобладание в нем женщин. Эта особенность оказывает сильное влияние на взаимоотношения среди членов коллектива. В женском составе педагогического коллектива всегда преобладает высокий эмоциональный фон. Сотрудники такого коллектива больше подвержены быстрой смене настроения, более конфликтны, чем коллективы, где преобладают мужчины.
Педагог овладевает нормами профессии во время приобщение к педагогической и человеческой культуре. Это служит основой для формирования личной и профессиональной культуры.
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [3]. Общая культура является фундаментом для профессиональной педагогической культуры. Педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая мировой педагогический опыт, как смену культурных эпох и соответствующих им педагогических цивилизаций, как история педагогической науки и образования.
В. А. Сухомлинский связывал педагогическую культуру с умением ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики. Педагогическая культура характеризуется им как важнейший стимул развития коллективной мысли и коллективного творчества. Педагогическая культура проявляется в повышенном внимании к духовному миру воспитанника [4].
А. В. Барабанщиков, понимая педагогическую культуру педагога как определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества степень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности, выделяет составляющие педагогической культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании [2].
Культура специалиста как интегральный показатель творческого начала поведения складывается в единстве и взаимосвязи всех составляющих. Так, тезаурус и кругозор личности характеризуют ее познавательную емкость, интеллектуальный потенциал. Широта интересов обеспечивает уровень духовных потребностей. Мировоззрение обусловливает социальную направленность личностной культуры. Поступки и действия регулируются нормами и освоенными методами деятельности принятые личностью. Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность ее поведения и личности [8].
Педагогическая культура в значительной мере проявляется во взаимоотношениях в педагогическом коллективе, и находится в прямой зависимости от нее. Взаимоотношения между членами коллектива — это явление динамичное, определенное внешними и внутренними факторами. Главным проявлением положительных взаимоотношений в педагогическом коллективе является формирование модели поведения и деятельности педагога, обусловленных возникающими ситуациями внутри коллектива. Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении.
Взаимоотношения также можно рассматривать как систему ориентаций, установок, ожиданий и стереотипов, с помощью которых члены коллектива оценивают и воспринимают друг друга. В свою очередь данные позиции находятся под влиянием содержания, целей, ценностей и организованной совместной деятельностью и являются источником формирования социально-психологического климата в коллективе.
В любом коллективе важна культура взаимоотношений. Определяя культуру взаимоотношений, необходимо опираться на то, что человек становиться личностью в процессе освоения социального и культурного опыта общества. Роль культуры в процессе становления личности каждого человека огромна. Именно культура, в сравнении с генетическими механизмами наследования, является средством социального усвоения информации, накопленного обществом исторического опыта человечества. Также общая культура может рассматриваться как сумма нескольких культур — психологической, нравственной, эстетической, речевой и др. Среди элементов общей культуры личности особое место занимает культура взаимоотношений.
Исторический характер явлений культуры взаимоотношений характеризуется тем, что формы и способы взаимодействия складывались в ходе исторического развития — в традициях, нравах и обычаях. Для культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе ценностный характер имеют гуманистические ценности. Также культура взаимоотношений рассматривается как синтез общего развития и профессионально-педагогических качеств, психолого-педагогических убеждений и мастерства, системы всесторонних отношений и педагогической этики, поведенческий стиль и стиль профессиональной деятельности.
Основные принципы культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе приобретаются в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, которые трансформируются в профессиональные убеждения по мере освоения педагогической деятельностью, тем самым они позволяют будущему педагогу осознать важность профессии [4].
Анализируя уровень культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе, можно понять — успешно ли функционирует данный коллектив. Именно в коллективе педагогов зарождается особый тип взаимоотношений, для которого характерна высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность педагогов в отношении друг друга, объективность при передаче и принятии ответственности за результат совместной деятельности.
Литература:
- Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 197 с.
- Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего учебного заведения. — Вып.1. — М.: Военное издательство, 1980. — 280 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
- Кортунова Е. П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. — 2011. — № 6. Т. 2. — С. 94–96.
- Крылова Н. Б. — Формирование культуры будущего специалиста. Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 2001. — 142 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
- Троян А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учебное пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 123 с.
- Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата /под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 394 с.