Автор: Рымарева Татьяна Фаритовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Рымарева Т. Ф. Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2444/ (дата обращения: 12.12.2017).

В настоящее время большинство авторов подчеркивают, что определяющую роль в безопасности полетов играет человеческий фактор [7]. В связи с этим повышается значимость развития профессиональных качеств и частности профессиональной ответственности у будущих авиатехников в процессе их подготовки в колледже. В связи с этим представленная статья, посвященная описанию авторского опыта развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ, кажется нам важной и своевременной.

Однако прежде чем перейти к описанию особенностей технологии развития профессиональной ответственности определим, что профессиональная ответственность авиатехников понимается нами как качество личности, проявляющейся в способности к саморегуляции своей трудовой деятельности по обслуживанию авиационной техники, отличающейся высокотехнологичностью, динамичностью, сложностью трудовых отношений, и готовности отвечать за её результаты. В структуре профессиональной ответственности следующие компоненты: профессиональной ответственности [3; 5; 6]:

- мотивационный компонент (профессиональная мотивация, мотивация учебно-профессиональной деятельности, мотивация достижения цели, мотивация принятия ответственных решений);

- когнитивный компонент (систематизированные знания о сущности профессиональной ответственности вообще и профессиональной ответственности в авиации; о специфике профессиональных отношений в авиации; о нормах поведения, через которые реализуется профессиональная ответственность);

- эмоционально-волевой (эмоциональную устойчивость, настойчивость, организованность, решительность, готовность отвечать за результаты своей деятельности);

- рефлексивно-деятельностный (умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения, рефлексивность, уверенность в себе (самостоятельность), субъективный контроль).

Определение основных понятий исследования и выявление структуры профессиональной ответственности позволили обосновать содержание образования, ориентированного на развитие профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа. Среди наиболее важных принципов отбора содержания необходимо назвать: принцип погружения в авиатехнические профессии – направленный на зарождение и развитие желания стать профессионалом в своей области, готовности принимать ответственность за результаты своей деятельности; на стимулирование и создание условий для самостимулирования деятельности курсантов по овладению профессией авиатехника. Это достигается за счет ценностной и личностной направленности материала, обращения к субъектному опыту преподавателей и студентов и др. Данный принцип, предусматривает при отборе содержания образования ориентацию на фасилитационные отношения. Применительно к теме нашего исследования это может быть достигнуто, если при подборе материала ориентироваться на следующие положения: освобождение педагога от чисто информационной функции преподавания и создание условий для более яркого проявления воспитательно-координирующей функции; создание условий для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути становления профессиональной ответственности курсантов; обеспечение делегирования некоторых функций педагогического управ­ления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления.

Указанные выше положения могут быть успешно реализованы при опоре на принцип системного квантования, предполагающий сжатие учебной информации; принцип действенности и оперативности знаний имеющий особое значение при формировании профессиональной ответственности, так как в реальной практике колледжа формирование профессионально важных качеств часто ограничивается беседами, а ряде случаев нотациями. Рассматривая профессиональную ответственность через призму саморегуляции деятельности для нас особое значение приобретает принцип ориентации на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, как деятельности по овладению профессией. Данное качество, по мнению многих авторов, является определяющим и в профессиональной деятельности при принятии решений, их реализации, ответственности за их результаты, что и составляет суть профессиональной ответственности.

Перечисленные выше принципы позволяют организовать поэтапный процесс формирования профессиональной ответственности (адаптационно-диагностический, когнитивно-развивающий, рефлексивно-интегрирующий этапы) и ориентировать его на личность каждого курсанта [2; 3].

Так как в психолого-педагогической литературе содержится достаточно большое количество вариантов личностно ориентированных технологий, конкретизируем их применительно к теме исследования.

Следует сказать, что при формировании профессионально важных качеств личности большое значение имеет ориентация на субъектный опыт участников образовательного процесса [3; 5; 8 и др.]. Как показывают результаты проведенного нами эксперимента, применительно к формированию профессиональной ответственности у курсантов технического авиационного колледжа целесообразно опирается на следующие положения: активное использование в образовательном процессе субъектного опыта преподавателя как представителя авиационной профессии и его гармонизация с субъектным опытом курсантов; приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности курсанта как активного носителя субъектного опыта; содействие интериоризации социально значимых нормативов (образцов), связанных с профессиональной ответственностью, в том числе способов саморегуляции своей деятельности; организация специальной коллективно-распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса, позволяющей создать атмосферу сопричастности профессии авиатехника; развитие курсанта как личности, готовой к профессиональной ответственности не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Профессиональная ответственность личности неразрывно связана её рефлексивными способностями, поэтому не удивительно, что в рамках личностно ориентированных технологий мы обратились к рассмотрению рефлексии и условий её формирования. Мы выделяем следующие положения личностно-развивающих технологий, ориентированных на развитие рефлексии: направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии связанной с профессиональной ответственностью; создание в процессе преподавания гуманитарных ситуаций, содействующих активизации ретроспективной, проспективной и интроспективной составляющих рефлексивной деятельности курсантов; организация групповой рефлексии процессов, связанных с профессиональной ответственностью в авиации.

Важным для предлагаемой нами технологии является и тот факт, что формирование профессионально важных качеств, в том числе и профессиональной ответственности, может быть продуктивным, если образовательный процесс будет построен в контексте будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы в своей работе ориентировались на идеи контекстного обучения, изложенные в работах А.А. Вербицкого [1] и его последователей. Выбор нами методов контекстного обучения обусловлен тем, что основной единицей деятельности курсанта является поступок, посредством которого будущий специалист не только выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами отношений, принятых в данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания в рамках целостного образовательного процесса. Все это делает возможным создание особой ценностной среды, содействующей формированию у курсантов авиационного технического колледжа профессиональной ответственности.

Значимым условием создания такой среды, по мнению многих авторов [1; 4] являются учебно-деловые игры. Нами были выделены следующие положения, важные при построении разработке учебно-деловых игр:

- имитационное моделирование конкретных производственной деятельности авиатехников и производственных отношений, связанных с профессиональной ответственностью;

- проблемность в содержании учебно-деловой игры и процесса его развертывания в учебно-профессиональной деятельности курсантов;

- организация совместной деятельности курсантов в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций специалистов;

- ориентация на диалогическое общение во взаимодействии партнеров по игре при принятии ответственных решений;

- двуплановость целей учебно-деловой игры – достижение игровых целей служит средством формирования профессиональной ответственности будущих авиатехников.

Обобщая работы в исследуемой области [2; 4 и др.] мы выделили те виды игр, которые целесообразно использовать при создании образовательной среды, ориентированной на формирование профессиональной ответственности:

1) по широте тематических рамок: в рамках одной дисциплины, комплексные;

2) в зависимости от степени неопределенности ситуации: детерминированные, вероятностные;

3) по характеру коммуникаций участников игры: интерактивные и неинтерактивные;

4) По степени участия студентов в подготовке деловых игр: игры с и без домашней подготовки;

5) по длительности процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры, длящиеся несколько занятий и т.п.).

Уровень и характер игр изменяется на каждом из этапов формирования профессиональной ответственности.

Таким образом, формирование профессиональной ответственности у будущих авиатехников будет эффективным, если используется личностно ориентированная технология в интеграции с контекстными и игровыми методами обучения, ориентированная на активизацию субъектного опыта участников образовательного процесса и развитие рефлексии, обеспечивающая поэтапное формирование осознанной саморегуляции деятельности, связанной с профессиональной ответственностью.

Эксперимент по проверке этого положения проводился в Троицком авиационном техническом колледже гражданской авиации. Всего с 2007 по 2012 год в эксперименте участвовало 245 человек. Эффективность реализации разработанного содержания проверялось по мотивационному, когнитивному, эмоционально-волевому и рефлексивно-деятельностному критериям. По всем четырем критериям в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения 22–34 % по сравнению с начальным уровнем тестирования. Наибольшее приращения 32–35 % наблюдались при оценке результатов по рефлексивно-деятельностному критерию, что связано с совершенствованием у студентов осознанной саморегуляции своей деятельности в области освоения профессии.


Литература:

  1. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.

  2. Габрусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству [Текст] / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин. – Минск: Изд-во «Университетское», 1989. – 125 с.

  3. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. – 170 с.

  4. Лежнева Н.В. Использование учебно-деловых игр при формировании готовности к принятию профессиональных решений у студентов вуза [Текст] / Н.В. Лежнева, А.А. Утемисова // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2009. – Вып. 31. С. 34–46

  5. Лежнева, Н.В. Компетенция профессионального саморазвития как важная составляющая подготовки современного специалиста [Текст] / Н.В. Лежнева // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2008. – Вып. 28. – С. 24–41.

  6. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] / К. Муздыбаев. М. :Изд-во Либроком, 2010. – 248 с.

  7. Труды Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы подготовки авиационных специалистов» / Под ред. И.В. Кабашкина. – Рига : Изд. института транспорта и связи, 2008. – 81 с.

  8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та., 1997. – 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной ответственности, развития профессиональной ответственности, формирования профессиональной ответственности, профессиональной ответственностью, деятельности курсантов, профессиональной деятельности, формирование профессиональной ответственности, профессиональной ответственности курсантов, профессиональной ответственности следующие, курсантов авиационных технических, частности профессиональной ответственности, следующие положения, развитие профессиональной ответственности, сущности профессиональной ответственности, формировании профессиональной ответственности, структуры профессиональной ответственности, курсантов авиационного технического, профессиональной ответственности будущих, формированию профессиональной ответственности, образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос