Библиографическое описание:

Козырева О. А., Баженова Т. С., Тихомиров И. В. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2365/ (дата обращения: 14.12.2017).

Воспитание и его феноменологические аспекты изучения теорий и практик остаются в современном обществе одними из самых заманчивых и порой самых непростых и недосягаемых далей, которые покоряются силою мысли и горечью труда как педагога-профессионала, так и родителя или родственника, поставившего перед собой ту вершину для своего чада, которую необходимо покорить в трудной борьбе и непреклонной истине, поскольку величайший из полководцев – А. В. Суворов отмечал – «Тяжело в учении – легко в бою».

Итак, феномен воспитания – один из главных продуктов деятельности человека, его уникальности в восприятии и трансформации опыта жизни. Будучи включенным в три системы, сводящихся к учету наследственности, среды и воспитания как средства адекватного восприятия и трансформации социального опыта, человек является одновременно творцом и репродуцируемым, субъектом и личностью, элементом (единицей) и уникумом, продуктом среды, культуры и деятельности и ее объектом; семьянином, тружеником и гражданином; воспитуемым и воспитывающим; воспитанником и воспитателем; смыслом, ради которого происходят социокультурные изменения, и объектом, низвергающим множество проблем живой и неживой природе, и пр.

Воспитание как социальная проблема волновало общество с первобытного строя, с азов зарождения культуры и цивилизации, науки и религии, искусства и профессионализма. Опыт как составная часть воспитания и культуры трансформируется в модели, которые, в свою очередь, через речь, сознание и деятельность становятся достоянием личности в полиаспектном взаимодействии и многогранной реконструкции и ситуативном принятии смыслов и их значений. Воспитание – самая первая категория, зародившаяся в антропологической среде как гносеологическая единица, фасилитирующая восприятие и объяснение репродуктивного уровня культурно-исторических и субъектно-деятельностных отношений. В связи с этим, следует рассмотреть различные модели воспитания, характерные для определенной системы возможностей и ограничений человека, культуры и среды.

Из работы А. А. Гагаева и П. А. Гагаева [1] могут быть излечены следующие модели воспитания:

  • Новиков Н. И.: Человек – самоценная, ищущая себя нравственность и духовность, смысл образования и воспитания – помочь человеку стать счастливым.

  • Киреевский И. В.: Воспитание человека духовным, а значит верующим и нравственным. Задача человека современного, осознавшего смысл бытия своего в мире, – постижение задуманного Богом, т.е. – воссоединить себя самого через духовный подвиг, собрав в единую целостность все свои отдельные силы.

  • Хомяков А. С.: Воззрения на проблему воспитания и приоритетность семейного и общественного воспитания перед государственным, проникновенность религиозного (православного) воспитания в среде народа и государства, где православный, общинный (соборный) взгляд на мир есть движение разума, "смирившегося" перед величием и милосердием провидения и в том нашедшего силу дерзать – через мнения и сомнения – к постижению тайны соборного бытия Бога, человека и вселенной.

  • Шевырев С. П.: Воспитание должно питать тело, душу и дух надлежащею пищею для раскрытия в них единого человеческого естества. Воспитание – это содействие человеку в его естественном саморазвитии. Человеческое в человеке рождается через переживание им родных для себя образов – образов его матери, отца, народа, отчизны; родное творчески тревожит и подвигает в направлении истинном, христианском, православном.

  • Белинский В. Г.: «Человек есть мир в малом виде: в его организме все стихии природы, первосущие его силы…». Истина может быть дана человеку через кропотливый, усердный труд, борьбу, страдание и лишения. Высшее человеческое в человеке – это его духовность. Цельный, полный человек – это существо, в котором и мир, и народность, и весь род человеческий, и – главное – Бог – не забыты, но явлены в живой, не исчерпываемой никакой абстракцией форме; любовь духовная, святая – орудие и посредник воспитания.

  • Пирогов Н. И.: Путь истинного человека определяется: 1) в наличии и следовании человека своим убеждениям; 2) способностью жертвовать собой; 3) истинный человек нуждается и ему дается «вдохновение и сочувствие». Смысл и цель воспитания – противление злу в человеке через его внутреннее «роковое» усилие, через роковую его борьбу с самим собой (не смирение перед злом), побуждение человека себя истинного увидеть в сочувствии «будущих» людей.

  • Ушинский К. Д.: Определил приоритеты воспитания – национальный, народный характер воспитания; христианское воспитание – основа нравственного и народного воспитания; воспитание трудолюбия и патриотизма; единство воспитания и обучения; развитие интереса к науке и физическому труду; возбуждение активности и самостоятельности в процессе сознательного учения.

  • Каптерев П. Ф.: Идея саморазвития и "самоусовершенствования по идеалу" и ее следствие – вера в человеческое в человеке – не только русские явления: человек везде человек. Бог есть истина и жизнь. Частичное познание истины – постижение смысла жизни и Бога и пр.

Анализируя работы ученых, занимающихся проблемами смыслотерапии, психопедагогики, психодидактики, можно было бы выделить следующее определение категории "воспитание": воспитание – это механизм и результат создания условий для восприятия смысла всеми субъектами социального пространства, фасилитирующий реконструкцию и ситуационную трансформацию социальных ролей и отношений в микро-, мезо-, макро- и мегасистемах.

Все это не останавливает и нас, и мы питаемся разобраться в феноменологических нюансах категории «воспитание», моделируя новые дефиниции, которые учитывают наши потребности, возможности и нормы социокультурных и воспитательно-образовательных возможностей и ограничений.

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, интегрирующий знания о человеке как высшей ценности и смысле бытия, системно изучающий закономерности достижения ситуативно определяемой вершины в различных видах жизнедеятельности и общения, создающий и реализующий антрополого-акмеологический трамплин для всей жизни не только одного человека, но и для человечества в целом, предопределяющий поиск и достижение вершин зрелости (интеллектуальная, нравственная, биологическая и др.) и модели их реализации в личностно, социально и профессионально значимых преобразованиях как внутреннего мира личности, так и внешней среды, создавшей и неустанно создающей данную личность (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это процесс формирования общественных, индивидуально-групповых, личностных ценностей, норм, правил, мировоззрения, способствующих включению личности в общественные и профессиональные отношения, где социальный опыт играет роль вектора социализации, адаптации, самосовершенствовании и самореализации, а личная практика и система психолого-педагогического знания – катализатора всех новообразований личности и появления инноваций в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм осознанного, ситуативного, индивидуально и социально корректируемого восприятия ценностей, смыслов, моделей и ролей в обществе, принятия норм культуры и взаимоотношений, создания условий для ретрансляции позитивного социального опыта в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм передачи социального опыта, системно раскрывающий возможности каждого человека и среды в целом, предопределяющий сохранение человеческого в человеке и ресурсного потенциала среды как колыбели мира (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – это процесс формирования и развития личности, предопределяющий адаптацию и социализацию, самореализацию и самосовершенствование в микро-, мезо-, макро- мегамасштабах, опосредованный нюансами герменевтики как науки, поясняющий возможность функционирования таких единиц в психолого-дидактическом поле, как объяснения и пояснения, фасилитирующих появление любого антрополого-обусловленного знания в фарватере того или иного явления или феномена (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это целенаправленный процесс, обуславливающий накопление и преобразование социокультурного опыта, с целью личностной и профессиональной самореализации и самосовершенствования, системно трансформирующий социальные, профессиональные и личностные роли и модели отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это механизм развития субъекта социального пространства с его физиологическими, психологическими, социокультурными особенностями, предопределяющий формирование социального опыта в системе природо- и культуросообразной связке, соединяющей в различных проявлениях культурно-исторических связей нормы, правила и модели поведения в обществе, объективные механизмы преобразования внутреннего и внешнего мира, средства оценки и рефлексии, продукты деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки и т.д. (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это специально организованная деятельность по получению, накоплению, реконструкции, ретрансляции социального опыта, обеспечивающего благополучие как одного конкретного человека, так и общества в целом (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения информационного подхода – это процесс развития, накопления, хранения, передачи социального опыта от старшего поколения младшему в виде знаков, символов, а также антропологических единиц (людей), создающих и реализующих условия преобразования мира и личности в нем (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения лексического подхода – это целенаправленный процесс формирования у субъекта деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки моделей грамотного (правильного), эффективного (оптимального) употребления лексики и лексических оборотов, предопределяющих качественно-количественные изменения в структуре личности и микро-, мезо-, макро- и мегасредах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения личностного подхода – это процесс формирования и развития человека как личности с его ценностями, мировоззрением, нормами культуры, этики, способствующий функционированию механизмов самоопределения, самосовершенствования и самореализации, предопределяющий сохранение как личности, так и антропологического поля и среды (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения тезаурусного подхода – это процесс формирования личностно и социально востребованного словарного запаса у человека, включенного в деятельность и общение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, обеспечивающий повышение уровня как общей культуры, так и разнообразных граней всех культур, прямо и косвенно связанных с коммуникативной, опосредованных моделями формирования культуры самостоятельной работы и нормами социокультурного пространства, обеспечивающих оптимальное развитие данного человека в системе социальных и профессиональных взаимоотношений, сохранение общества и его ресурсов и богатств в согласованной эволюционной цепочке преобразований (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения этнопедагогического подхода – это процесс становления и развития личности, основанный на передачи этнических традиций, норм, обычаев, патриотизма, способствующих сохранению и преумножению богатств народной культуры и творчества, фасилитирующих включение подрастающего поколения в культурно-исто­ри­чес­кие, национально-региональные отношения, раскрывающие возможности социализации и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс формирования мировоззрения, верований, предпочтений, согласованных актов включения человека в среду неизведанного, потаенного, сверхъестественного, создания условий для усвоения, реконструкции, трансформации и ретрансляции духовных ценностей с целью развития внутреннего мира личности, преобразований в полусубъектной и субъект-объектной среде в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это социально, личностно и эзотерически обусловленный процесс ретрансляции социального опыта, системы ценностей, моделей поведения, отношений, преобразования объективной реальности, системно трансформирующих общечеловеческое в каждом и в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультигруппах (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).

Мы надеемся, что это не последние определения, которые написаны будущими педагогами по физической культуре, ведь существует мнение, что данная категория педагогов никогда ничего существенного сотворить в области моделирования дефиниций и внедрения моделированного в современную практику не может, что это только прерогатива филологов.


Литература:

1. Гагаев, А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков: культурно-исторический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. – М. : ТИД «Русское слово-РС», 2002. – 464 с. – ISBN 5–94853–050–7.

2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

1

Основные термины (генерируются автоматически): точки зрения, Баженова Т, социального опыта, процесс формирования, моделирования дефиниций категории, зрения эзотерического подхода, зрения аксиологического подхода, зрения индивидуального подхода, точки зрения эзотерического, точки зрения аксиологического, точки зрения индивидуального, ретрансляции социального опыта, Воспитание человека духовным, передачи социального опыта, категории «воспитание», внутреннего мира личности, дефиниций категории «воспитание», модели воспитания, создания условий, зрения антропологического подхода.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос