Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки
Автор: Гриценко Алла Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 2327 раз
Библиографическое описание:
Гриценко, А. В. Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки / А. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2247/ (дата обращения: 15.11.2024).
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Большая роль в формировании эстетически развитой личности принадлежит искусству. Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства. Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, восторгает, вдохновляет на высокие чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Эстетические свойства личности не являются врождёнными, поэтому развивать их нужно с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольников. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. «…В семье изобразительных искусств, – отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, – лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки и поделки можно подарить своим близким к празднику. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. В процессе изображения у ребёнка закрепляется определённое отношение к изображаемому предмету, уточняются знания об окружающем мире. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
С каждым годом становится всё больше детей, которые отстают от своих сверстников в своём развитии. А занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка – это не только интересно, но и полезно. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Еще одна специфическая черта лепки – ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.
Лепка из солёного теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала, Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого теста. К тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка, сближает нас с ребёнком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Способы лепки из солёного теста такие же, как из глины и пластилина:
– Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
- Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
- Комбинированный способ
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – смачивая водой.
Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);
Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
Используются те же технические приёмы: оттягивание, загибание, скручивание, сминание, прищипывание, вдавливание, использование различных приспособлений, дополнение образа элементами из разных материалов. Однако при работе с солёным тестом нужно учитывать нежность и пластичность материала. Поэтому для соединения деталей мы используем воду. А для соединения деталей в скульптурных поделках применяем зубочистки или используем способ «лепка на форме».
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию эстетического восприятия дошкольников, творчества, нравственных начал.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.
Организовывая занятия в изостудии, я изучила литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности).
Из солёного теста можно не только лепить руками, но и вырезать разными формочками. С такой работой могут справиться малыши средней группы. Чтобы порадовать своих мам на праздник 8 марта, мы лепили из цветного солёного теста цветочные картины (рельеф). Цветы и листики вырезали формочками, укладывали на картонную основу, а потом декорировали стеками. После высыхания для яркости и прочности покрыли лаком. А какие замечательные натюрморты с овощами у нас получились! Из солёного цветного теста мы вылепили разные овощи и положили на картонную основу в виде разделочной доски.
Помимо рельефных изображений, из солёного теста можно лепить и игрушечные скульптуры. С детьми подготовительной к школе группы, мы лепили новогодние сувениры – весёлых дракончиков, снеговиков, зайчиков, мишек, белочек. Мелкие детали мы скрепляли водой и зубочистками. После высыхания раскрашивали гуашью и покрывали лаком.
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. На занятиях по лепке в изостудии мы часто обращаемся к детской литературе. Яркие художественные образы, эмоционально воздействуют на ребенка, помогают глубже понять окружающее, помогают детям раскрыть передаваемые ими образы. Очень важно, чтобы ребёнок не просто слушал или пересказывал сказку, но и вдумывался в подробности происходящих событий, понимал характер героев сказки. Впоследствии, мог перевести этот интерес в практическую деятельность – лепку этих персонажей и разыгрывание с ними сюжетов из почитанного произведения.
После прочтения сказки «Заячья избушка» в подготовительной к школе группе, мы слепили из солёного теста героев – хитрую лисичку, доверчивого зайчика, доброго медведя, храброго петушка. Фигурки просушили и расписали гуашевыми красками. Смастерили декорации. Вот и готов спектакль. Своим выступлением порадовали детей из младших групп. В процессе работы над спектаклем мы много раз обращались к тексту сказки, обсуждали поступки героев сказки, дети высказывали свои мнения, Учились слушать своих товарищей, пересказывали диалоги героев.
Работая над темой «Безопасность», мы знакомились с литературным произведением С. Волкова «Торопыжка на улице». Результатом стало изготовление игрового макета по правилам дорожного движения – «Торопыжка спешит на день рождения». Из солёного теста мы вылепили героев стихотворения – пешеходов. В ходе изготовления макета, дети вместе с героем стихотворения С.Волкова учили правила дорожного движения. Уча Торопыжку дорожным знакам, учили их сами. Так литературные герои помогают дошкольникам приобретать навыки необходимые в повседневной жизни.
Лепка из солёного теста – это не только средство развития творчества ребёнка, формирования его нравственных и эстетических начал. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребёнка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников, И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребёнка быть понятым, увидеть восторженное лицо педагога, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребёнка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Я заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей, эстетическую и нравственную отзывчивость. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из солёного теста, ребёнок как никогда имеет возможность реализовать своё творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полёта. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребёнком и взрослым можно заглянуть ребёнку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребёнка в начинаемой работе. Ребёнок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, как широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своём творчестве. Передать всю красоту, эстетичность и конечно же своё видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребёнка. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. У детей, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому стараюсь увидеть способности каждого ребенка – зародыш его эстетической позиции. Изобразительное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка.
А результаты уже есть. Дети не боятся применять свои знания в других областях изобразительной деятельности. Их работы яркие творческие, смелые. Дети с желанием участвуют во всех выставках города и края. Успехи детей отмечены дипломами и грамотами:
2009 г. – краевой конкурс детского рисунка, посвященный 20-летию Конвенции ООН о правах ребёнка. Короленко Саша занял 2 место, рисунок: «Право на учёбу»
2009 г. – дипломом были награждены воспитанники МДОУ д./с №7 за участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященному 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка.
2011г.- городской конкурс детского художественного творчества «Служба спасения – 01». Награждены грамотой воспитанники МДОУ д./с №7, занявшие 2 место.
2012 г.- городской конкурс детского художественного творчества «Служба спасения – 01». Погосян Руслан занял 1место, коллаж «Если в доме случился пожар, звони – 01».
2012 г.- городской конкурс детского художественного творчества «Служба спасения – 01». Горохова Полина и Тарасевич Лиза заняли 2 место, макет «Кошкин дом».