Тестопластика, или работа с солёным тестом (из опыта работы)
Авторы: Клемешова Нина Сергеевна, Иванникова Ольга Тимофеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 3555 раз
Библиографическое описание:
Клемешова, Н. С. Тестопластика, или работа с солёным тестом (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4101/ (дата обращения: 16.11.2024).
Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии ребенка. В этом процессе участвует непосредственно нервная и зрительная системы, включается воображение, творческое мышление. Если ребенок гиперактивный и он не может усидеть на месте нескольких минут, то регулярные занятия по лепке помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.
Каждый педагог в своей работе старается применять различные методики и технологии работы, методы, приёмы и нетрадиционные материалы, чтобы разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным и продуктивным. Одной из таких методик является методика тестопластики, а нетрадиционным материалом — соленое тесто. Работая с классом по технологии «Педагогических мастерских», где учитель-мастер, а ученик творец, обязательным условием для начала работы мастерской является то, что должен поступить запрос — предложение от учащихся. Одним из самых любимых видов работы у детей является работа с солёным тестом. Особенно проявился интерес у обучающихся к этому виду деятельности после экскурсии в Вейделевский район Белгородской области в «Мастерскую ремёсел». Сотрудники мастерской показали различные виды деятельности: тестопластику, работу с глиной, гравировку, изготовление кукол и др. Но как показала практика, самым интересным видом работы для ребят оказалось работа с тестом.
Тесто называют живым, экологически чистым материалом. Работа с ним очень увлекательный и интересный процесс, не требующий особых затрат и материалов, нужно только желание, фантазия и хорошее настроение.
Считается, что корни этого вида деятельности уходят далекое прошлое, отследить дату возникновения практически невозможно. Люди пекли караваи и украшали их изделиями лепки из теста, изготавливали фигурки-символы (жаворонки и др.), которые, по их мнению, являлись оберегами семьи, игрушками и украшениями. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям. В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
По этой методике преподаватели могут познакомить учащихся лепкой из теста, как видом народно-прикладного искусства, что является немаловажным для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, реализовать духовные, эстетические и творческие способности, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление, воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. Этот вид деятельности вызывает у детей желание сделать свои работы общественно значимыми.
Положительно оценивают работу с тестом медики и психологи. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Поэтому на занятиях по тесто пластике дополнительно широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, также важны и полезны и игры с тестом детям с пониженным или повышенным тонусом рук (они нормализуют тонус). И что удивительно, занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхолёгочных заболеваний!
Из соленого теста можно лепить всё, что угодно. Дети начинают с элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше — более сложные объемные предметы, панно и даже композиции. Главное правильно приготовить основу-тесто. Существуют разные рецепты приготовления, но наиболее удачным, на наш взгляд оказался самый простой, классический рецепт: 1 стакан соли «Экстра», 1 стакан муки и простая вода комнатной температуры — примерно тоже стакан. Количество воды напрямую зависит от муки: сколько она в себя вберёт, чтобы тесто получилось мягким и эластичным. Если тесто очень густое и растрескивается, крошится — добавляем воду, если жидкое — муку. Вымешивать его нужно в течение 10 минут. Степень готовности можно определить по ощущению руками (мягкое и эластичное) и способности держать заданную форму. Готовность теста проверяют так: скатать шарик, сделать пальцем несколько углублений — тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. После окончания замешивания, тесто нужно завернуть его в полиэтиленовую плёнку и дать отдохнуть, минимум час, в прохладном месте. По желанию, можно добавлять добавки. Для того чтобы поделки после сушки и окончательной обработки получались более прочными, добавим одну-две столовые ложки обойного клея или ПВА строительного. Если добавить картофельный крахмал, тесто станет очень нежным и пластичным. Из такого теста хорошо создавать тонкие, изысканные работы с множеством мелких деталей. Следует также помнить, что крахмал делает поделку боле хрупкой. Поэтому тут важно не переусердствовать. В процессе замешивания можно добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы. Однако следует помнить, что лучшее — враг хорошего! Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго. На 2 стакана муки и соли достаточно пары столовых ложек. Для этих же целей можно использовать глицерин.
Работать можно как с натуральным, так и окрашенным тестом. Окрашивать тесто можно с помощью пищевых красителей в процессе замешивания (порошковые красители предварительно разбавляю водой, при этом обязательно уменьшаю количество воды соответственно в рецепте) или готовое тесто можно раскрасить с помощью гуаши: раскатать кусочек, окрасить внутреннюю поверхность и хорошенько перемешать тесто до однородного цвета. А, в общем, кроме гуаши и пищевых красителей, для придания тесту цвета можно использовать практически все, что красится: акварель, акриловые краски, красивый коричневый цвет дает какао, красный-свёкла, зелёный-зелёнка и т. д.
Сборка отдельных деталей в единое целое осуществляется в процессе работы с помощью воды. Поверхность склеивания детали немного смачивают водой с помощью кисточки, и она легко крепится к изделию. Таким образом, можно прикрепить сырую деталь даже к высушенному изделию, но для этого поверхность сухого изделия нужно смочить чуть-чуть посильнее. Можно, и надёжнее, использовать клей ПВА или «Титан». Клеем крепятся детали и при сборке сухого изделия. Чтобы детали плотно прилегали друг к другу в процессе сушки, используют средства фиксации. Их роль отлично выполняют зубные палочки.
Для работы с соленым тестом не требуются специальные дорогостоящие инструменты и приспособления. Необходимы, гладкая поверхность для раскатывания, стек, алюминиевая фольга для формирования каркаса, баночка с водой и кисточка нужны для склеивания деталей изделия между собой. Для оформления изделия, придания ему нужной формы используют самые различные материалы: расческа с частыми зубьями (нанесение орнамента), зубочистки, деревянная палочка для суши, крышечки от бутылок, формочки для печенья, насадки для кондитерского шприца.
Когда изделие полностью готово, его необходимо правильно высушить. Основное правило сушки: никаких резких перепадов температур.
Самый простой — естественный способ. Изделие сушат при комнатной температуре или вблизи батарей до готовности. Ни в коем случае нельзя сушить изделия на горячей батарее. И так же следует обратить внимание на уровень влажности в помещении, соленое тесто хорошо впитывает влагу и может просто размокнуть. Естественный способ прост, но очень уж долог. Второй способ — сушка в духовке: изделие помещают в холодную духовку и сушат на самом маленьком нагреве, постепенно увеличивая температуру от 50 до 150 градусов. Готовое изделие нельзя сразу доставать после сушки из горячей духовки, надо дать изделию остыть вместе с духовкой постепенно.
Высушенное изделие раскрашивают и оформляют. Приступать к раскрашиванию изделий необходимо после полного высыхания. Для работы подойдут акриловые, темперные, гуашевые, акварельные краски. Во время раскрашивания необходимо работать быстро и аккуратно. Ведь даже хорошо высушенное тесто не любит сырости. Раскрашивать изделия надо начинать с общего фона, заканчивая мелкими деталями. Как показывает практика сначала надо покрывать изделие светлыми теплыми красками — желтой, красной, оранжевой, а потом холодными, темными — зеленой, синей, фиолетовой и др. Если сделать наоборот, изделие будет иметь грязноватый вид. Для декорирования можно использовать различные материалы: бисер и бусины, ленточки, природный материал (шишки, косточки от косточковых культур, бобовые и крупы и т. д.)
Кроме окрашивания, для придания изделию красивого вида, можно использовать подрумянивание и глазирование.
Подрумянивание: используется для придания изделию определенного
оттенка. Для этого температуру в духовке поднимают до 200ºС, не извлекая изделия оттуда сразу же после сушки. При этом необходимо внимательно следить за изделием что бы «поймать» нужный оттенок и не спалить его. Так же можно отдельно подрумянить некоторые детали изделия, для этого остальные части закрываются фольгой.
Глазурование: проводится обычно на последнем часу сушки при температуре 150–200ºС. основные способы глазурования: соляным раствором, молочно-водной или яично-водной смесью. Приготовленным раствором каждые 5–10 минут тщательно и аккуратно смазывается изделие целиком. Раствор наносить нужно внимательно, так как цвет изделия может получиться неровным или могут образоваться некрасивые подтеки.
В завершении, изделие покрывают лаком. Можно использовать любой лак для работы по дереву. Но этот вид работы должны выполнить взрослые при отсутствии детей, так как лак химическое токсичное вещество.
В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в школе на уроках тесто пластики помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. На таких занятиях дети работают увлечённо, с интересом, каждый раз радуясь получившемуся изделию.
Похожие статьи
«Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии)
Данный материал является обобщением опыта работы на уроках биологии при объяснении сложных тем блока «Цитология» раздела «Общая биология» в 10 классе.
Очищение воды. Как из пресной получить питьевую
В статье анализируются способы очищения пресной воды, практическое применение методов очищения для получения питьевой воды с выявлением оптимального метода.
Похожие статьи
«Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии)
Данный материал является обобщением опыта работы на уроках биологии при объяснении сложных тем блока «Цитология» раздела «Общая биология» в 10 классе.
Очищение воды. Как из пресной получить питьевую
В статье анализируются способы очищения пресной воды, практическое применение методов очищения для получения питьевой воды с выявлением оптимального метода.