Механизмы социализации обучающихся 5–8-х классов с деструктивным поведением через профориентацию в IT-сфере
Автор: Сидельникова Мария Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 09.06.2023
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
Сидельникова, М. А. Механизмы социализации обучающихся 5–8-х классов с деструктивным поведением через профориентацию в IT-сфере / М. А. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18076/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт работы по профессиональному самоопределению в сфере информационных технологий детей, имеющих нарушения поведения.
Ключевые слова: информационные технологии, профориентация, деструктивное поведение, социализация, дети.
В современной жизни при создании гражданского общества чрезвычайно важную роль занимает подрастающее поколение. Однако подростки — непростая возрастная группа с точки зрения воспитания, поскольку этот период характеризуется формированием ценностей и часто сопровождается конфликтами, протестами, негативизмом, а иногда агрессией, экстремизмом. Это говорит о необходимости педагогической поддержки подростков с деструктивным поведением.
Деструктивное поведение — разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции [3, с. 11].
Профориентационная работа в системе дополнительного образования имеет широкие возможности в области применения инновационных форм организации образовательного процесса с использованием интернет-технологий для самоопределения подростков.
Сфера дополнительного образования детей, обладая высоким уровнем инновационной активности позволяет реализовать новые формы воспитательно-образовательной, творческой, профориентационной деятельности посредством создания новых современных инновационных площадок для интеллектуального развития детей и подростков с деструктивным поведением, построенного на взаимосвязи обучения, развития, досуга.
Работа по социализации обучающихся проводится в рамках проекта «Будущее начинается сегодня», которому в 2022 г. был присвоен статус Региональной инновационной площадки (приказ № 420-од от 15.08.2022 г). Участниками проекта стали подростки школ Центрального района г. Тольятти в возрасте 11–14 лет с диагностированным деструктивным поведением. Рассматриваемая возрастная категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения отклонений в поведении. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с подростками, имеющими деструктивное поведение.
В рамках проекта происходит профилактика столкновения с онлайн-рисками через повышение уровня цифровой компетентности детей и оказание психологической, педагогической и информационной поддержки детям и подросткам, столкнувшимся с онлайн-рисками.
Направления проекта решают следующие задачи:
— формирование у учащихся умения ориентироваться в современной информационной среде;
— поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
— формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;
— повышение уровня цифровой компетентности как самих учащихся, так и взрослых: родителей, педагогов и психологов.
Проект предполагает создание среды, способствующей решению проблем низкого уровня социальной ответственности, самостоятельности, самореализации, коммуникации, формированию позитивной мотивации к осознанному выбору будущей профессии учащихся 5–8 классов. Проект «Будущее начинается сегодня» направлен на воспитание подростков и формирование у них правильной системы ценностей, развитию их личностных качеств, передаче системы ценностей ближайшему окружению людей за пределами проекта и привлечению в проект новых участников. Для достижения наиболее высоких результатов в проекте широко используются информационно-коммуникационные технологии и онлайн-сервисы, так как более 70 % учащихся используют мобильные устройства в процессе обучения [1, с. 58].
В рамках Проекта осуществляется деятельность по следующим направлениям:
- Информационно-коммуникационное содержит тренинг по вопросам эффективной и качественной коммуникации.
- Социальное направлено на повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций (выбор занятий по интересам в области информационных технологий).
- Техническое творчество состоит из обучающих кейсов по модулям: «IT-профессии», «Фотосъемка», «Создание контент-плана», «Безопасность в Интернете».
Предлагаемые проектом интерактивные занятия предусматривают получение детьми практико-ориентированных знаний в игровой форме и разбор кейсов для формирования у детей конструктивного поведения, коммуникативной компетентности в современном мире, профессионального самоопределения в IT-сфере. Знакомство с профессиями проходит по следующим разделам:
- «Введение: IТ-сектор». История, перспективы развития и профессии, тест на профориентацию в IT-сфере, безопасность в сети интернет, кибербуллинг и способы защиты от него.
- «Дизайн». Профессии: гейм-дизайнер, web-дизайнер, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальной и дополненной реальности, графический дизайнер, блогер.
- «Программирование». Профессии: frontend-разработчик, java-программист, python-программист, тестировщик программного обеспечения.
- «Разработка». Профессии: разработчик ios-приложений, разработчик android-приложений, цифровой лингвист, разработчик нейроинтерфейсов.
- «Аналитика». Профессии: ИТ-аналитик, специалист по кибербезопасности, специалист по Data Science, сетевой юрист.
При знакомстве с каждой профессией подростки осваивают правила безопасного поведения в сети интернет, строят ментальные карты, под руководством педагога работают с исходным кодом, изменяя и улучшая алгоритм работы программы, создают индивидуальные и групповые творческие проекты, которые представлены в виде законченного IT-продукта: графическая работа, компьютерная игра, веб-сайт, блог и т. д. В процессе создания творческих групповых проектов особую роль играет сотрудничество, которое становится основой для понимания ребенком самого себя и собеседника и формируется под воздействием систематических педагогических и психологических интервенций [4, с. 50].
Концепция реализации проекта позволяет делать выводы о социальном воздействии: повышение информационной культуры в сети интернет, формирование компетентности в области использования ИКТ, дизайна, программирования, формирование позитивных социальных интересов и коррекция деструктивного поведения, помощь в профессиональном самоопределении.
Литература:
- Алтухов В. В. Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты / В. В. Алтухов, Д. Н. Шаповалова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 2. — С. 58–62.
- Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
- Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению/ Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2010. — 59 с.
- Федяй, Д. С. Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений / Д. С. Федяй, Е. П. Федотова, Я. К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020–80 с.
Ключевые слова
дети, информационные технологии, социализация, профориентация, деструктивное поведениеПохожие статьи
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности
В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы
В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...
Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования
Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...
Похожие статьи
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности
В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы
В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...
Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования
Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...