В статье рассматриваются особенности и трудности молодежи в выборе своего профессионального пути.
Ключевые слова: профориентация молодежи, выбор профессии, рынок труда, особенность ориентирования молодежи.
The article discusses the peculiarities and difficulties of young people in choosing their professional path.
Keywords: youth career guidance, choice of profession, labor market, youth orientation feature.
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). [4].
Основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Омской области являются прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала. [1]. В целях снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Омской области необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия направленные на повышение эффективности взаимодействия различных сторон внешнего и внутреннего рынка труда по вопросам обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами на основе сбалансированности их интересов, включая разработку и реализацию комплексов мер по развитию кадрового потенциала, осуществления мониторинга текущей и перспективной потребности рынка труда в рабочей силе.
Профессиональный выбор — особенности и трудности
Выбор профессии — это личный выбор профессии каждого, который должен быть основан на своих предпочтениях, склонностях, возможностях и увлечениях.
Исходя из опыта работы с подростками, многие школьники выбирают профессию, не основываясь на своих желаниях и возможностях, а слушая советы других сверстников, родителей и друзей, а все почему?
Ответ достаточно прост, подросткам сейчас очень сложно определится с профессией, так как недостаточно развита работа по профориентации в школах.
Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека. [5].
Чтобы помочь школьникам в возрасте от 14 до 17 лет выбрать сферу профессиональной деятельности в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, необходимо давать больше практических знаний, путем профессиональных пробы и полностью погружать в мир профессий. Внедрять в школьную программу — теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы профессионального ориентирования, делать встречи с успешными людьми, которые на своем примере могут рассказать о своей профессии.
Необходимо давать молодежи знания о новых профессиях, например, через атлас новых профессий. Это навигатор по рынку труда будущего.
Это альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. Он основан на данных форсайт-сессий, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. [3].
Для повышения эффективности функционирования регионального рынка труда деятельность его институтов должна проходить в следующих направлениях:
— Посредническая и консультационная деятельность за счёт распространения информации, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработным и работников директорами фирм, а также информации, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.
— Повышение качественных характеристик рабочей силы на региональном рынке труда, стимулирование снижения потребности в рабочих местах со стороны тех граждан, чьё трудоустройство затруднено по тем или иным причинам. [7].
Профориентация является эффективным средством решения проблем на рынке труда в Омской области. Комплексный подход всех учреждений и ведомств, включённых в систему профессиональной ориентации и профессионального обучения, позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки и создания условий для профессионального развития персонала организации. Совершенствование системы профориентации и профобучения позволит улучшить ряд социально-экономических характеристик: повысить конкурентоспособность молодёжи на рынке труда, снизить безработицу и текучесть кадров, улучшить показатели социального самочувствия населения, обеспечить развития кадрового потенциала региона, соответствующего потребностям рынка труда.
Литература:
- Официальный сайт Службы занятости Омской области — https://omskzan.ru (дата обращения 11.05.2021)
- Официальный сайт Федеральной службы государственной службы статистики Омской области -https://omsk.gks.ru (дата обращения 11.05.2021)
- Официальный сайт Атласа новых профессий — https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 11.05.2021)
- Кудрявцева Т. В., Сухарева А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. — 2015 № 1 с. 86–93)
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: «Первое сентября», 2014
- Чистякова С. Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование — 2004 № 3 с. 25)
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319