Задача современной школы — сохранение здоровья обучающихся
Авторы: Лукина Татьяна Борисовна, Ибрагимова Кристина Геннадьевна, Сундукова Екатерина Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XLIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 18.02.2023
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Лукина, Т. Б. Задача современной школы — сохранение здоровья обучающихся / Т. Б. Лукина, К. Г. Ибрагимова, Е. А. Сундукова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17795/ (дата обращения: 16.11.2024).
Задача современной школы — сохранение здоровья обучающихся
Лукина Татьяна Борисовна, учитель физической культуры;
Ибрагимова Кристина Геннадьевна, учитель физической культуры;
Сундукова Екатерина Анатольевна, учитель физической культуры
ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» (г. Москва)
В здоровом теле — здоровый дух.
Децим Юний Ювенал
Здоровье как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим его приспособление к меняющимся условиям внутренней и внешней среды. Только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.
Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. Одним из важнейших результатов образования должно быть достижение заявленных государством образовательных стандартов. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, ей требуется более полная подготовка школьников по всем общеобразовательным учебным предметам, предусматривающим разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических, интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, техническим переоснащением школ, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. Да, образовательная функция школы остается приоритетной, но все-таки важным фактором в оценке степени и качества обучаемости является состояние здоровья обучающихся.
Именно в школьный период формируется здоровье человека. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому и нам учителям необходимо заботится о состоянии здоровья, особое внимание следует уделять учащимся начальных классов. В школьные годы мы создаем базу для дальнейшей жизни человека: умственную, познавательную, психологическую, оздоровительную. Увеличение умственной нагрузки у школьников, компьютеризация, большой объем домашних заданий отнимает у детей слишком много времени, поэтому у большинства учеников появляются заболевания, связанные с гиподинамией (ожирение, нервно-психические расстройства, возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения). В этот период ученик может так подорвать здоровье, что ему потом не нужны будут ни математика, ни физика, ни русский язык. С каким здоровьем выйдет ученик из школы?
Проблема сохранения здоровья школьников не новая, и перед школой поставлена задача создания условий для сохранения здоровья обучающихся. Однако статистика показывает, что здоровых детей с каждым годом становиться все меньше. Полученные по школьному мониторингу данные физической подготовки тестовых заданий (скоростных качеств, скоростно-силовых, выносливости и т. д.) школьниками выполняется средний и ниже — средний уровень подготовки, все большим количеством учащихся.
Проблема становится наиважнейшей и для государства. С каким здоровьем и потенциалом выйдет ученик из школы на дальнейший период своей жизни и деятельности. Государство тратит деньги на реформы образования, чтобы из школы выходил грамотный, здоровый и полный сил и энергии человек. Если он приобрел за годы обучения хронические заболевания, то государству придется тратить на него лишние деньги, поэтому так велика заинтересованность государства в здоровом человеке. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся», но государственная финансовая поддержка недостаточна.
Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Не хватает оборудованных спортивных залов, спортивных пришкольных площадок, не хватает учителей физической культуры. Может ли перегруженный уроками учитель творчески развивать физическую культуру учащихся быть примерами для ученика. Только бодрый, задорный, жизнерадостный учитель может у воспитанников вызвать стремление к покорению спортивных вершин. Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников и потерей интереса к занятиям двигательной активностью и спортом.
«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ)
Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Поэтому нам, учителям, необходимо привлечь на свою сторону родителей, обратив внимание на здоровье их детей, продумать совместные мероприятия оздоровительной направленности. Академик Н. М. Амосов отмечал: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней»
Сейчас, как никогда, важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья.
Учителя физической культуры по-настоящему озабочены здоровьем детей. Физкультурно-оздоровительная работа в школе основывается на урочной и внеклассной формах работы. Взаимосвязь этих форм позволяет решать многие задачи физического воспитания.
На уроках физической культуры учащимся даются основы знаний и умений по разным видам спорта, прививается интерес к занятиям двигательной активности. Значительную роль в привлечении учащихся к занятиям играет сам учитель, его личность, он — пример для подражания, важен стиль его взаимоотношений с учащимися. Он должен на уроке создать комфортные условия для всех учеников, учитывая разные возможности, и способности, и состояние здоровья детей. Терпимость, тактичность, готовность к сотрудничеству, сдержанность и деловитость, спокойное реагирование на нестандартное развитие занятия — качества учителя, которые составляют основу здоровьесберегающего урока. Наверное, каждый согласится с тем, что если ученику приятно и комфортно на уроке, тогда и результаты учения лучше. Секрет психологического здоровья ребенка — прежде всего в доброте, когда его встречает приветливый взгляд учителя.
«Движение — кладовая жизни» (Плутарх)
Внеклассная работа решает задачи вовлечения учащихся в спортивную жизнь школы: и участие в соревнованиях, и занятия в спортивных секциях, и повышение спортивного мастерства, и организация досуга. Повышается мастерство — следуют победы на соревнованиях, а отсюда повышается интерес к дальнейшим занятиям спортом. Личностное самосовершенствование учащегося способствует развитию позитивных привычек, вырабатывается стремление регулировать и контролировать свое поведение, умение создавать ситуацию успеха в повседневной жизни, умение планировать и организовывать деятельность, постоянно в себе развивать положительные качества. Двигательная активность ученика способствует его физическому развитию, укреплению здоровья.
Самое главное сохранить здоровье учеников!
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).
Поэтому необходимо включить в режим обучения физкультминутки — лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее (физкультминутки) достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Человек во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь» (Гиппократ)
На большой перемене надо делать общую музыкальную зарядку. Старшеклассникам на переменах проводить со школьниками младших классов массовые подвижные игры.
Следует скоординировать работу всех структур школы. Обратить внимание на расписание занятий по физической культуре, чтоб завтраки и обеды не были перед началом занятий. Классным руководителям чаще проводить беседы на тему «Мое здоровье — важно для меня!». Учителям предметникам строго соблюдать дозировку домашнего задания. Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости. Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью помещений.
«Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой» (Сократ).
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- https://vk.com/wall182815150_705
- https://econet.ru/articles/138728-nikolay-amosov-chasche-vsego-chelovek-boleet-ot-leni-i-zhadnosti