Здоровье и обучение взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, то есть успешность адаптации к условиям среды (М. В. Антропова, Е. К. Глушкова, В. Р. Кучма, А. Г. Сухарев, Л. М. Сухарева,). В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, подходы, право, поведение, педагогический менталитет (А. Н. Леонтьев, И. Д. Фрумин, И. С. Якиманская и др.).
Стартовым моментом перемен в образовании, прежде всего, в школьном следует считать появление в 1993 году Закона РФ «Об образовании». Провозглашенный в нем принцип вариативности дает возможность коллективам учебных заведений выбирать, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, внедрять различные программы и технологии обучения. Как показывает практика, свидетельствуют данные педагогической литературы и средства массовой информации, вариативность учебных программ, режимов и технологий обучения проявилась, прежде всего, в увеличении школьных нагрузок, использовании интенсифицирующих методов уже на начальном этапе обучения детей. В этой связи совершенствование школьного образования понималось, да и сейчас нередко понимается как:
увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так, в 50–60-х гг. в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20; по пути увеличения набора обязательных учебных курсов идут гимназии и лицеи);
усложнение программ: многие школьные учебные программы напоминают урезанные вузовские курсы, что отнюдь не сделало их научными и привлекательными для школьников (В. П. Беспалько) [6].
Определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся неизбежно сопровождается образовательный процесс. Более того, необходимым условием организации развивающего обучения является пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития, что обеспечивает напряженную учебную деятельность (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский). Как справедливо отмечают авторы научно-методических рекомендаций к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования, «формирование у учащихся способности к организации ритмичной учебной и трудовой деятельности,<…> воспитание умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями является одной из целей образования» [1].
Однако как показывают исследования врачей-гигиенистов, содержание образования значительно превышает психофункциональные возможности современных школьников. С требованиями, которые школа предъявляет учащимся, на должном уровне справляются от 15 до 30 % детей в зависимости от предмета, а по всем дисциплинам – не более 10% учащихся (Г. Ю. Ксензова). Не случайно, что только 4–7% учащихся традиционной школы сохраняют интерес к учению [7, с. 2]. По мнению исследователей, рост объемов учебных предметов ставит учащихся и учителей в безвыходное положение, поскольку выполнить в полной мере предлагаемые программы физически невозможно (В. П. Беспалько, М. И. Степанова). В этом случае часть учеников перестает выполнять домашнее задание: возникает внутренняя защитная реакция. Вместе с тем они начинают испытывать внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой. Старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем в условиях перегрузок, а те, кто из-за природных данных не в состоянии справиться с таким объемом заданий – нравственным здоровьем. Неблагополучие в ситуации с учебными нагрузками неоднократно отмечалось в нормативных документах и инструктивно-методических письмах Министерства образования РФ.
Перегрузки в современной школе связаны не только с большим объемом образовательных программ, но и с интенсификацией обучения. Интенсификация учебной деятельности школьников шла разными путями. Наиболее явный, как справедливо замечает М. М. Безруких, – увеличение количества учебных часов и учебных предметов. Это касается не только уроков, но и внеурочных занятий, факультативов которые в условиях введения Федеральных государственных стандартов начального общего образования являются обязательной составляющей образовательного процесса.
Еще одна особенность учебного процесса в современной начальной школе – появление новых учебных предметов. В процессе проводимых исследований выявлено, что в расписании занятий можно встретить ряд дополнительных учебных предметов, таких как логика, музееведение, риторика, киноведение и другие. Введение дополнительных предметов, которые, как правило, являются одночасовыми (т.е. включаются в расписание уроков один раз в неделю, один раз в две недели), подвергается критике со стороны дидактов и педагогов-практиков, как мало эффективные (Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова). При этом, как отмечает доктор медицинских наук М. И. Степанова, не наблюдается увеличение числа столь необходимых детям 7–10 лет занятий, восполняющих дефицит двигательной активности, который многие исследователи фиксируют у поступивших в школу детей (Л. А. Давыденко, Н. И. Латышевская, Н. Т. Лебедева, А. Г. Сухарев и др.).
В многочисленных публикациях гигиенистов и педиатров (Л. В. Александров, А. Г. Ильин, В. А. Кирбшин, В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Г. И. Стунеева, А. М. Цурган и др.) мы находим самые серьезные беспокойства по поводу небывалой перегрузки учащихся в последнее десятилетие. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предыдущие годы тенденции ухудшения состояния здоровья школьников приняли устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере обучения в школе (Г. Г. Онищенко, Л. Ф. Бережков и др.).
Обоснованные требования гигиенистов, физиологов, психологов, педагогов были учтены при разработке и принятии образовательных стандартов начального общего образования. По мнению одного из ведущих разработчиков стандартов В. В. Фирсова, «мы не имеем права не использовать стандарты для облегчения давления учебного процесса, который калечит детей» [6, с.19]. При этом, как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, образовательные стандарты не снижают образовательную «планку», а построены по принципу «минимакса». Это означает, что «школа обязана предложить ученику содержание по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню», тогда школа станет действительно адаптивной, «школой для всех» (Е. А. Ямбург, 1997).
Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на воздухе (И. Э. Александрова, М. В. Антропова, В. Р. Кучма и др.). Еще одним потенциально неблагоприятным фактором для здоровья является статический режим работы (В. И. Белявская, В. А. Доскин, П. И. Храмцов и др.). Эта характерная особенность сопровождается тем, что большинство групп мышц у сидящих за партой находится в постоянном напряжении, что приводит к быстрой утомляемости, способствует развитию патологических изгибов позвоночника. Так как эта работа носит малоподвижный характер и нередко осуществляется в течение продолжительного времени, то часть вызывает жалобы на мышечный дискомфорт: боли в области шеи, плечевого сустава, спины.
Так, влияние на здоровье школьников оказывают многие факторы. Усилилась роль «внутришкольных факторов»: интенсификация обучения; снижение двигательной активности; увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; нарушение зрения, осанки; ухудшение нервно-психического здоровья. Способы, методы, средства, с помощью которых педагог реализует обучение детей, являются значимыми факторами организации учебного процесса, которые определяют психическое и психофизиологическое состояние ученика.
Сложившаяся ситуация актуализировала вопросы сохранения здоровья учащихся. Проблема сохранения здоровья школьников отражена не только в исследованиях медицинского направления, но и психолого-педагогического, методического.
К исследованиям психолого-педагогического направления отнесены работы, авторы которых отражают возможности создания психолого-педагогических условий формирования навыков здорового образа жизни; психологических оснований реализации здоровьесберегающих технологий; условий, позволяющих сохранить и поддержать психическое, психологическое, эмоциональное здоровье через учебное моделирование, знаково-символическое опосредование и др. (Р. Г. Дорбянская, В. М. Кабаева, И. В. Кузнецова, О. В. Суворова, Л. В. Тарабакина, М. М. Халидов, А. В. Шувалов [2].
Проблема сохранения здоровья школьников в связи с обучением математике учащихся начальной школы рассматривалась в работах Т. В. Смолеусовой (2005), М. Г. Волчек (2006).
М. Г. Волчек в своей работе анализирует компоненты систем начального обучения математике и формулирует следующие условия здоровьесбережения:
– включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту;
– представление предметных понятий, в частности, математических понятий и способов действий на языке и средствами, доступными детям;
– обеспечение каждому ребенку достаточного уровня понимания нового знания; расширение и развитие способов представления математического знания в речи детей как естественное обогащение их языковых средств;
– исключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья, обеспечение непротиворечивости учебной информации;
– обеспечение положительного и эмоционального состояния младших школьников и понимания учителем того, что эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья;
– использование в процессе обучения группы средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка, характеризующих здоровье комплексно, во взаимосвязи [2, с. 19–20]
С целью определения средств реализации данных условий здоровьесбережения при обучении младших школьников математике необходимо выяснить, что определяет методическую систему обучения данному предмету.
Г. И. Саранцев считает, что систему обучения математике составляют цели и содержание математического образования, методы, средства, формы обучения, индивидуальность ученика и результаты обучения [5, с.11]. С нашей точки зрения определенный вклад в решение вопроса может внести такая форма обучения как образовательная экскурсия. Между тем этот вид учебной деятельности используется не в полном объеме и крайне не эффективно. Так, в ходе опроса учителей-предметников выяснилось, что только 56 % респондентов постоянно или периодически используют экскурсионные занятия с учащимися в своей работе [4, с.69].
Экскурсия обладает длительной историей как организационная форма обучения. Зародилась она в античности. Геродот – первый специалист в области экскурсий, о котором имеются достоверные данные. Познавать природу в непосредственном общении с ней советовали в своих трактатах о воспитании Аристотель, Демокрит, Квинтилиан.
О значении экскурсий, применении ее с позиций дидактического принципа писал в Я. А. Коменский: «… пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» [4, с. 69–70].
Значимость экскурсий аргументировал Ж.-Ж. Руссо, призывая наблюдать природу и следовать по пути, который она нам прокладывает [3].
Один из специалистов по методике и организации проведения экскурсионных занятий в школе, Б. Е. Райков выделяет два самых главных, по его мнению, специфических признака экскурсии. Первый, внешний признак он называет моторным, считая, что «всякое экскурсионное изучение, есть такая познавательная работа, которая так или иначе связана с передвижением обучающегося в пространстве». С этой точки зрения «даже десятиминутный выход с учащимися на школьный двор с образовательными целями, есть уже экскурсия». Второй признак сводится к оправданности моторного элемента. Экскурсант сам идет к объекту изучения, его невозможно доставить в класс не потому, что это не реально, хотя технически это иногда и осуществимо, а потому, что «такой объект может быть понят школьниками на месте своего нахождения и не может быть с удобством доставлен под крышу, в комнату, в виде обычного наглядного пособия» [4, с.73].
В процессе аналитического обзора нами установлено, что экскурсия имеет большой методический потенциал педагогического воздействия на формирование и развитие личности школьников. Начальная школа является частью непрерывного образовательного процесса, служит фундаментом для развития интеллектуальных, нравственных качеств личности современного человека, поэтому учителю начальной школы отводится большая роль в вопросе формирования всесторонне развитой личности. Именно образовательные экскурсии позволят соединить логические и эмоциональные начала, строить процесс образования в условиях здоровьесбережения учащихся, на основе привлечения воспитательного потенциала урока.
Литература:
- Аспектымодернизациироссийскойшколы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего и среднего образования. – М.: ГУ-ВШЭ, 2001. – 164 с.
- Волчек, М. Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения: дис…канд. пед. наук: 13.00.02 / М. Г. Волчек. – Новосибирск, 2006. – 205 с.
-
Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк,
Ж.-Ж. Руссо [и др.] – М.: Педагогика, 1987. – 416 с. - Садыков, Г. Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности в микросоциуме: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. Г. Садыков. – Екатеринбург, 2000. – 199 с.
- Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев – М.: Просвещение, 2002. – 242 с.
- Степанова, М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: дисс…док. мед. наук: 14.00.07 / М. И. Степанова – М., 2003. – 296 с.
-
Шемянов, Н. Н.Экскурсионный метод в математике [Электронный ресурс] /
Н. Н. Шемянов. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/617105/.