Развитие жизнестойкости младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Солонченко, С. С. Развитие жизнестойкости младших школьников / С. С. Солонченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 338-339. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43145/ (дата обращения: 16.11.2024).



В педагогических исследованиях жизнестойкость личности соотносят с социальной адаптивностью, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления. Понятие жизнестойкости было введено С. Мадди и С. Кобейза. По их мнению, жизнестойкость — качество личности, позволяющее человеку эффективно противостоять сложным жизненным ситуациям. Жизнестойкость рассматривается педагогами и психологами в разных аспектах. Так, в частности, жизнестойкость определяется как черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, и, в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя (Д. А. Леонтьев). В тоже время, жизнестойкость — это интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности (Л. А. Александрова), или ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей — на поддержание активности сознания (Е. И. Рассказова).

За рубежом хронологические границы младшего школьного возраста колеблются от 5–8 лет до 11–13 лет (Д. Бромлей, Г. Гримм) [1]. У отечественных авторов нет единодушия в данном вопросе. Так, Л. С. Выготский относит к младшим школьникам детей в возрасте от 6 до 11 лет, А. А. Люблинская — от 7 до 12 лет, Л. И. Божович — от 7–8 до 10–11 лет, а Д. Б. Эльконин и А. Л. Венгер от 6 до 9 лет [2].

Нами определен уровень жизнестойкости и ее составляющих: вовлеченность, контроль и принятие риска у 25 младших школьников, в том числе 12 мальчиков и 13 девочек учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода (Рис.1.). Мы отметили, что как по жизнестойкости в целом, так и по ее составляющих результаты респондентов находятся на нижней границе нормативных значений.

Рис. 1. Выраженность показателей жизнестойкости младших школьников, определенные в ходе проведения констатирующего эксперимента (ср. б.)

Мы разработали программу, целью которой стало повышение жизнестойкости младших школьников. Программа рассчитана на 16 календарных дней (16 академических часов) и состоит из пяти блоков. Первый блок включает в себя тестирование респондентов по тесту Мадди, в адаптации Леонтьева. Первый блок рассчитан на два академических часа. Второй блок включает в себя беседы с учениками на темы: «Взаимодействие со сверстниками», «Способы борьбы со стрессом», «Способы преодоления тревожности», «Преодоление депрессии». Первый блок рассчитан на 5 академических часов. Первые четыре часа — проведение бесед по темам, пятый час — круглый стол, на котором закрепляются ключевые моменты проведенных бесед, ученики выступают с докладами. Третий блок включает в себя проведение упражнений, направленных на борьбу со стрессом, преодоление тревожности, депрессии. Второй блок рассчитан на 5 академических часов. Четвертый блок включает в себя просмотр мультфильмов, направленных на профилактику аддиктивного поведения: «Сказки о вредных привычках», на формирование волевых качеств и уверенности в себе «Мишка торопыжка» с последующим их обсуждением. Четвертый блок рассчитан на два академических часа. Пятый блок включает в себя повторное тестирование. Пятый блок рассчитан на два академических часа.

После проведения мероприятий, запланированных нами в ходе внедрения программы, мы провели повторное тестирование респондентов. В результате тестирования мы выявили повышение общего уровня жизнестойкости, а также ее компонента принятие риска. Данные по компонентам жизнестойкости вовлеченность и контроль не изменились (Рис.2).

Рис. 2. Выраженность показателей жизнестойкости младших школьников, полученная в результате формирующего эксперимента (ср. б.)

Таким образом, мы можем говорить о результативности разработанной нами программы и рекомендовать ее для работы с младшими школьниками с целью повышения общего уровня жизнестойкости и ее компонента принятие риска. Считаем необходимым провести исследование с большей выборкой респондентов.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
  2. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. Москва: 1995. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): блок, принятие риска, час, выраженность показателей жизнестойкости, жизнестойкость, мера преодоления, общий уровень жизнестойкости, школьник.


Задать вопрос