Новые подходы к вопросу о формировании и развитии музыкальной культуры подростков средствами вокального искусства
Автор: Марданова Гульнара Мубаракзяновна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 03.10.2022
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Марданова, Г. М. Новые подходы к вопросу о формировании и развитии музыкальной культуры подростков средствами вокального искусства / Г. М. Марданова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17450/ (дата обращения: 17.12.2024).
В современном мире, в нашей стране, наряду с социально-экономическими преобразованиями происходят серьезные изменения в области музыкально-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи. Эстрадная музыка оказывает большое влияние на психологическое развитие современного молодого человека. В связи с этим в последние годы наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей, к данному виду искусства, к его истокам, к определению роли и места и истории становления.
Подростковый возраст — один из сложных периодов в жизни человека. В условиях школьного образования закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, непрерывного стремления к познанию, созидательной энергии, инициативности, активной деятельности. Главным психологическим фактором, характеризующим подростковый возраст, является формирование Я — концепции, связанной с развитием самосознания и открытие подростком своего внутреннего мира. Помочь подростку в формировании его Я — концепции — главная задача преподавателя. Из собственного опыта педагогической деятельности преподавателя вокально-хоровых дисциплин в условиях детской школы искусств, с подрастающим поколением, можно констатировать, что вокальное искусство является современным эффективным средством формирования и развития музыкальной и нравственной культуры у подростков.
В процессе своей работы с подрастающим поколением на протяжении многих лет, я пришла к тому, что каждая среда требует своего способа восприятия, соблюдения норм и своих правил взаимодействия с ней и в ней. Так и работа с молодежью требует своих правил. Слово «креатив» было принесено в русский язык с английского «creative» — творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: «creatio» — сотворение, создание). В двух словах, креатив, или креативность, — это способность генерировать идеи, которые удовлетворяют двум простым критериям. В процессе достижения целей и задач преподаватель выступает как умный и чуткий воспитатель, активно интересующийся современными направлениями и инновационными методами в работе с подростками. В условиях музыкальной школы и школы искусств первичной формой работы является обеспечение непрерывного музыкального развития воспитанника на протяжении всего учебного процесса, а для этого педагог должен видеть отдаленную перспективу развития, не довольствуясь ближней. Критика и самокритика являются той силой, которая способствует развитию, движению вперед и являются в то же время методом воспитания подрастающего поколения. Дисциплина — необходимое условие плодотворности любого труда. Особое значение имеет сознательная дисциплина для вокального исполнительства, являющегося творческим процессом. Важнейшим моментом воспитания сознательной дисциплины является наличие творческой атмосферы в классе, качество репертуара, все это способствует появлению внутренней собранности и организованности и интереса.
Поскольку пение имеет более древнюю основу, чем разговорная речь, физиологические механизмы речи и пения существенно различаются. Этот практический вывод особенно важен для педагогов вокала. Эмоция — это ключ, которым открываются не только эстетические чудеса певческого голоса, но и технические приемы их постижения. Только этим ключом вскрываются и активизируются самые глубокие эволюционно-древние механизмы голоса человека в значительной мере непроизвольные, которые должны быть задействованы в пении и которые обычно спят в каждом из нас, в нашей сильно рационализированной разговорной речи.
В своей практике я начинаю занятия с пения вокальных упражнений, которые мало отличаются от традиционных, но при этом используется более открытый звук, чем у академических певцов (пение без напряжения, переход от образа к звуку, пение с использованием «маски»). Формирование речевого звука и выработка грудного тембра — это элементы специфики в распевании эстрадных певцов, но при этом нужно обязательно учитывать природные данные воспитанника. В этой части обнаруживается некоторое сходство эстрадного и народного звукообразования. Речевое формирование у народных певцов — их принцип, а у эстрадных — полумера. По моему мнению, никаких особых вокальных упражнений, специфически эстрадных, по сути, нет. Природа голоса — едина. Специфика больше выявляется в пении самих произведений. Здесь применяются термины, которые не используются в академическом пении: субтон (заглушенное звучание с продыхом), свинг (джазовая гибкость фразировки, состоящая в смещении акцентов на слабые доли такта), глиссандо (плавный переход с ноты на ноту), фальцет (пение «без опоры»), йодль (резкий переход с пения «на опоре» на фальцет) Исходя из своего опыта, можно прийти к выводу, что вокальная тренировка эстрадных певцов может не полностью соответствовать имеющимся представлениям об эстрадном исполнительстве в целом. Педагог определяет, когда надо ставить певца в режим традиционного голосового тренинга, а когда следует подчеркнуть личное, с учетом интересов воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Цель музыкально-эстетического образования и развития подростков в детской школе искусств — приобщение к основам мировой музыкальной культуры; формирование исполнительских вокальных умений и навыков;
развитие музыкально-эстетического вкуса; формирование здоровья учащегося; профориентационная подготовка с целью поступления в Сузы и ВУЗы музыкальной направленности и др.
Задачи обучения — художественное восприятие музыки;певческие навыки исполнительские навыки; чувство метра и темпа; навыки овладения специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки; бережное отношение к слову; навыки выразительного исполнения произведений; навыки работы с текстом, в том числе, иностранным; навыки работы с фонограммой, микрофоном, техническими средствами обучения; навыки сольного исполнения в сопровождении оркестра, ансамбля, фортепиано и других инструментов; навыки артистической подачи образа.
Литература:
- Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе / М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев; Тверской государственный технический университет. Тверь, 2004. -128 с.
- Гончарова Н. Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: автореферат — диссертация кандидата социологических наук / Н. Б. Гончарова; Ростовский государственный университет. Ростов на Дону, 2002.
- Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие / А. Д. Жарков. М.: МГУКИ, 2003. — Ч. 1–2.
- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. СПб.: Сиптез-Полиграф, 2003.
- Клипп О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореферат — диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Клипп О. Я.; Московский педагогический государственный университет. М., 2003. — 25 с.
- Левикова С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. М.: Гранд: Фаир — пресс, 2004
- Собкин B. C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте: автореферат — диссертация кандидата педагогических наук / B. C. Собкин. М., 1995.