Музыкальная радуга
Автор: Орлова Марина Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
Орлова, М. В. Музыкальная радуга / М. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2419/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вид деятельности: художественное, вокально — хоровое творчество
Форма: кружок
Направление воспитания: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Направление развития личности: общекультурное
Пояснительная записка
Ученые справедливо отмечают, что подростковый возраст — период тяжелого кризиса, его называют даже возрастом катастроф. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Исследования показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.
Практика показывает, что подростковый возраст наиболее благоприятен для развития творческой деятельности в силу стремления к личностному самосовершенствованию, которое происходит через самовыражение, самоутверждение. Одним из важных направлений художественного развития личности подростка является приобщение к музыке, музыкальному творчеству.
В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления, так как имеет непосредственно-чувственное воздействие на человека. Следует особо отметить, что музыкальное искусство, как яркое выражение чувств, эмоций и настроений, становится областью интересов практически всех подростков.
Таким образом, программа внеурочной деятельности «Музыкальная радуга» призвана развивать творческий потенциал личности подростка, воспитывать его музыкальный вкус, повышать самооценку, помогать самоутверждаться, как личности.
Актуальностькурса состоит в том, что он имеет исключительно важное значение в формировании личности младшего подростка. Можно сделать вывод, что такие новообразования подросткового возраста, как повышенная эмоциональность, стремление к идеалу, качественные изменения в интеллектуальной сфере (способствующие развитию самосознания подростков), чувство взрослости (позволяющее развитию самоконтроля, самокритичности), становление Я-концепции (позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу и саморазвитию), выступают определяющими факторами для эффективного музыкального воспитания учеников-подростков.
Программа направлена на работу с учащимися 5 класса в возрасте 10–11 лет и рассчитана на 34 часа.
Цель: развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства
Задачи:
- Развитие у детей интереса и любови к вокально-хоровому пению.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке; формирование художественного вкуса.
- Развитие музыкального слуха — мелодического, ритмического, гармонического, динамического, тембрового.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Работа над упражнениями по системе В. В. Емельянова |
10 |
Лекция Беседа Практика |
2 |
Формирование детского голоса |
10 |
Лекция Беседа Практика |
3 |
Звуковедение и дикция Ансамбль и строй |
8 |
Лекция Беседа Практика |
4 |
Формирование исполнительских навыков |
6 |
Лекция Беседа Практика |
Содержание тем
Тема 1. Работа над упражнениями по системеВ.В.Емельянова (10 часов)
Применение тренировочных упражнений для грудного и фальцетного регистров, упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный. Систематизация и повторность упражнений для закрепления координационных движений и тренажа мускулатуры.
Вокально-хоровые навыки.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Единство динамического, ритмического, тембрового, интонационного ансамбля.
Тема 2. Формирование детского голоса (10 часов)
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения стоя. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание, способствующее достижению красивого, лёгкого звука. Навыки грудобрюшного дыхания. Задержка дыхания. Экономный и равномерный выдох
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Различные приёмы дыхания во время пения. Ощущение мышечной упругости, энергичности дыхательных движений.
Тема 3. Звуковедение идикция. Ансамбль истрой (8 часов)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Развитие дикционных навыков. Выработка умения единого формирования гласных, одновременное, чёткое произношение согласных.
Единая манера формирования гласных в различных регистрах. Пение нон легато и легато. Развитие дикционных навыков, чёткое произношение согласных, отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмическая устойчивость в умеренных темпах, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных ладах, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, триоли, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия.
Тема 4. Формирование исполнительских навыков (6 часов)
Анализ словесного текста и его содержания, выразительное исполнение, умение донести до слушателя характер и содержание исполняемого произведения. Воспитание навыка умения пения без дирижёра.
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Определение формы исполняемого произведения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различная нюансировка в исполняемых произведениях.
Контрольно-измерительные материалы
- Диагностика способностей учащихся.
- Наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства.
- Анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных мероприятий.
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников хорового кружка.
Литература:
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта, — М., 2000.
- Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. — М., 1990.
- Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. — С — П. КАРО, 2004.
- Виноградов К. П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.
- Д. Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.
- Д. Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”, 1989.
- Дмитриева Л. Г., Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1998.