Преграды профессионального развития педагогов
Авторы: Сумароков Вадим Климентьевич, Беззубцева Наталия Олеговна, Таршилова Елена Михайловна, Сумарокова Валерия Вадимовна, Станкевич Алевтина Владимировна, Мамонов Евгений Алексеевич, Козловский Сергей Николаевич, Мищенко Андрей Васильевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
XVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 21.11.2021
Статья просмотрена: 479 раз
Библиографическое описание:
Преграды профессионального развития педагогов / В. К. Сумароков, Н. О. Беззубцева, Е. М. Таршилова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16760/ (дата обращения: 03.12.2024).
Сегодня наука и технологии быстро развиваются и меняются. Этот стремительный процесс развития и изменений влияет на многие ключевые области, такие как общественная жизнь, работа и жизнь системы образования. Чтобы система образования соответствовала современным условиям, необходимо создавать новые структурные элементы (учебные программы, инфраструктуру в образовательных учреждениях, участников образовательного процесса и т. д.) готовых к развитию и изменениям. В этом контексте необходимо увеличить качество образования путем проведения некоторых структурных реформ, таких как развитие учебного плана, повышение квалификации педагогов, обеспечение равенства возможностей в образовании, предоставление рекомендаций и консультационных услуг.
Как известно, профессиональная компетенция педагога — одна из самых важных переменных в улучшении качества образования, потому что от этого зависят достижения учащегося. По этой причине очень важно обучение и развитие профессиональных качеств педагога.
Первым шагом к повышению профессиональной компетенции педагогов является первоначальная подготовка педагога к профессиональной деятельности, что имеет немаловажное значение для дальнейшего повышения квалификации. Из-за стремительных изменений и развития сферы образования, профессиональные знания и навыки, которыми обладают молодые специалисты в начале своей педагогической карьеры со временем становятся недостаточными, т. к. не включает в себя всей информации, необходимой в практической деятельности педагога. Поэтому педагогам необходимо обновлять и развивать свои профессиональные знания и навыки, чтобы постоянно адаптироваться к изменениям и развитию процесса образования. Также педагоги несут ответственность за обучение и знания учащихся, управление поведением в детских коллективах, что требует от них, знаний различных стратегий обучения и воспитания, что невозможно без соответствующего опыта. Следовательно, профессиональное развитие является важным фактором для педагога при выполнении им своих обязанностей. Развитие профессиональных знаний и навыков возможно путем повышения квалификации.
Профессиональное развитие педагога состоит из естественного опыта, самообразования, повышения квалификации и тех сознательных и запланированных действий, которые призваны принести пользу отдельному человеку, коллективу образовательного учреждения, что позволит повысить качество образования.
Профессиональное развитие педагогов теперь признано жизненно важным компонентом политики по повышению качества преподавания и обучения. Профессиональное развитие — это процесс, в котором педагоги участвуют на протяжении всей жизни. Сегодня от педагога ожидается, что он будет развивать и улучшать свои профессиональные навыки, чтобы удовлетворить высокие академические стандарты и требуемые от них ожидания высокого профессионализма. Несмотря на признание его важности, профессиональное развитие, доступное в настоящее время педагогам, не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональной компетенции педагога.
Профессиональное развитие педагогов в основном обеспечивается путем повышения квалификации, которое в большей части проходит без отрыва от производства, что не позволяет в полной мере освоить учебный материал и сказывается на педагогической деятельности в период обучения. Еще одним немаловажным фактором является отсутствие систематического повышения квалификации педагогов в соответствии с их стажем работы. Форматы программ обучения без отрыва от производства часто схожи. Самый распространенный вид обучения без отрыва от производства — это изучение теоретических книг или периодических изданий, а также посещение мастер-классов и семинаров для новых идей по педагогической деятельности, курсам и навыкам, которые не всегда можно применить в своей практике. Как правило, нет совместных мероприятий, в которых педагоги делятся своими знаниями и опытом. Повышение квалификации без отрыва от производства недостаточно эффективны, потому что есть много проблем, связанных с личными и организационными факторами, негативно влияющими на профессиональное развитие педагога. Эти проблемы могут быть препятствием для профессионального роста педагога. Поэтому важно исследовать эти препятствия на пути профессионального развития педагогов для повышения качества образования.
Основная цель исследования — выявить препятствия профессионального развития педагога. В этом контексте необходимо дать ответы на следующие основные вопросы:
- Какие существуют препятствия на пути профессионального развития в образовательном учреждении? Как эти препятствия влияют на профессиональное развитие?
- Какие существуют индивидуальные барьеры, связанные с профессиональным развитием? Как эти препятствия влияют на профессиональное развитие?
- Существуют ли другие препятствия на пути профессионального развития? Как эти препятствия влияют на профессиональное развитие?
Предполагается, что результаты, полученные в результате этого исследования, будут способствовать планированию и развитию процессов повышения квалификации педагогов. Текущее исследование не только выявит дифференцированные барьеры профессионального развития педагогов, но и обеспечить данные для преодоления этих препятствий. Результаты исследования могут стать основой для политики и практики, связанным с профессиональным развитием. Результаты текущего исследования будут сравниваться с полученными результатами. в прошлых исследованиях и будут выявлены дифференцированных ситуациях.
Это исследование было проведено с использованием качественного исследовательского подхода и «феноменологии». Методика использовалась с целью выявления барьеров профессионального развития в педагогической сфере. Феноменологическое исследование помогает определить, как люди испытывают, воспринимают, понимают и интерпретируют те явления, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Итак, феноменологический подход хорошо подходит для изучения эффективного, эмоционального и часто интенсивного человеческого опыта.
Итак, педагоги, столкнувшиеся с феноменом повышения квалификации были отобраны в учебную группу. При отборе исследуемой группы использовался метод выборки. Цель создания выборки, основана на максимальном разбросе, и предназначена для того, чтобы выявить общие темы, проблемы и пути их решения в разнообразии ситуаций. Учебная группа состоит из 12 различных педагогов.
Демографические характеристики участников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Участник |
Должность (предмет) |
Стаж педагогической деятельности |
Образование |
1 |
Педагог дополнительного образования детей |
2 |
Среднее специальное |
2 |
Преподаватель СПО |
10 |
Высшее |
3 |
Учитель русского языка и литературы |
8 |
Высшее |
4 |
Учитель иностранного языка |
21 |
Высшее |
5 |
Учитель начальных классов |
28 |
Высшее |
6 |
Педагог-психолог |
6 |
Высшее |
7 |
Учитель музыки |
18 |
Высшее |
8 |
Учитель математики |
13 |
Высшее |
9 |
Педагог-организатор |
5 |
Средне-специальное |
10 |
Учитель химии |
3 |
Высшее |
11 |
Учитель физкультуры |
1 |
Высшее |
12 |
Учитель начальных классов |
7 |
Высшее |
Как показано в таблице 1, участники имеют максимальный разброс по характеристике профиля, трудовому стажу и уровню образования. Основная цель — выявить общие аспекты при максимальном разнообразии.
В результате исследования были выделены и сформированы четыре основные категории, относящиеся к препятствиям профессионального развития педагогов. К этим категориям относятся: «препятствия, связанные с программами курсов повышения квалификации», «препятствия, связанные с функционированием в образовательном учреждении», «индивидуальные препятствия» и «другие преграды».
Результаты проведенного исследования приведены в таблице 2.
Таблица 2
Препятствия, связанные с программами обучения без отрыва от производства
Препятствия, связанные с программами курсов повышения квалификации |
Препятствия, связанные с функционированием в образовательном учреждении |
Индивидуальные препятствия |
Другие преграды. |
||||
Препятствие |
Частота ответов |
Препятствие |
Частота ответов |
Препятствие |
Частота ответов |
Препятствие |
Частота ответов |
Отрицательное отношение к курсам |
7 |
Неудовлетворительная оценка производительности |
11 |
Финансовые проблемы |
11 |
Отсутствие возможностей для профессионального развития |
3 |
Неудобное время курса (конфликт с графиком работы) |
5 |
Высокая нагрузка и нехватка времени |
8 |
Проблемы с семьей и здоровьем |
3 |
Безразличие учеников |
2 |
Однообразие содержания курса |
5 |
Проблемы, связанные с отношением администраторов |
3 |
Выгорание |
2 |
||
Неэффективность курсовых педагогов |
4 |
Проблемы, связанные с отношением коллег |
3 |
||||
Расстояние до местоположения курса |
3 |
||||||
Задача планирования курсов (не подходит для педагогов) |
3 |
||||||
Исследование показывает, что программы повышения квалификации или курсы не поддерживают профессиональное развитие педагогов на должном уровне. Основные причины этого — негативное отношение педагогов к профессиональному развитию, неудобное время обучения, однообразие содержание курса, неэффективность преподавателей курсов, внеконкурсные знания, дистанционное местоположение, проблема планирования курсов.
Для повышения качества обучения без отрыва от производства его следует разрабатывать в соответствии с характеристиками эффективных программ профессионального развития, таких как содержание, активное обучение, сотрудничество, продолжительность и согласованность. Обучение без отрыва от производства должно быть разработано в соответствии с потребностями профессионального развития педагогов.
Литература:
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 240 с.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогически науки. 2014. № 1. С. 185–198.
5. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе непрерывного образования // Образование и наука. 2015. № 1 (120).