Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках музыки в условиях ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Герасимова, Э. А. Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках музыки в условиях ФГОС / Э. А. Герасимова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16481/ (дата обращения: 26.04.2024).



Чтоб ученик всегда был первым,

Хотел учиться и творить

Без новых технологий друг учитель

Мечту твою как воплотить?

Компьютер, мультимедиа, программы

помогут замысел тебе осуществить!

Герасимова Э. А.

Целью современного школьного обучения является научить детей учиться. Одним из методов, который направлен на достижения высокого образовательного результата является метод, направленный на развитие личности — это системно-деятельностный подход. Деятельностный метод — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Формирование ключевых компетенций, которым способствует системно-деятельностный подход немыслимо без применения ИКТ технологий. С их помощью можно успешно применять различные формы обучения в преподавании любого предмета. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить уроки, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а самое главное- повысить интерес к изучению предмета «Музыка». Уроки, на которых используются мультимедийные продукты, отражают один из главных принципов создания современного урока — эффект фасцинации (эффект привлекательности). Применение мультимедийных продуктов в учебном процессе и внеурочной деятельности, повышает активность обучающихся. Ученики охотнее высказывают своё мнение, размышляют, рассуждают, задают вопросы в группах одноклассникам по данной теме. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, физикой, географией, различными видами изобразительного искусства, архитектурой и т. д. Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка». Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов «Ключи», «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Учебный комплекс предназначен в качестве иллюстративного материала и средств организации учебного процесса школьного курса «Музыка» на базовом и профильном уровне основного, среднего общего образования (1–4 классы). Однако, несмотря на существующие электронные ресурсы, созданные инженерами-компьютерщиками, имеется большая потребность в разработках мультимедийных продуктов самими учителями в силу индивидуальных подходов и потребностей педагогов в преподавании предмета художественно-эстетической направленности. Авторские ЦОР выполняются учителем в формате мультимедийных проектов, презентаций, творческих заданий, тестов. Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются автором как дополнительный комплекс средств обучения, в начальном и среднем звене. В него входят:

– Видеотека, в которую включены: фрагменты из опер, балетов, музыкальных фильмов, телепередачи, записи с концертов(классических, эстрадных, народных, джазовых), мюзиклов, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов,виртуальные экскурсии, фрагменты народных праздников, научно-популярных фильмов в области исследования музыки.

– Мультимедийный синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

– Аудио коллекция музыки русских и зарубежных композиторов, народной и эстрадной музыки. А также фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»), редактируя программами Adobe Audition, mp3Direct Cut, которые позволяют адаптировать музыкальный материал для исполнения обучающимися на уроках и внеурочной деятельности;

– Теоретических материал дополнительно включает: выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия и сравнения музыкальных образов и художественных; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме; фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, поэтов, ученых, исполнителей, слушателей;словарь эмоций, музыкальных образов и характеров произведений;

– Разрабатываются учителем и обучающимися творческие(интерактивные) задания в программах: PowerPoit, Photoshop, Movie Maker, NERO, Киностудия. Разработанные диагностические тесты, музыкальные пазлы,музыкальные «картинки», клипы,видео задания, музыкальные проекты, учебно-дидактические презентации, тестовые задания, музыкальные дидактические игры- направленны на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника, а так же способствующие повышению качества знаний по предмету «Музыка».

При создании и использовании мультимедийных продуктов учителю для своей деятельности по этапам урока необходимо учитывать:

1) Объяснение нового материала.

– Постановка учебной цели и учебных задач с использованием мультимедиа продуктов;

– Роль и место мультимедиа в данном уроке, на данном этапе урока;

– Максимальное вовлечение обучающихся класса в активную деятельность на уроке;

– Подбор текстового и графического материала по теме урока;

– Создание мультимедийных пособий;

– Создание наглядного раздаточного материала;

– Создание учебно-дидактической презентации.

2) Контроль усвоения и закрепление пройденного материала.

– Разработка тестовых заданий;

– Разработка контрольных и самостоятельных работ;

– Разработка творческих домашних заданий, проектов.

А также во внеурочной деятельности и дополнительным образованием по предмету.

– Разработка материалов для проведения школьных олимпиад и конкурсов;

– Разработка материала для школьных мероприятий и концертов

Используя разнообразные компьютерные программы, ИКТ технологии позволяют эффективней развивать зрительные, слуховые восприятия, мотивируют и активизируют детей к учению, практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого человека, быть терпимыми к мнению других учеников, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, принимать совместное решение. Интерактивные технологии способствуют установлению эмоциональных контактов между учениками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство взаимопонимания и собственной успешности.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно и эффективно. При умелом использовании на уроке современных интерактивных и мультимедийных средств обучения детям легко и интересно учиться. Каждый урок они готовы узнавать новое, потому что они этого хотят сами. Анализ результатов анкетирования учащихся, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (90 % учеников отметили, что им нравится, когда проводятся уроки с использованием ИКТ), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной составляющей музыкального воспитания и музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве — как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека. ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования, способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Предоставляются новые возможности осмысления собственного педагогического опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление метапредметных связей, выработку единства требований. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Литература:

  1. Алиев Ю. Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  2. «Веселые уроки музыки» /составитель З. Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов «Ключи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/,свободный
  4. «Копилка уроков-сайт для учителей» Использование интерактивных средств обучения на уроках физики [Электронный ресурс].-Режим доступа: kopilkaurokov.ru, свободный
  5. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е. Д. Критская, Л. В. Школяр/,М.,Флинта,2000г.
  6. Образовательный портал «Мой университет» Интерактивные технологии на уроках музыки [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://moi-universitet.ru/,свободный.