Создание мобильной и трансформируемой среды с применением картона, направленной на позитивную социализацию дошкольников
Авторы: Важенина Наталья Николаевна, Дмитриенко Марина Леонидовна, Кирикович Татьяна Алексеевна, Аспидова Елена Петровна, Колликовская Гульфия Феликсовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 22.11.2020
Статья просмотрена: 623 раза
Библиографическое описание:
Создание мобильной и трансформируемой среды с применением картона, направленной на позитивную социализацию дошкольников / Н. Н. Важенина, М. Л. Дмитриенко, Т. А. Кирикович [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16184/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из приоритетных условий создания развивающей предметно-игровой среды дошкольного учреждения является на сегодняшний день его мобильность и трансформируемость. Однако специфика дошкольного учреждения, а также отсутствие у многих дошкольных учреждений возможности постоянного обновления игрового и обучающего оборудования, приводят к тому, что многие воспитатели ищут доступную альтернативу пополнения развивающей предметно-игровой среда группы. Одним из вариантов решения данной задачи становится картон. Так как этот материал, помимо возможности создания из него мобильных, трансформируемых предметов предметно-игровой среды садика, обладает рядом положительных свойств и характеристик, которые положительно влияют на общее развитие и социализацию детей.
В современных условиях активно трансформирующейся информационной среды и в целом быстро меняющегося мира одним из основных требований ФГОС ДО к развивающей предметно-игровой среде дошкольных образовательных организаций является ее трансформируемость, мобильность и безопасность. К сожалению, сегодня большинство ДОО сегодня имеют возможности только для приобретения самого необходимого минимума оборудования, а требуемые ФГОС ДО разнообразие и вариативность предметно-игровой среды зачастую реализуют за счет самостоятельного изготовления педагогами недостающего оборудования и пособий из доступных материалов. Для муниципальных учреждений дошкольного образования это особенно актуально.
Трансформируемость, мобильность и безопасность как базовые требования к развивающей предметно-игровой среде основаны на том, что наравне с содержанием образовательных программ сама среда, которая является «эффективным средством формирования личности ребёнка» [2], должна давать возможность всестороннего и гармоничного развития воспитанников детского сада на разных этапах их дошкольного детства. Поэтому в современной практике ДОО все чаще стараются уходить от стационарного оформления стен, заменяя их понятными дошкольникам и быстро сменяемыми декоративными элементами. Кроме того, стараются избегать фиксированного расположения столов и стульев, стационарного размещения игровых уголков.
Предметно-пространственная среда в ДОО выполняет ряд задач [2]:
создание атмосферы эмоционального комфорта;
создание условий для физического развития;
создание условий для творческого самовыражения, развития восприятия и созерцания, понимания прекрасного;
создание условия для проявления познавательной активности детей;
создание условий для участия родителей в жизни группы.
Для максимально эффективной реализации этих задач, развивающая предметно-игровая среда должна периодически (согласно возрасту) и ситуационно (согласно игровой и обучающей ситуации) меняться. В связи с этим трансформируемость и мобильность становятся приоритетными принципами построения пространства группы.
Принцип трансформируемости и мобильности предполагает наличие в группе легких конструкций, модулей, ширм, шатров, мебели, занавесок и др. приспособлений, легко изменяющихся функционально. Эти конструкции помогут, как воспитателю ситуационно изменить обучающую среду, так и дадут детям возможность самостоятельно обустроить, обжить пространство по своему усмотрению, построить свой маленький мирок.
Однако, как уже говорилось выше, в современных экономических условиях, а также в условиях постоянно меняющихся требований к образовательным программам у руководства дошкольных учреждений не всегда имеются достаточные возможности в полном объеме обеспечивать предметно-пространственную среду каждой группы полным и необходимым набором готового оборудования. Тем более, что при большом количестве детей в группах неизбежен достаточно быстрый износ оборудования и предметов предметно-пространственной среды. Кроме того, несмотря на единые требования ФГОС каждый воспитатель вносит свою личную инициативу в процесс воспитания и обучения, что естественно требует определенного, нередко нестандартного оборудования.
В связи с этим незаменимым материалом для создания мобильной и трансформируемой среды в группах дошкольного учреждения становится картон и картонная тара. Данный материал, прекрасно подходит для создания большого количества предметов предметно-пространственной среды, например, мобильного и легко трансформируемого игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр (домики, головные уборы, бытовая техника, фигурки кукол, гаражи), настольных и развивающих игр (шашки, крестики-нолики, «Поймай мяч»), элементов тематического оформления группы (панорамы, 3D фигуры, объемные декорации), предметов для зонирования пространства группы (ширмы, «вигвам уединения») деталей для творчества воспитанников (трафареты, детали поделок) и пр.
Достоинством картонных конструкций и элементов предметно-пространственной среды ДОО в том, что они могут легко трансформироваться и отличаются крайней мобильностью. Кроме того, многие элементы картонных конструкций создаваемой среды могут быть взаимозаменяемыми, что является, несомненно, их положительным свойством, поскольку это позволяют оптимизировать хранение данных конструкций.
Вообще, надо сказать, что этот материал и оборудование, созданное из него, соответствует фактически всем требованиям ФГОС:
он безопасен в использовании;
предметы, созданные из него, отличаются крайней мобильностью (небольшой вес) и могут быть перемещены любым ребенком;
трансформируемость, так как специфика материала, подразумевает возможности его, во-первых, удобного и компактного хранения (так, например, дом из гофрокоробки при определенных условиях можно сложить и убрать в плоском виде), а во-вторых, определенная условность внешнего вида дает прекрасную возможность к трансформации (из коробок разного размера можно создать и башню, и замок, и полосу препятствий)
из предыдущей возможности вытекает полифункциональность картонного оборудования.
при помощи этого материала, возможно, обеспечить насыщенность предметно-пространственной среды, максимально разнообразить ее при относительно небольших затратах.
Так, например, из картона можно создавать прекрасные разнотематические ширмы-трансформеры (пароход, военная машина, комната для девочек), которые можно использовать в разных вариантах, в т. ч. в различных по тематике сюжетно-ролевых играх. Подобные ширмы могут быть двух- и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании. Кроме того, их удобно хранить, легко складывать, переносить. Они многофункциональны и универсальны. В частности, ширма из картона может стать одновременно элементом дидактического оформления группы и быть частью «уголка уединения».
Ширмы из картона можно делать двухсторонними, например, есть если повернуть одной стороной, это будет машина, если другой — военный корабль.
В ДОО из картона возможно изготовление кукольного театра со сменными декорациями, что позволит разыгрывать в нем как сказки, так и разнообразные обучающие ситуации (поведение ребенка на дороге, поведение в лесу и пр.)
Возможно изготовление настольных и ростовых трансформируемых панорам для обучения детей и оформления группы (например, панорама улицы с домиками), которые в свою очередь также могут становиться по необходимости средством зонирования группы.
Из картона создается прекрасный дидактический материал (обучающие плакаты, наборы для счета, и пр.)
Помимо соответствия требованиям ФГОС ДО, а также возможности создавать мобильную трансформируемую среду, использование данного материала также дает ряд дополнительных бонусов.
Во-первых, оборудование и предметы, созданные из картона, позволяют уникальную возможность индивидуализации интерьеров и игровой среды каждой группы ДОО.
Во-вторых, изготовление предметов развивающей предметно-пространственной среды группы из картона включает в нее и экологический, природосберегающий компонент, а кроме того развивает в ребенке понимание того, что почти все на свете можно сделать самому и из простых материалов, то есть препятствует развитию потребительского отношения к окружающей действительности.
В-третьих, в создании предметов из картона для предметно-пространственной среды группы могут принимать участие и воспитатели, и сами воспитанники, и их родители. А так как, никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого, и успешность воздействия развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде, то участие детей в создании данной среды является крайне эффективным элементом воспитания. Так, например, дети подготовительной группы могут участвовать в декорировании картонных предметов среды, сделанных взрослыми, в частности, совместными усилиями раскрасить панораму зимней улицы, сделанной из гофрокартона. Это прививает не только понимание бережного отношения к тому, что создано руками человека, но и является значимым фактором творческого развития ребенка, закрепляет у него важные этические и эстетические понятия. Кроме того, совместная продуктивно-творческая деятельность способствует формированию у детей разнообразного личного жизненного опыта по взаимодействию с другими людьми и с разными видами материала.
В-четвертых, внешний вид предметов пространственно-игровой среды, созданных из картона, характеризуется определенной условностью, что усиливает их развивающий потенциал в развитии воображения, фантазии ребенка, его умения и возможности трансформировать одни простые предметы в другие. Благодаря определенной условности, картонные конструкции и элементы дают детям прекрасные возможности для их использования в самых разных ситуациях, сюжетных взаимодействиях и пр. В то же время, созданные своими руками, такие конструкции и элементы обладают и своим индивидуальным обликом, что делает их в глазах воспитанников интересными и запоминающимися.
В-пятых, деятельность по созданию пространственно-игровой среды из картона является прекрасной возможностью для развития совместной с воспитанниками и их родителями проектной деятельности, крайне значимой в современной модели дошкольного образования.
Таким образом, картон (картонная тара) в качестве материала для развития предметно-пространственной среды в группе, несомненно, является прекрасным вариантом, дополнением к основному оборудованию. Его использование создает возможность не только создания трансформируемой и мобильной предметно-пространственной среды, но также обладает рядом положительных свойств, которые влияют на всестороннее развитие и социализацию дошкольников.
Литература:
- Гукк Т. Вариативность предметно-пространственной среды, ее трансформируемость и полифункциональность [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-variativnost-predmetno-prostranstvenoi-sredy-e-transformiruemost-i-polifunkciona.
- Создание трансформируемой, вариативной, доступной предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://slovo.mosmetod.ru/2014/12/28/belukhina-i-e-beltepeterova-l-a-korneeva-a-g-martynova-a-i-sozdanie-transfo.
- Трансформируемость пространства в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/transformiruemost-prostranstva-v-detskom-sadu-1699068.html.
- Хахалева М. М. Проект «Мобильность и трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/26/proekt-mobilnost-i-transformiruemost-razvivayushchey-predmetno.