Развитие компетенции самоменеджмента в условиях обновлённого содержания образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Алпышева, О. А. Развитие компетенции самоменеджмента в условиях обновлённого содержания образования / О. А. Алпышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15742/ (дата обращения: 26.04.2024).



Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;

Если я не командую людьми, они действуют сами;

Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;

Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой.

Лао-Цзы

Как только у детей сформируются основные психические и физиологические навыки, фраза «Я САМ!» — становится девизом их поведенческой деятельности. Их стремление к самостоятельности умиляет взрослых, радует своей естественной эволюцией взросления. Но в большинстве случаев это стремление по тем или иным причинам заглушается или не развивается взрослыми, и дети становятся полностью зависимыми от них. По мере взросления, поступления в школу, обучения в ней, самостоятельность подростков глушится чрезмерной заботой (или полным безразличием) родителей, авторитарным давлением учителей и к моменту выпуска ученика во взрослую жизнь, мы чаще всего видим растерявшуюся личность, не способную на самоопределение, что приводит к метанию между выбором предметов, типа экзамена. В конечном итоге страдает и сам ученик, его родители и, конечно же, школа: учителей обвиняют в некомпетентном обучении личности. Во избежание такого хода событий обновлённое содержание образования «следует принципу, согласно которому обучающиеся должны «научиться учиться»; стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями» [1]. В данной формулировке нас особо привлекает принцип самостоятельности. Каждый казахстанский педагог должен активно внедрять в свою деятельность целую палитру понятий, начинающихся на САМ: самоопределение, саморегуляция, самостоятельность, самореализация. Причем последнее понятие, по нашему мнению, наиболее важно.

Самореализация — это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Одним из ярких ученых, активно развивавших проблему самоактуализации, был Абрахам Гарольд Маслоу [2]. Он считал, что самореализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». Ученый признавал, что люди имеют множество различных потребностей — от «низших» — физиологических, до «высших» — потребности в личном росте, по мере удовлетворения которых человека можно назвать счастливым [3, стр.183].

«Получив искренний комплемент, я могу продержаться месяц» — говорил Марк Твен. А сколько могут и что готовы сделать наши ученики ради одобрения, оценочного поощрения со стороны взрослых? Работать, творить, созидать, познавать — то есть учиться и «находить себя». «Но найти себя невозможно, себя можно только создать». Именно в этом заключается главная задача современной казахстанской педагогики — помочь учащемуся в полной мере раскрыть свой потенциал, воспитать всесторонне развитую компетентную личность, а простыми словами, помочь ребенку обрести свое счастье. И в рамках современного образовательного процесса это можно достичь в индивидуальной работе через инновационные методы, развивая различные компетенции подростка. При этом важную роль в такой модели образования должна играть самостоятельность ребенка. «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя и сам требовать от себя», — констатировал знаменитый педагог Василий Сухомлинский.

В силу вышесказанного мы обращаемся к такому современному термину, как «самоменеджмент». Данное понятие пришло в образовательную систему из экономической сферы, но находит большой спрос среди педагогов.

Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [4, стр.2]. Несомненные плюсы развития этой компетенции у подростка заключаются в том, что:

− ученик решает, чего он хочет достичь;

− создает собственное видение успеха;

− позволяет верить, что успех придет;

− дает сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;

− позволяет доводить решение проблемы до конца;

− дает возможность публично представлять результаты;

− каждый учащийся хочет показать, на что он способен;

− детям нравится ощущать свою значимость;

− большинство учеников стремится в процессе работы приобрести новые знания;

− позволяет оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения;

− позволяет быть самому себе руководителем.

Для того чтобы образовательный самоменеджмент стал приносить какие-то положительные результаты, необходимо создать алгоритм правил и функций, которому учащийся должен следовать:

1. Постановка цели. Определение учащегося значимости и приоритетности предстоящей работы. Вне зависимости от целей (ожидаемая оценка, одобрение педагога или родителей, получение новой информации и знаний) учащийся должен точно знать к какому результату идет, и добиваться стопроцентного выполнения поставленной задачи.

2. Планирование. Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Особенно, когда речь идет о долгосрочном проекте, исследовательской работе. Важны регулярность выполнения, последовательность, фиксация результатов и сроки выполнения.

3. Принятие решений, установка приоритетов. Позволяет учащимся концентрировать свою деятельность на самых важных аспектах работы, а не «распылять» её на несущественные моменты.

4. Выполнение. Осуществление принятых решений в действие.

5. Контроль. Оценка. Впервую очередь — самооценивание, позволяющее ребенку адекватно проанализировать результат своей работы, после — суммативное или формативное оценивание со стороны общественности (учителя, класса, комиссии, жюри и др.).

Беря за основу выработанный алгоритм действий, реализовать идею самоменеджмента на уроках вполне реально при помощи круга стратегий, который каждый педагог может определять для себя сам, учитывая специфику преподаваемого предмета и индивидуальные возможности ребенка. К примеру, на уроках русского языка и литературы, где помимо формирования конкретных теоретических и практических навыков, важно диалоговое обучение, возможны такие «стратегии самоменеджмента» как:

Метод проектов, который дает возможность выявить у ребенка такие качества как дисциплинированность, логичность, умение подавать собранный материал и достойно защищать его, показывая тем самым свою заинтересованность. Несомненные плюсы этого метода — широта временных рамок — от долгосрочного до краткосрочного, а также возможности применения и реализации- от показа своей работы на уроке в своем или другом классе до защиты проекта в рамках районных, городских или республиканских («Дарын») конкурсах;

Семинар, круглый стол позволяет на равных правах высказать, обосновать свою точку зрения окружающим, не боясь показаться нелогичным, смешным. Форма семинара подходит для подведения итога изучения раздела, главы и может служить формой зачета;

Отзыв о книге или фильме также развивает самостоятельность суждений, отстаивание своей точки зрения, своего интереса;

Совместное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи. Постановка проблемного вопроса в начале урока помогает «подвести» учащихся к теме и формированию целей данного занятия, её значимости в системе ИХ индивидуального образования;

Проблемно-ориентированная дискуссия. Несмотря на то, что проведение дискуссии требует у педагога большого подготовительного этапа, умение ребят найти информацию, обработав её, правильно подать и отстоять, задействовав свою логику, воображение, доказательную базу- как результат зачастую превосходит ожидания учителя;

Имитационно-деловые игры позволяют учиться, познавать мир и себя, не замечая этого. Увлечение и интерес — вот залог успеха таких игр [5, стр.6]. Конечно, без направляющей руки педагога игра может сойти на нет, но всё же в этом методе большую роль играет спонтанность, ежеминутное воображение и действие учеников, которые раскрывают их подчас совершенно в ином свете. Играя, они познают мир, его бытовые, профессиональные аспекты.

На уроках литературы есть возможность не только для развития когнитивных способностей, нравственного развития, но и для формирования и развития творческого потенциала, ведь «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [6, стр.138]. Создание творческих работ : красочное оформление постеров, «своих» иероглифов, сочинение хокку, проектирование макетов и карт художественного пространства — всё это раскрывает творческое начало у учащихся, помогает им анализировать и сравнивать свою деятельность с другими, выявлять свои слабые стороны и устранять их;

Метод кейсов. Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического решения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания. Такой метод хорош при введении в новую тему или закреплении ;

Также важна групповая работа в классе в виде заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока. Это помогает развивать ответственность ребенка, долг перед собой и друзьями, дает возможность услышать и быть услышанным ими, принимать решение и отвечать за него.

Несомненно, этот список методической копилки учителя можно продолжать дальше, но количество не так важно в педагогическом процессе. Важно качество проведения, подачи этих приемов на уроке и, конечно, качество отдачи учащихся, которое мы измеряем в различных видах проверочных работ. Анализ передового педагогического опыта показывает, что вне зависимости от предмета и формы работы (индивидуальной, фронтальной, групповой), развитие компетенции самоменеджмента — залог успеха в воспитании современной конкурентноспособной и всесторонне развитой личности.

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо. Национальная академия образования Ы.Алтынсарина, Нур-Султан, 2019.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. — П.: Питер,2011.
  3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.
  4. Перерва П. Г. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем- Х,2009.
  5. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. -М.: Профиздат,1991.
  6. Ларри Хьелл, Даниел Зиглер. Теории личности. — Питер Пресс, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, возможность, залог успеха, начало урока, ребенок.

Похожие статьи

Ситуация успеха как фактор развития личности младшего...

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Особенно сложно в этот период развития приходится учащимся с ограниченными

Что такое успех изачем он нужен на уроке? Успех — понятие неоднозначное, многогранное.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден

На уроках математики и русского языка в последней теме после изучения темы провожу проверочную

При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся.

Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при...

Необходимо разделить понятия «успех», «успешность» и «ситуация успеха».

Успех — результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального

Если есть такая возможность, то сложную и длительную работу следует разбить на два и...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: ситуация успеха, педагогический прием, педагогическая технология...

Современные педагогические технологии как основа...

Поэтому и уроки русского языка и литературы для меня — раскрытие детьми тайн языка

Ведь стремление к познанию, «любовь к познанию» — залог успеха как учителя, так и ученика.

Интересной эта работа кажется и учащимся, потому что многие школьники способны создать...

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

К неодинаковым успехам в обучении приводит то, что учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал.

Успешность обучения зависит во многом и от того, как удаться развить мотивацию учения у детей, желание учиться и...

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как... Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок.

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Планирование учащимися собственной успешности при обучении

Успешность при обучении – осознанно поставленная цель обучения, реализуемая учителем и учащимися в форме сотрудничества и сотворчества

Для реализации успеха обучающегося на уроках, учитель, и, желательно, члены семьи обучающегося, должны участвовать в...

Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации...

Похожие статьи. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.

урок-викторина; – защита творческих проектов, с привлечением сказочных персонажей и др. Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и...

Похожие статьи

Ситуация успеха как фактор развития личности младшего...

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Особенно сложно в этот период развития приходится учащимся с ограниченными

Что такое успех изачем он нужен на уроке? Успех — понятие неоднозначное, многогранное.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден

На уроках математики и русского языка в последней теме после изучения темы провожу проверочную

При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся.

Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при...

Необходимо разделить понятия «успех», «успешность» и «ситуация успеха».

Успех — результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального

Если есть такая возможность, то сложную и длительную работу следует разбить на два и...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: ситуация успеха, педагогический прием, педагогическая технология...

Современные педагогические технологии как основа...

Поэтому и уроки русского языка и литературы для меня — раскрытие детьми тайн языка

Ведь стремление к познанию, «любовь к познанию» — залог успеха как учителя, так и ученика.

Интересной эта работа кажется и учащимся, потому что многие школьники способны создать...

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

К неодинаковым успехам в обучении приводит то, что учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал.

Успешность обучения зависит во многом и от того, как удаться развить мотивацию учения у детей, желание учиться и...

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как... Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок.

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Планирование учащимися собственной успешности при обучении

Успешность при обучении – осознанно поставленная цель обучения, реализуемая учителем и учащимися в форме сотрудничества и сотворчества

Для реализации успеха обучающегося на уроках, учитель, и, желательно, члены семьи обучающегося, должны участвовать в...

Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации...

Похожие статьи. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.

урок-викторина; – защита творческих проектов, с привлечением сказочных персонажей и др. Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и...