Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 1142 раза

Библиографическое описание:

Ухарских, Т. В. Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы) / Т. В. Ухарских. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10165/ (дата обращения: 24.04.2024).



В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. той самой ситуации успеха, при которой каждый обучающийся может себя реализовать.

Педагог, проработавший в школе более десяти лет, отмечает, что урок учитель вынужден вести на среднего ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики теряют интерес к обучению, а «слабые» искусственно перестают учиться самостоятельно. Что необходимо для того, чтобы каждый обучающийся работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материал? Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т. е. учет типичных индивидуальных различий учащихся [2].

К вопросу дифференцированного подхода к обучаемым обращались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Г. С. Абрамова, Л. В. Занков, В. А. Крутецкий и др. Некоторые исследователи обосновывают необходимость дифференциации и индивидуализации на всех этапах обучения: при изложении нового материала, при выполнении домашней работы и т. д. Основанием для выбора дифференцированного обучения является психолого-педагогический подход:

учет общей социальной ситуации в классе;

учет личностных особенностей ребенка;

учет уровня владения предметным содержанием.

Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т. е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;

обучаемость — характеристика его потенциального развития.

Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения [4].

Для себя, как для учителя, определила, что дифференциация процесса обучения в пространстве урока возможна в следующих формах:

разделение обучающихся на группы по обученности;

по способам восприятия информации.

В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:

1группа — обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности):

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
  • формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;
  • привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач.

2 группа — обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне:

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
  • организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
  • отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне.

3 группа — обучающиеся, слабо усваивающие материал:

  • создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
  • создание условий, позволяющих каждому ученику оценить положение и обдумать возможности его улучшения;
  • отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
  • формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы и расширяющие объем материала. В своей практике использую дифференциацию по обученности до полного усвоения знаний. Весь материал предметов русский язык, математика, окружающий мир разбит на десять основных тем. В 1–2 классах использую игровую технологию «Строим домик» (делаю заготовки рисунка домика, состоящего из нераскрашенных кирпичиков. После выполнения каждого зачетного задания, ребенок закрашивает кирпичик определённым цветом, который указан в карточке-зачете. К концу учебного года картина готова и ее помещаем в портфолио ученика. В 3–4 классах принцип сохраняется, но заводим «Зачётные книжки»). На уроках математики и русского языка в последней теме после изучения темы провожу проверочную работу и отмечаю группы усвоивших и не усвоивших материал. Дальнейшая работа с ними строится по-разному. Усвоившие материал получают возможность расширять и углублять свои знания. С другой группой организуется работа по отработке и коррекции изученного содержания.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, дифференцирую их по:

уровню творчества обучающихся;

степени самостоятельности обучающихся;

характеру помощи учителя;

форме учебных действий;

по способу восприятия материала.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Данный способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной (воспроизведение знаний и их применений в обычной ситуации, работа по образцу) или продуктивной (необходимо применять знания в измененной или новой ситуации).

Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.

При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают непосредственно с учителем, а другие самостоятельно.

Дифференциация по характеру помощи учителя.

Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Для учащихся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, готовлю помощь в виде:

вспомогательных заданий подготовительных упражнений;

подсказки (карточки-помощницы, схематические записи решения).

В своей практике использую дозированную помощь ученикам: если ученик затрудняется с выполнением задания, он обращается к карточке № 1, на которой приведены необходимые теоретические сведения. Если после изучения карточки № 1 затруднения остаются, ученик обращается к карточке № 2, на которой показан образец или план выполнения задания. Если и после карточки № 2 ученик затрудняется, то обращается к карточке № 3, на которой приведено выполнение аналогичного задания.

Дифференциация по способу восприятия материала.

Немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В тех случаях, когда материал подается способом, не воспринимаемым обучающимися, и темпом, заведомо им недоступным, эффективность самого передового урока с применением новаторских приемов и методов будет низкой, и, наоборот, традиционная форма организации урока при учете индивидуальных способов восприятия информации дает высокий результат.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т. д.;

аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;

кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т. д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения [4].

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.

Таким образом, обеспечивая дифференциацию подхода к формированию знаниевой базы у различных категорий обучающихся по степени обученности и по способам восприятия информации, считаю возможным создание ситуации успеха на уроках, когда каждый ученик работает в полную силу, чувствует уверенность в себе, ощущает радость учебного труда, сознательно и прочно усваивает материал, продвигается в развитии.

Литература:

  1. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа//Первое сентября.-2007.-№ 1.
  2. Борисова Ю. и др. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика// Народное образование.-2003.-№ 7.
  3. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение обучение.-М.:Сентябрь, 2002.
  4. Материалы конференции «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» (автор Иванова Е. Ю.) http://www.zavuch.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): усвоение знаний, способ восприятия информации, ученик, задание, обучение технологии поиска новых знаний, создание ситуации успеха, часть информации, русский язык, ребенок, работа, полная сила, отбор методов, выполнение задания, обучающийся, материал, класс, индивидуальный подход, запоминание материала, дифференцированное обучение, дифференциация.

Похожие статьи