Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков
Авторы: Перетяткина Елена Андреевна, Николаева Александра Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 31.05.2020
Статья просмотрена: 551 раз
Библиографическое описание:
Перетяткина, Е. А. Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков / Е. А. Перетяткина, А. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15884/ (дата обращения: 20.12.2024).
При изучении иностранных языков существует огромная область запоминания — словарный запас. Как показал проведенный среди учеников школы опрос, иностранные слова большей частью просто зазубриваются. Сегодня существует много авторских методик запоминания иностранных слов, о которых школьники не знают или не умеют ими пользоваться.
При подготовке ученицы к научно-практической конференции школьников было проведено исследование. Целью исследования являлось выяснить, насколько эффективно можно использовать приемы мнемотехники при изучении иностранных языков.
В ходе исследования были изучены приемы мнемотехники, которые можно использовать при изучении иностранных языков, и выработана оптимальная схема запоминания иностранных слов.
В первую очередь, нужно придумать два образа: образ запоминаемого слова и слова, подсказывающего произношение. Это вспомогательное слово нужно подобрать по созвучию со словом на родном языке. Далее образы запоминаемого слова и слова, подсказывающего произношение, необходимо соединить. Затем для качественного запоминания необходимо создать связь между созданным образом слова и его написанием и прочтением.
Для оценки эффективности описанного выше метода запоминания иностранных слов была проведена практическая апробация (сентябрь 2019 года — март 2020 года).
Для проведения апробации были выбраны ученики пятого класса, так как с началом изучения второго иностранного языка значительно увеличился объем запоминаемых иностранных слов. Для проведения апробации были выбраны два класса общей численностью 60 человек, в которых успеваемость учеников по дисциплинам «английский язык» и «немецкий язык» на одном уровне.
Для корректной оценки результатов апробации классы были поделены на «исследуемую группу» и «контрольную группу».
Апробация проводилась в несколько этапов.
В первую очередь был проведен опрос с целью выяснить, знакомы ли участники с понятием «мнемотехника» и как они запоминают иностранные слова. Опрос показал, что никто из учеников не знаком с понятием «мнемотехника». 78 % учеников ответили, что запоминают слова методом многократного повторения («зазубривание»), 22 % учеников ответили, что слова специально никак не учат, они «сами запоминаются». Ни один из опрошенных учеников не отметил использование специальных приемов запоминания.
Следующим шагом была подготовка и проведение факультативного урока по приемам запоминания иностранных слов для исследуемой группы.
Были изучены программы по английскому языку (Spotlight) и немецкому языку (Horizonte) за 5 класс для выбора слов для проведения урока и анализа глубины запоминания. Было выбрано 10 слов из темы «Животные», пять слов на немецком языке (die Schildkröte, das Meerschweinchen, das Pferd, die Kuh, das Kanin) и пять слов на английском языке (guinea pig, deer, budgie, paws, tusks).
Подача материала была проработана с учетом разного восприятия детьми информации (визуалы, аудиалы, кинестетики) и составлен конспект урока. Для запоминания каждого слова были подобраны образы и слова-подсказки, подготовлены презентационные материалы и анимационный ролик с описанием метода запоминания.
Факультативный урок у исследуемой группы был проведен в ноябре 2019 года.
В ходе апробации с помощью контрольных тестов проводилось изучение глубины запоминания иностранных слов. Участникам исследования предлагалось вспомнить 10 контрольных слов на английском и немецком языках. Ученики исследуемой группы запоминали контрольные слова с помощью ассоциаций на уроке по запоминанию, ученики контрольной группы запоминали данные слова привычным для них способом в ходе обучения. Сравнительные результаты тестов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица глубины запоминания по группам
Количество слов |
Тест №1 на момент запоминания, % от числа участников |
Тест №2 через 1 месяц, % от числа участников |
Тест №3 через 3 месяца, % от числа участников |
||||||
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Отклонение, гр.2-гр.3 |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Отклонение, гр.5-гр.6 |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Отклонение, гр.8-гр.9 |
|
8–10 слов |
33 % |
27 % |
+6 % |
27 % |
23 % |
+4 % |
23 % |
13 % |
+10 % |
5–7 слов |
43 % |
40 % |
+3 % |
43 % |
37 % |
+6 % |
43 % |
33 % |
+10 % |
2–4 слова |
17 % |
26 % |
-9 % |
23 % |
30 % |
-7 % |
27 % |
44 % |
-17 % |
0–1 слово |
7 % |
7 % |
0 % |
7 % |
10 % |
-3 % |
7 % |
10 % |
-3 % |
Так, тест № 1 показал, что на момент запоминания в исследуемой группе больше половины слов запомнили 76 % учеников, что на 9 % выше показателя исследуемой группы.
Тест № 2 проводился через один месяц. В исследуемой группе показатель запоминания 5 слов из 10 составил 70 %, что выше показателя контрольной группы на 10 %.
Тест № 3, проведенный через 3 месяца после момента запоминания, показал, что в исследуемой группе больше половины слов вспомнили 66 % учеников, что выше показателя контрольной группы на 20 %.
Динамика эффективности запоминания по критерию «больше половины слов» отражена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика глубины запоминания (показатель «больше 5 слов из 10»)
Группа |
Тест №1 на момент запоминания, % от числа участников |
Тест №2 через 1 месяц, % от числа участников |
Отклонение, гр.3-гр.2 |
Тест №3 через 3 месяца, % от числа участников |
Отклонение, гр.5-гр.3 |
Отклонение, гр.5-гр.2 |
Исследуемая группа |
76 % |
70 % |
-6 % |
66 % |
-4 % |
-10 % |
Контрольная группа |
67 % |
60 % |
-7 % |
46 % |
-14 % |
-21 % |
Таблица показывает, что в исследуемой и контрольной группах наблюдается снижение глубины запоминания за первый месяц на 6 % и 7 % соответственно. Через 2 месяца снижение глубины запоминания в контрольной группе выше показателя исследуемой группы на 10 %. В целом за 3 месяца в исследуемой группе снижение глубины запоминания составило 10 % по сравнению с показателем контрольной группы (21 %). Данные результаты подтверждают более высокую эффективность мнемотехники при запоминании иностранных слов по сравнению с традиционным зазубриванием.
Также в рамках апробации был проведен анализ изменения успеваемости обеих групп по иностранным языкам. По дисциплине «Английский язык» средний балл исследуемой группы вырос на 2,23 %, что выше аналогичного показателя контрольной группы на 1,50 %. По дисциплине «Немецкий язык» средний балл исследуемой группы вырос на 1,60 %, что выше показателя контрольной группы на 0,68 %. Изменение успеваемости приведено в таблице 3.
Таблица 3
Изменение успеваемости по группам
Средний балл |
Английский язык |
Немецкий язык |
Иностранные языки |
|||
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
|
До проведения исследования |
4,04 |
4,10 |
4,38 |
4,38 |
4,21 |
4,24 |
После проведения исследования |
4,13 |
4,13 |
4,45 |
4,42 |
4,29 |
4,28 |
Изменение |
+2,23 % |
+0,73 % |
+1,60 % |
+0,91 % |
+1,90 % |
+0,83 % |
Динамика изменения успеваемости приведена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика успеваемости по группам
Успеваемость |
Английский язык, % от числа участников |
Немецкий язык, % от числа участников |
Иностранные языки, % от числа участников |
||||||
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Изменение, гр.2-гр.3 |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Изменение, гр.5-гр.6 |
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
Изменение, гр.8-гр.9 |
|
Выросла |
57 % |
37 % |
+20% |
50 % |
40 % |
+10% |
53 % |
38 % |
+15% |
Стабильная |
13 % |
23 % |
-10% |
27 % |
23 % |
+4% |
20 % |
23 % |
-3% |
Снизилась |
30 % |
40 % |
-10% |
23 % |
37 % |
-14% |
27 % |
39 % |
-12% |
Как показывает таблица, в исследуемой группе доля учеников, успеваемость которых по иностранным языкам в целом выросла, на 15 % выше показателя контрольной группы. Доля учеников, успеваемость которых по иностранным языкам снизилась, в исследуемой группе на 12 % ниже показателя контрольной группы.
По окончании апробации, в марте 2020 года, в исследуемой группе был проведен заключительный опрос с целью выяснить, используют ли ученики полученные навыки. Опрос показал, что 13 % учеников стали использовать полученные навыки запоминания иностранных слов в своем обучении (самостоятельно или с использованием интернет-ресурсов). При этом многие ученики отметили, что проведенный урок был полезен, однако одного занятия было недостаточно и в данный момент им сложно использовать полученный навык самостоятельно.
В целом по результатам проведенного научно-практического исследования можно сделать следующие выводы:
– запоминание иностранных слов с помощью ассоциаций происходит более эффективно в сравнении с привычными ученикам способами запоминания;
– использование приемов мнемотехники положительно влияет на успеваемость; рост успеваемости по иностранным языкам в исследуемой группе по сравнению с контрольной группой не значителен, однако для одного факультативного занятия получен положительный результат;
– дети с энтузиазмом воспринимают ассоциативную методику запоминания, но многие не готовы работать с ней самостоятельно, им требуется дополнительная мотивация и помощь;
– приемы мнемотехники можно внедрить в качестве вспомогательного инструмента обучения без нарушения учебного процесса.
Литература:
- Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. Н. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального мышления). — М.: Образование, 2002. — 144 с.;
- Беловицкая А. Английский с енотами-полиглотами. — М.: АСТ, 2018. — 162 с.;
- Васильева Е. Е. 2000 английских слов за 1 неделю. — М.: Астрель, 2008. — 480 с.;
- Гарибян С. А. Английский без английского. Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов. — М.: «Самвел», 2008. — 242 с.;
- Зайцева К. А. Запоминаем английские слова. Новый подход. — М.: АСТ, 2018. — 258 с.;
- http:// deutsch-online.ru/
- http://zapominaislova.ru/