Эффективные методы запоминания английских слов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Караков, А. В. Эффективные методы запоминания английских слов / А. В. Караков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117140/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена различным подходам изучения и запоминания лексики, основанным на психологических и мозговых механизмах запоминания. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к изучению английской лексики, учитывая особенности памяти и способности к запоминанию каждого студента. Результаты исследования позволяют выявить наиболее эффективные стратегии запоминания английских слов для их успешного применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: эффективное запоминание, индивидуальный подход, сложности запоминания слов на иностранном языке, способы и приёмы запоминания английских слов, доминирующий вид памяти.

Сегодня почти невозможно обойтись без английского языка. Знание английского языка дает возможность изучать и получать информацию из различных источников — книг, статей, видеороликов, документов, опубликованных на английском языке. Кроме того, всем, кто любит путешествовать по миру, не обойтись без международного языка общения. Но, каждый человек, изучая английский язык, сталкивается с проблемой эффективного запоминания слов.

Целью данной статьи является изучение и использование эффективных методов и приёмов запоминания английских слов, необходимых для уверенного владения английским языком.

Память — это есть отражение сознанием того, что было в прошлом опыте, путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Одним из важных механизмов памяти является запоминание. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания: преднамеренное и непреднамеренное.

Оба типа запоминания имеют свои особенности и могут применяться в различных ситуациях. Преднамеренное запоминание обычно используется в учебных целях, при изучении новой информации или при планировании действий. В то же время, непреднамеренное запоминание может способствовать формированию важных воспоминаний, связанных с эмоциональным опытом и личными переживаниями. Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности. Разберём признаки, характерные для каждого типа:

Визуалам привычно «видеть» мир с помощью зрения. Если, читая книгу, вы ярко воображаете происходящее, лучше запоминаете не сухой текст, а изображение, графики и иллюстрации — вы визуал. Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Мнемонические техники, подкасты и аудиокниги — это про них. Кинестетики воспринимают мир с помощью прикосновений и ощущений. Им важен тактильный контакт.

У нас возник вопрос: почему порой так сложно запомнить новые слова? Учёные, работавшие над этим вопросом, пришли к следующим выводам:

  1. Новое слово на иностранном языке является точной информацией. Нельзя «приблизительно» или «частично» произносить слова.
  2. Отсутствие контекста: когда мы учим новые слова, нам часто не хватает контекста, чтобы хорошо запомнить их. Слова, изученные в изоляции, могут быть труднее запомнить, чем слова, изученные в контексте.
  3. Различия в звуковом и графическом аспектах: некоторые слова на иностранном языке могут быть сложными для запоминания из-за отличий в звучании или написании от слов на родном языке.
  4. Стресс и недостаток мотивации: если вы не уверены в своих способностях или не видите практической пользы от изучения слов, это может затруднить процесс запоминания.

Нами было решено провести эксперимент на отдельно взятой группе студентов автомеханического колледжа. В начале эксперимента мы провели диагностику по методике С. Ефремцевой, которая помогла определить ведущий тип восприятия. Исходя из результатов диагностики, различным типам личности были предложены свои способы запоминания информации.

Визуалам мы предлагаем учить новые слова с помощью наглядных пособий:

— создание визуальных ассоциаций: связывание слова с конкретным изображением или сценой, которая поможет вспомнить его значение;

— использование flashcards: создание карточек с изображением и словом, чтобы тренировать визуальное запоминание;

— использование цветов и форм: цветовые коды или различные формы для каждого слова может помочь лучше запомнить его;

— изучение слов в контексте: использование изображений для иллюстрации слов в их реальном или вымышленном контексте поможет лучше запомнить их значение;

— создание ментальных карт («карты памяти»): использование графических диаграмм или схем для визуальной организации и связывания слов между собой.

Аудиалам чтобы что-то запомнить, нужно проговорить или прослушать информацию. Бесполезно читать, зубрить, рисовать или рассматривать картинки. Что ещё может помочь аудиалам:

— повторение и пересказ: повторение слов и их пересказ на слух поможет закрепить их в памяти;

— использование ритма и мелодии: создание мелодичных фраз или песенок, в которых включены целевые слова, поможет запомнить их легче.

— ассоциирование с звуками: связывание слов с определенными звуками или звуковыми эффектами поможет лучше запомнить их;

— слушание аудиокниг и подкастов: слушание текстов, в которых используются целевые слова, поможет их освоить и улучшить словарный запас;

— использование мнемонических устройств: создание аудиоассоциаций или аудиоассоциативных рифм для запоминания слов;

— «метод пассивного восприятия» — наговариваем на диктофон слова, текст или словосочетания, которые необходимо запомнить к следующему уроку, и слушаем их в любое удобное время;

— «попугай» — парное поочередное зачитывание и повторение слова с переводом;

— «заучивание» (частый повтор) — этот способ запоминания покажется весьма нудным, однако неоднократное повторение лексики является очень эффективной методикой.

Кинестетикам, людям, которые предпочитают обучаться через движение и физическую активность, могут использовать следующие методы для лучшего запоминания слов:

— создание физических ассоциаций: связывание слов с определенными предметами или действиями, которые можно выполнить физически, поможет лучше запомнить их;

— проведение физических упражнений: сочетание изучения слов с выполнением физических упражнений может помочь улучшить запоминание;

— использование рисования или моделирования: создание физических моделей или картинок, связанных с изучаемыми словами, может помочь запомнить их лучше;

— чтобы запомнить, пишите шпаргалки;

— «Гармошка» — для этого способа необходим обычный лист бумаги, на котором у левого края пишутся в столбик английские слова. Затем отделяем вертикальной чертой и рядом в столбик пишем перевод; по проведенной линии лист сгибается, а справа от слов на русском языке необходимо написать эту лексику по памяти на английском; после окончания заполнения всех столбиков необходимо себя проверить.

— очень хорошо отрабатывается новая лексика с помощью игры «Крокодил», в ней игрок должен жестами и движениями показать загаданное ведущим слово, остальные отгадывают его.

Затем мы предложили студентам выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами. Эксперимент продолжался три недели, в течение которых 1 раз в неделю обучающиеся запоминали список, состоящий из 20 слов с помощью выбранной методики. Каждую неделю ребята пробовали разные методы и приёмы, чтобы определить для себя наиболее эффективные способы заучивания.

В результате эксперимента мы пришли к выводу, что у визуалов самые популярными стали «Визуальные ассоциации» и «Стикеры». Аудиалы для себя выбирали чаще всего традиционное «Заучивание» и «Фонетические ассоциации». Что касается кинестетиков, то они предпочли для запоминания новых слов «Гармошку» и «Шпаргалки». Самыми результативными оказались «Визуальные ассоциации», «Фонетические ассоциации» и «Гармошка». Эти методы больше всех принесли респондентам четверок и пятерок.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что:

— зная доминирующий вид памяти, каждый человек сможет найти наиболее подходящий для себя способ запоминания новой информации;

— ведущий тип восприятия среди обучающихся экспериментальной группы — кинестетический;

— самые эффективные методы и приёмы запоминания слов, используемые респондентами, «Визуальные ассоциации», «Фонетические ассоциации» и «Гармошка»;

— эффективность применения выбранных методов подтверждают результаты устного опроса: рост качества с 60 % — в первую неделю, до 75 % — во вторую неделю, 90 % — в третью.

Данное исследование имеет практическую значимость: рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогли студентам подобрать для себя самый результативный способ запоминания английской лексики. Создан буклет с ссылкой на диагностику С. Ефремцева, с перечнем существующих способов и приёмов запоминания новой информации, с рекомендациями по работе над английскими словами для их заучивания и результативного применения в речи, что разнообразит и обогатит наш вокабуляр.

Литература:

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. — 240 с.
  2. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. — М.: «Сталкер», 2002. — 128 с.
  3. Лавренюк М. В. Простые и эффективные способы запоминания английской лексики. — Донецк, 2006. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, английский язык, прием запоминания, ассоциация, иностранный язык, связывание слов, английская лексика, запоминание слов, изучение слов, индивидуальный подход.


Ключевые слова

индивидуальный подход, эффективное запоминание, сложности запоминания слов на иностранном языке, способы и приёмы запоминания английских слов, доминирующий вид памяти

Похожие статьи

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Стратегии студента в овладении иностранным языком

В данной статье рассматривается использование различных материалов из языкового портфеля; как студент может использовать свои возможности при сопоставлении своего уровня владения английским языком с другими уровнями своих сокурсников в учебной группе...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка

Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующ...

Похожие статьи

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Стратегии студента в овладении иностранным языком

В данной статье рассматривается использование различных материалов из языкового портфеля; как студент может использовать свои возможности при сопоставлении своего уровня владения английским языком с другими уровнями своих сокурсников в учебной группе...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка

Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующ...

Задать вопрос