Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маликов Р. Ш., Мухаметшин А. Г., Гарнышева Т. В., Садыкова Л. Р., Хазратова Ф. В., Беляева Н. Л., Шарафетдинова З. Г., Газизова Ф. С. Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15717/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминальная хроника свидетельствуют о росте экстремизма в молодежной среде, неадекватной их реакции на различные явления, связанные с национальностями, вероисповеданием, социальными положениями граждан. В связи с этим особой актуальностью встала проблема воспитания толерантного и терпимого отношения граждан государства друг другу, мирного сосуществования людей разных национальностей. Авторы данной статьи считают, что воспитание толерантности следует начать с самого раннего возраста ребенка.

Ключевые слова: сказка, воспитание толерантности, ребенок, дошкольник, толерантность, герой сказки, окружающий мир.

В научной литературе термин «толерантность» трактуется как уважительное отношение и равенство людей, отрицание доминирования и возвышения над остальными, ненасилие, разнообразие культурных, расовых, религиозных особенностей людей. Толерантность позволяет принять окружающих в таком виде, в каком они представляются, без желания изменить что-либо, принимать как данность и согласиться к взаимодействию. Толерантность требует взаимности и активности в действиях всех участников.

Следует отметить, что в воспитании толерантности существует определенная двойственность. С одной стороны, отношение личности к национальностям, этническим группам, различным социальным и возрастным слоям, политической принадлежности к партиям на бытовом уровне превращается в нетерпимость, ксенофобию, экстремизм, а с другой стороны — толерантность находится глубоко в сознании человека, куда она закладывается в очень ранней стадии его становления и развития.

С противостояниями и различными конфликтными ситуациями человечество сталкивается ежеминутно как на бытовом уровне, так и на мировом политическом уровне. Такое положение дела привело к зарождению понятия «толерантность».

Латинское слово «tolerantia» первоначально означал просто терпение, восприятие мучений других. Это слово отождествлялось с таким словом, как «болезнь» и т. д.

Современное понимание толерантности привело к тому, что в наше время стали свободно вести научные дискуссии, происходило терпимое отношение к чужому мнению. Это привело к плюрализму мнений. Без толерантности невозможно обойтись, когда нет точных научных критериев оценки предметов и явлений, отсутствуют доказательства преимущества тех или иных мнений, верных принципов и решенных задач на всевозможных уровнях и направлениях общественной жизни, науки, морали, религии, национальных особенностей поведения и т. д.

В современном обществе толерантность понимается как необходимость объединения народов разных политических и религиозных убеждений, национальностей, культурных традиций и т. д. Толерантный человек в современном понимании этого слова может не принять другого человека, но тем не менее в своих действиях выступает позитивно по отношению к нему, допускает его действия и мнения, отличающиеся от собственного.

В наше время толерантность стала основным элементов государственного устройства, в котором живут люди множества национальностей и вероисповеданий. Она является составляющей категории нравственности.

В результате анализа философской, педагогической, психологической литературы можем отметить, что термин «терпимость», а также и понятие «толерантность» появились в результате эволюции человека в направлении саморазвития и совершенствования, а также работы над собой. Основной идеей этому служили всеобщее равенство граждан, стремление совершенствовать общество в направлении гармонии и гуманности.

В настоящее время толерантность требует уважительного отношения ко всем национальностям и каждому отдельно взятому человеку, т. к. не бывает высокопоставленных и лучших народов. Они все равны. Важен сам отдельно взятый человек, а не его принадлежность к нации. Его недостатки и достоинства относят лишь к нему, а не к его народу. Все это мы должны внедрить в сознание ребенка с малых лет.

Следует отметить, что ни в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет требований к воспитанию терпимости, тем более о толерантности, к сожалению, не говорится.

На современном этапе развития общества возникла необходимость воспитания толерантности с самого юного возраста. Этот процесс довольно тяжелый. Он начинается с дошкольного возраста и продолжается на протяжении всей человеческой жизни.

Дошкольный период жизни человека является самым продуктивным. В этот период ребенок учится уважать окружающих, доброжелательно относиться к людям другой культуры. Окружающий мир им воспринимается как высокое достижение совместной деятельности людей разных религий, национальностей и расы. Все это создает основу для дальнейшего воспитания толерантности у дошкольников.

Форм и методов воспитания толерантности в научно-педагогической литературе и электронных ресурсах множество. Мы выбрали за основу воспитания толерантности у дошкольников русскую народную сказку, т. к. сказка в этом возрасте является самым удобным и доступным материалом для достижения цели толерантности.

Еще в античные времена многие философы и педагогики в процессе воспитания подрастающего поколения использовали сказку. Даже классики педагогики В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.С Макаренко и др. использовали в своей практике воспитания народные сказки. Сказку считали основным ключом воспитания, удобным средством передачи чужого опыта, распутыванию создавшихся сложных ситуаций.

Проживая в сказке, ребенок познает мир старших. На примере героев сказок ребенок учится осторожному поведению, предвидению опасностей, ориентироваться в создавшихся жизненных ситуациях.

Воспитание средствами сказки использовалось с древнейших времен. Это самое основное средство и метод воспитания в дошкольной педагогике. Старшее поколение вместо порки за недостойное поведение, наказания использовало народное средство воспитания — сказку. В результате ребенок сам оценивал и сверял свое поведение с поступками героев сказки. В сказках отражались моральные нормы поведения и нравственные эталоны взаимоотношений людей. Сказка служила уроком жизни.

Многие педагоги считают, что сказка влияет и на здоровье и психику ребенка. Так, с помощью сказки можно снизить агрессию и избегать многие конфликтные ситуации, возможные с ребенком, а также предупредить психосоматические болезни. С помощью сказки можно сделать имеющиеся недостатки детей их достоинствами. Сказки также могут помочь выделить основные характерные черты детей.

При работе со сказками воспитатель решает ряд задач, среди которых:

а) на примере героев сказок научить ребенка строить более толерантные и деловые отношения с ровесниками и родителями;

б) превратить конфликтную ситуацию в более толерантное поведение по отношению к противоположной стороне;

в) разрядить психологическую и эмоциональную обстановку;

г) правильно определить самооценку, уважительно отнестись не только по отношению к себе, но и к окружающим;

д) подавлять гиперреактивность или, наоборот, подавлять ее, развивать возникающие время от времени боязни, уровня тревожности, агрессивного поведения и т. д.

В своем исследовании мы опирались на народны сказки. Они созданы мудростью народа в течение многих веков. Иногда это и истории конкретного автора. Иногда эти сказки называют мифами и притчами.

Народные сказки можно использовать и в процессе обучения чему-либо. Они полезны и при психокоррекционной работе. Сказки можно использовать и в качестве «лекарства» при психотерапевтической работе. Они могут выполнять и медитативные функции, хотя созданы не для таких целей.

В народные сказки заложена не только народная мудрость, но и они носят много хороших народных идей, например, такие как:

а) в сказке существует лишь живой мир. Начиная от героев и заканчивая различными предметами, наделены душой, что дает возможность воспитать толерантное отношение к ним. Ребенок не только положительно относится к ним, но и проявляет сочувствие, жалость, желание помочь, бережно относиться к ним, что в реальной дальнейшей жизни распространится и по отношению к окружающим людям;

б) одушевленные неживые предметы в сказке живут самостоятельной жизнью и решают свои проблемы, к чему ребенок учится относиться с уважением, проявить сочувствие и желание помочь;

в) ознакомление с живой и неживой природой сказок учит ребенка принимать этот мир так, как есть, но с возникающим желанием улучшить их жизнь в лучшую стороны;

г) борьба противоположностей, в частности доброты и зла, а в результате победа добра поднимает настроение, прибавляет бодрость, чувство радости за положительное решение проблемы. Такая идея также направляет ребенка к изменению мира в лучшую сторону;

д) герои сказок, прежде чем добиться хорошего и положительного результата, проходят целую череду испытаний. Только добытое с трудом может принести пользу человеку, а то, что добыто легким трудом может быстро исчезнуть. Такая идея народных сказок учит терпению, преодолению трудностей, постановке дальнодействующих целей, постановке затрудненных задач, решение которых принесет душевный покой и самоудовлетворенность своим трудом;

е) герои сказок в затрудненных ситуациях принимают помощь других, что воспитывает доверие к окружающим людям и предметам, познания других в сложных ситуациях, при которых у человека раскрывается настоящее лицо, а не только внешние данные. Такие сказки учат детей ориентироваться в психологии окружающих людей, правильно выбрать себе друга, лучше узнать окружающий мир и правильно относиться к этому миру.

Для воспитания толерантности воспитатель должен уметь выбрать самые подходящие сказки в этом направлении. Дети до пяти лет предпочитают слушать сказки о животных или с участием животных. Известно, что дети этого возраста легко идентифицируют себя с известными им животными, могут вообразить себя этим животным и преподнести к окружающим людям. Такая идентификация может отражаться в их манере поведения, разговоре, общении с окружающими и т. д.

С пяти лет дети начинают идентифицировать себя с волшебными сказочными героями. Они могут вообразить себя принцессами и принцами, царевичами и царевнами, генералами и солдатами и т. д. Эти герои помогают детям больше познать мир. По мере роста ребенок все больше и больше слушает сказки с различными историями и людьми, проявляет к ним толерантность, иногда и сам живет в этом мире.

С шести лет ребенок «переходит» к волшебным сказкам.

Самое главное в работе воспитателя правильный подбор сказок. В целях воспитания толерантности должны быть подобраны соответствующие сказки, хотя при желании любую сказку можно использовать в целях воспитания толерантности, т. к. в новой сказке все для ребенка является новым, и он соответствующе должен принимать это новое.

Сказки с терапевтическим эффектом следует разделить на несколько групп, среди которых выделяются:

1) Плохое поведение героев в связи с неумением общаться со взрослыми и ровесниками.

2) Недостойное агрессивное поведение детей в связи с чувством неполноценности. Ребенок требует больше внимания к себе, чего недополучает, из-за чего чувствует себя недооцененным, в результате чего пытается доказать свою значимость.

3) Боязнь и неуместные тревоги без каких-либо на то причин, в результате неумения оценить поведение сказочных героев и своих возможностей. Познание самого «Я», а также толерантное отношение к самому себе помогут устранить многие личностные недостатки ребенка.

4) Сказки помогут решать специфические возрастные проблемы. Ребенок потихоньку учится решать свои проблемы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие проблемы возникают, когда рядом нет мамы, и ребенок остается один на один с нерешенными задачами. Самостоятельность героев сказок станут образцом в решении таких проблем.

Терапевтический эффект народных сказов заключается и в том, что на помощь к ребенку готовы прийти окружающие и взрослые. Сказки не только воспитывают толерантность, но и затрагивают различные психологические направления, такие как развитие эмоций ребенка, обогащают его внутренний мир сказочными образами и событиями, которые способствуют развитию воображения ребенка.

Окружение ребенка может быть передано ему путем сочинения сказок, что больше обогатит его воображение. На примере старших можно привлечь ребенка к собственному сочинительству сказок об окружающем мире, что способствует большему воспитанию толерантности к окружающему миру, развитию речи, мечтательности, формированию характера и т. д. Ко всему этому, естественно, направляют взрослые, в результате чего дети будут чувствовать себя в заботе взрослых, готовых прийти на помощь в решении возникших проблем. В то же время дети обязаны понять, что помощь взрослых — это временное явление, и что в дальнейшем следует проявлять самостоятельность в решении собственных проблем. Во многих случаях в этом деле ему поможет сформированное качество толерантность.

В результате ознакомления с различными сказками дети должны понять истину, что даже в самых трудных жизненных ситуациях неразрешимых среди них не бывает. К пониманию данной истины будут способствовать действия сказочных героев. Они в результате своей толерантности к окружающим выходят «сухими из воды» из самых, казалось бы, неразрешимых трудных ситуаций. В помощь к ним приходят, начиная от людей, заканчивая различными предметами, все окружающее. В этом деле им помогают такие личностные качества, как доверие к людям, умение быстро распознать их способности, умений и навыков, вообразить где и как возможно использовать такие их возможности и т. д. Несмотря на помощь со стороны, главные герои и сами наделены множеством положительных личностных качеств, что является хорошим примером и образцом для подражания.

Работая над сказкой, воспитатель использует различные формы их усвоения: чтение воспитателем, прослушивание в исполнении артистов, изменение различных частей сказки в положительное разрешение трудных ситуаций, инсценировка сказки, высказывание своих мнений о поступках героев, сочинение собственной сказки, рисование понравившихся сцен сказки и т. д. Все эти действия при работе над сказкой способствуют более лучшему усвоению содержания и оценке действий героев. Как известно, толерантное отношение может сформироваться лишь тогда, когда человек четко знает и понимает истинные причины поведения героев сказки.

Таким образом, народные сказки содержат огромный потенциал для воспитания толерантности у дошкольников. Наряду с толерантностью, при работе над сказками можно реализовать, практически, все направления воспитательной работы, для чего требуется мастерство и желание воспитателя. Труд воспитателя по воспитанию толерантности у дошкольников позже даст большие плоды в лице правильно воспитанного человека.

Воспитание толерантности у дошкольников позволяет им правильно строить взаимоотношения с ровесниками и со взрослыми, невзирая на их различие в религии, национальности, политических взглядов и жизненных позиций. Для правильной организации толерантного воспитания у старших дошкольников детские учреждения, семья, а также социальные институты воспитания должны иметь единые цели и соблюдать принципы воспитания толерантности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается основа для общего развития, поэтому воспитание толерантности наиболее успешно начнется в этот период и продолжится в начальном звене обучения.

Как показало наше исследование, воспитание толерантности у старших дошкольников наиболее успешно пройдет при изучении русских народных сказок, т. к. сказки дают больше возможности опираться на их положительных и отрицательных героев, которые, практически, присутствуют в каждой из них. Если положительные герои являются образцом для подражания, то отрицательные герои могут служить для воспитания терпимого отношения к ним, но и затем для воспитания толерантности. Дети должны понять, что отрицательные герои присутствуют не только в сказках, но и в жизни их хватает, поэтому следует по отношению к ним быть толерантными. Присутствие отрицательных героев делает сказку увлекательной, интригующей, волнительной и т. д. Если бы их не было, то и сказки не было бы.

Практически, во всех дошкольных образовательных учреждениях воспитываются дети многих национальностей. Такое содружество разных национальностей дает больше возможностей в интенсивном воспитании толерантности, т. к. за примером далеко ходить не нужно. Совместная деятельность в условиях быта больше сближает детей, позволяет создать дошкольный коллектив, состоящий из разных национальностей.

Основной формой воспитания толерантности в дошкольном образовательном учреждении является занятие. Совместная игровая деятельность, проведение активного досуга, различные другие воспитательные мероприятия в садике и вне садика позволят продолжить толерантное воспитание, начатое на занятиях. Следует отметить, что это ежедневная кропотливая работа педагогического состава.

Дошкольное образовательное учреждение обязано руководить семьей и родителями в деле воспитания толерантности. Семья играет огромную роль в закладывании основ толерантности в уме и в соответствующем поведении детей. На родителей возлагаются основные обязанности воспитателя в формировании толерантности у ребенка, поэтому важен в этом деле союз воспитательного учреждения и педагогов. Толерантное взаимоотношение членов семьи, содружество родителей и родственников имеют сильный толчок в воспитании толерантности у младших членов семьи. В свою очередь педагоги и родители также должны соблюдать принципы толерантности, уважать друг друга и довериться, помогать друг другу и поддержать в воспитании дошкольников, относиться с терпением ко всему. Воспитатели в работе с родителями в деле воспитания толерантности обязаны учитывать условия семьи и психологическую атмосферу в ней.

Как показало наше исследование, дошкольники способны стать толерантными и поддаются толерантному воспитанию. Они очень хотят быть добрыми, отзывчивыми, жить в мире.

Кроме воспитания толерантности, работа над русскими народными сказками развивает творческий потенциал ребенка, что затем позволит творчески решать различные жизненные проблемы. Воздействие на эмоции ребенка путем работы над русскими народными сказками правильно сформирует их психику, научит правильно распознать себя и окружающих, затем в целом сформирует личность ребенка.

Литература:

  1. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Шарафетдинова Э. Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2014. № 3. С. 101–107.
  2. Маликов Р. Ш., Садыкова Л. Р., Хазратова Ф. В., Газизоа Ф. С. Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики // Теория и практика образования в современном мире: XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.) / [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 5–7.
  3. Маликов Р. Ш., Хазратова Ф. В. Использование положительного в народных сказках в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников как части диалога культур // Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Сб. матер-ов Всеросс. науч.-практ. конфер. (11 декабря 2019 г.) / отв. редакторы А. Г. Мухаметшин, Н. М. Асратян, Э. Р. Ганиев. Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2019. С. 284–288.
  4. Маликов Р. Ш., Газизова Ф. С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике (на материале народных сказок) // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 1.2 (49). С. 861–874.