Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Шумарова Наталья Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 01.03.2020
Статья просмотрена: 1646 раз
Библиографическое описание:
Шумарова, Н. Г. Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Шумарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15685/ (дата обращения: 15.11.2024).
ФГОС дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривает подготовку ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, овладение им умениями и навыками исследовательского поиска.
Актуальность данного направления обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем, нестандартным действиям в самых разных обстоятельствах. Первоосновы такой личности можно и необходимо закладывать уже в дошкольном детстве, прежде всего потому, что дошкольники — прирожденные исследователи.
Потребность в поиске нового предмета и новой информации развивается под влиянием условий окружающей среды в прямой зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельность. В этой связи для педагога ДОУ является важным поиск перспективных форм и методов работы по созданию условий для развития у детей исследовательских действий, необходимых для формирования у них в дальнейшем исследовательских способностей и, соответственно, его успешности и самореализации.
Анализ литературы показал, что исследовательские действия формируются в процессе исследовательской деятельности. Существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность» и различные алгоритмы последовательности действий при проведении исследования. На наш взгляд, интересен вариант Александра Ильича Савенкова, определяющий место исследования в процессе решения проблем.
«Исследовательские действия — это действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получении информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач» [6].
А. И. Савенков, описывая понятие исследовательской деятельности, определяет «исследовательские действия как ее структурные компоненты, которые являются механизмом реализации исследовательского поведения ребенка» [12].
Для развития исследовательских действий дошкольников важен выбор метода. Наиболее результативным рассматриваем метод проектной деятельности.
Педагоги считают, что в процессе проектной деятельности при выполнении различных исследовательских действий у ребенка активно формируются исследовательские умения. А. И. Савенков выделяет общие исследовательские умения, как «умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы» [12].
С целью развития и совершенствования у детей исследовательских умений (в соответствии с возрастом) педагог в работе с воспитанниками должен опираться на уровень сформированных у них исследовательских действий.
Существует несколько вариантов классификаций типов проектов, актуальны для дошкольного образования. В основе нашей работы — классификация Евгении Семеновны Полат, выделяющей по доминирующей деятельности типы проектов:
– творческие (создается новый творческий продукт);
– информационные (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщение фактов);
– ролево-игровые (участники принимают на себя определенные роли,обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы);
– практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач);
– исследовательские (полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием).
Наибольшую возможность для активного включения ребенка в исследовательскую деятельность, на наш взгляд, дают исследовательские проекты. В ходе проведения исследовательского проекта мы получаем продукт проекта, который презентуется по усмотрению самого исследователя. Этот результат «можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности» [13]. Но существует проблема в организации работы с детьми по использованию результатов проекта, направленной на развитие исследовательских умений дошкольников: чаще всего продукт проекта лишь пополняет развивающую предметно-пространственную среду группы.
Считаем значимым его использование в организации исследовательской деятельности.
С целью совершенствования исследовательских умений, сформированных ранее, или формирования новых умений (самостоятельно выбирать объект, самостоятельно формулировать гипотезу, сопоставлять, группировать предметы, выходить на новые проблемные вопросы и ситуации, обобщать) в процессе выполнения разных исследовательских действий, предлагаем включение детей в активную поисково-исследовательскую деятельность, что соответствует системно — деятельностному подходу в обучении. В качестве предмета исследования предлагаем использовать продукт проекта.
Основной идеей нашего опыта является использование продукта проектной деятельности для развития исследовательских действий у детей 6–7- лет.
Цель: создание условий для выполнения исследовательских действий детей 6–7 лет в процессе использования результатов проектной деятельности.
Задачи:
- Развивать исследовательские действия детей старшего дошкольного возраста в процессе исследования продукта проектной деятельности.
- Способствовать развитию исследовательских умений, направленных на повышение познавательной активности и совершенствование творческого воображения детей.
- Развивать сенсорные способности, мелкую моторику у детей при выполнении исследовательских действий.
- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Проанализировали методическое обеспечение реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром и предметным окружением) для детей 6–7 лет согласно образовательной программе дошкольного образования МБДОУ. Сделали вывод, что в пособиях разных авторов (О. В. Дыбина, О. А. Соломенникова, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса), имеются методические рекомендации по организации проектной деятельности по разным темам, определен предполагаемый продукт проекта с учетом вида проекта. Но, на наш взгляд, недостаточно предложено проектов исследовательского вида.
В соответствии с комплексно-тематическим планированием мы отобрали темы, по которым возможно спланировать проектную деятельность данного вида. Разработали проекты, результат которых можно использовать для развития исследовательских действий детей. Опираясь на рекомендации А. И. Савенкова, разработали возможные варианты исследовательских действий с продуктами проектов, которые будут способствовать совершенствованию или развитию исследовательских умений у детей и апробировали их с детьми 6–7 лет.
В ходе работы над проектами применялись игровые, словесные, наглядные, практические методы.
Совместно с детьми и родителями воспитанников обогатили исследовательский центр группы, в том числе и за счет продуктов проектной деятельности.
Работу по организации проектной деятельности осуществляли, опираясь на рекомендации авторов учебно-методических пособий Е. С. Полат, Н. Е. Веракса, О. Р. Веракса последовательно поэтапно [1, 10]:
1 этап — выбор темы исследования. Темы детских проектов мы отбирали в соответствии с содержанием и требованиями образовательной программы. Для детей же создавали личностно и социально значимую проблемную ситуацию (требующую исследовательского поиска для ее решения), обеспечивающую мотивацию включения ребенка в ее решение. Следовательно, темы были интересны детям; выполнимы относительно быстро, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. Предполагаемые результаты имели практическую и познавательную значимость для исследователей. Соответствовали возрастным особенностям воспитанников в плане формулировки темы исследования и отбора материала для ее решения.
2 этап — планирование. Организовывали коллективное обсуждения проблемной ситуации, стимулируя выдвижение детьми предположений (гипотез) решения проблемы, предложение различных вариантов решения (при этом поощрялось использование нестандартных, альтернативных способов). Под руководством воспитателя разрабатывался план деятельности по достижению намеченной цели, определялись источники, способ сбора и анализа информации, устанавливались критерии оценки результата и процесса выполнения проекта. Осуществлялось исследование различных вариантов решения (возможно оказание помощи со стороны педагога) и выбор наиболее эффективного.
3 этап — апробация проекта на практике. Дети приступали к реализации проекта, то есть искали ответ на поставленный вопрос. Осуществляли сбор материала (на основе обобщения личного опыта, опроса взрослых, обращение к источникам, просмотр специальных передач, наблюдений, проведение экспериментов). Фиксировали (записи, рисунки, опорные схемы) и обобщали полученные данные.
4 этап— подведение итогов, коллективное обсуждение, презентация продукта проекта.
Форма проведения презентации определялась тем, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов. Продуктом проекта мог быть рисунок, макет, коллекция, лэпбук и др. В любом случае, созданный ресурс приносил детям удовлетворение в связи с тем, что в результате работы над проектом они пережили ситуацию успеха и самореализации. А также он давал перспективу для включения ребенка в новый вид исследовательской деятельности.
Работа над проектом позволяла нам определить уровень сформированности исследовательских умений воспитанников. Для их совершенствования или развития новых умений мы включали детей в новую исследовательскую деятельность, предлагая выполнить различные исследовательские действия с продуктом проекта: конструировать, моделировать, преобразовывать и др., т. е. одно исследование плавно переходило в другое, один проект мог дать начало другому проекту. Создавая продукт, дети пережили ситуацию успеха и самореализации, поэтому с удовольствием включались в дальнейшую исследовательскую деятельность.
Задания были разные, предлагались детям от простого к сложному, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Например, результатом проекта «Такие разные колокольчики»» стала коллекция колокольчиков. Далее проводили исследовательскую работу, предлагая детям выполнить исследовательские действия с продуктом проекта, предполагая, что это будет способствовать совершенствованию умений формулировать название темы, классифицировать, анализировать, обобщать:
– Разложи колокольчики по материалу изготовления (по художественному исполнению, по форме).
– Предположи, на какие еще группы можно разделить колокольчики.
– Установи, есть ли в коллекции одинаковые колокольчики.
– Найди колокольчик, не похожий на другие.
– Определи самый звонкий колокольчик.
– Подбери колокольчики для озвучивания сказки «Теремок».
Заключение
Работа по теме исследования показала, что дети готовы к проведению проектной деятельности, данная форма работы им интересна.
Проектная деятельность может выступать условием развития исследовательских действий детей старшего дошкольного возраста. Но нужны особые методические рекомендации по использованию продукта проекта в исследовательской деятельности.
Расширяя и обогащая опыт выполнения детьми исследовательских действий, мы способствовали формированию у них исследовательских умений как основы для удовлетворения познавательных потребностей, интересов и успешной реализации исследовательского поиска на последующих этапах обучения.
Разработанный методический материал может быть использован педагогами ДОУ в практической деятельности.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).-М.:Мозаика-Синтез, 2014.
- Выготский Л. С. Проблема возраста: собр. соч., Т.4-М.:Педагогика, 1984.
- Деркунская В. В. Проектная деятельность дошкольника.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.: 1995.
- Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.-М.: АСТ, 2013.
- Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Электронный ресурс российской государственной библиотеки.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Петровский А. В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов/под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976.
- Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса. — М.: изд. центр «Академия», 2010.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — СПб.: Дом Фёдорова, 2010.
- Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
- Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольника. СПб.: Питер, 2004.
- Савенков А. И. Дидактические основы современного исследовательского обучения.- СПб.: Дом Фёдорова, 2010.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование,
- Семенова Н. А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность.// Детский сад: теория и практика. 2015. № 9.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-еизд., стереотип. — М., 2001.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4т. /под ред. И. А. Каирова и др., Акад. Пед наук РСФСР.-М.: Просвещение, 1962–1965 (электронный ресурс, ссылка: http:elid.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t4_1965).