Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Аристова С. В. Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 9-10. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15597/ (дата обращения: 22.02.2020).



Ключевые слова: песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельность, дошкольное образование.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2].

Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности.

В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни.

Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц.

У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и поэтому они уже готовы импровизировать мелодию на заданный педагогом текст. Это может быть ответно — вопросная форма, например, я пою: «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!» [1]. Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу.

Стимулируя самостоятельность и инициативность в песенном творчестве, я обращаю внимание на то, чтобы дети придумывали свои, неповторяющиеся варианты творческих заданий. Например, в музыкально-дидактической игре «Музыкальные соседи» дети на заданный текст сочиняют песенку, передавая характер сказочного героя. Например, «Я Незнайка-шалунишка, знаменитый коротышка», «Я девочка Мальвина, дружу я с Буратино!», «Я Карабас Барабас, я поеду на Кавказ!»

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Поэтому на занятиях НОД я применяю технологию «ТРИЗ» Г. С. Альтшуллера. Использую музыкальные загадки для развития не только музыкальных способностей и певческих навыков, но и логического мышления, творческого воображения и фантазии. Например:

– на каком музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели в песне «Солнечная капель» С. Соснина?

– из нескольких картинок выберите ту, про которую я спою без слов (на слог «ля»). Отгадайте песенку и ее название;

– сочините сказочку с помощью пособия «Сказочный домик», украсив действия и диалоги сказочных героев сочинением собственных песенных миниатюр, звукоподражаний.

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, я создаю проблемно-игровые ситуации. Например, я говорю: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок Тедди. Посмотрите, какой он грустный. У него сегодня плохое настроение. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы медвежонку стало весело? Послушать музыку? Спеть песенку?». Хочу отметить, что дети проявляют большую инициативу, в выборе песенного репертуара, чтобы исполнить его и развеселить медвежонка.

Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» я не только продумываю пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в развитии песенного творчества у дошкольников необходимым условием является организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах с учетом ФГОС. Поэтому в центрах музыкального развития я разместила различные схемы, пиктограммы, модели для согрева голосового аппарата, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. А также разработала комплект музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию вокально-певческих навыков и развитию песенного творчества у дошкольников. Например, одна из них «Угадай и спой песню». Для этой игры понадобится музыкальный круг с иллюстрациями к детским песням, аудионоситель, диски с записями знакомых детям песен, (на одном компакт-диске должна быть записана одна песня). Ход игры. Ребенок — ведущий на слог «ля» исполняет фрагмент детской песни, первый кто угадает песню, с помощью стрелки, обозначает ее на музыкальном круге. Затем ребенок-ведущий по порядковому номеру находит компакт-диск и воспроизводит его. Далее все участники игры дружно исполняют угаданную песню.

Проявить инициативу и самостоятельность в развитии песенного творчества дети могут в сюжетно — ролевых играх. Одна из любимых игр детей — «Музыкальное занятие». Как правило, дети очень часто проявляют инициативу брать на себя роль музыкального руководителя, используя в игре звуковой альбомчик «С песенкой по лесенке» и «неозвученное пианино».

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. На музыкальных занятиях мы с детьми обыгрываем каждую песню. Например: Д. Тухманова «Аэробика для Бобика», «Врач по имени Пчела»; «Манная каша», «Про меня и муравья» Л.Абелян, «Кот Мореход» Ж.Металлиди, «Булочка с творогом» А. Петряшевой.

Праздники, концерты и развлечения переводят яркие впечатления детей в повседневную жизнь, у детей возникает желание повторить эти номера в самостоятельной музыкальной деятельности. Например, очень нравится детям играть в концерт, который мы назвали «Уральские звездочки». Здесь большую инициативу дети проявляют не только при составлении программы концерта, но и в исполнении вокальных сольных номеров. Почувствовать себя артистами помогают элементы костюмов, микрофон, детские музыкальные инструменты.

Итак, формируя у детей интерес и любовь к песенному творчеству, в условиях реализации ФГОС, а именно о необходимости «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» даёт возможность не только эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но и сформировать на этапе дошкольного детства личность, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей её.

Литература:

  1. Орлова Т.М, Бекина С. И. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песенное творчество, детская инициатива, Дошкольное Образование, самостоятельная музыкальная деятельность, инициатива, музыкальный круг, игра, песня, самостоятельность детей.

Ключевые слова

дошкольное образование, песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельность

Похожие статьи

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности.

В дошкольном возрасте круг общения детей расширяется. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через...

Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.

Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс.

Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Такая форма организации детской музыкально-образовательной деятельности является

Песня — ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству

Действует по собственной инициативе, он исполняет те попевки, которые ему особенно...

Развитие инициативы и самостоятельности детей...

Кирпач А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной

Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее

Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного...

Музыкальная деятельность детей наиболее полно раскрывает особенности детского музыкального творчества.

Ребенок-сочинитель — это ребенок фантазер и сочинитель. Ему присуща высокая познавательная активность, хорошо развита память и высокий уровень...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность

Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются: – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

— активизация разносторонней работы с одарёнными детьми через систему дополнительного образования (кружки).

Здесь дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях, проявляя самостоятельность, инициативу и творчество.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов

Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая...

Похожие статьи

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности.

В дошкольном возрасте круг общения детей расширяется. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через...

Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.

Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс.

Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Такая форма организации детской музыкально-образовательной деятельности является

Песня — ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству

Действует по собственной инициативе, он исполняет те попевки, которые ему особенно...

Развитие инициативы и самостоятельности детей...

Кирпач А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной

Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее

Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного...

Музыкальная деятельность детей наиболее полно раскрывает особенности детского музыкального творчества.

Ребенок-сочинитель — это ребенок фантазер и сочинитель. Ему присуща высокая познавательная активность, хорошо развита память и высокий уровень...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность

Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются: – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

— активизация разносторонней работы с одарёнными детьми через систему дополнительного образования (кружки).

Здесь дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях, проявляя самостоятельность, инициативу и творчество.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов

Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая...