Библиографическое описание:

Архипович О. В. Реализация принципов индивидуализации через формы работы с одарёнными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 8-12.



В статье обобщен практический опыт работы музыкального руководителя ДОУ по работе с одаренными детьми по вокалу. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей. В приведённом примере имя ребёнка изменено.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Индивидуализация — это деятельность взрослого и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Поэтому существует необходимость создания условий для реализации творческих способностей дошкольников, способности добиваться успеха и социального признания уже с дошкольных лет. Одарённая личность наделена собственной познавательной потребностью.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В ДОУ развивается система, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе, совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения:

1. Психолого-педагогический анализ развития и сопровождение дошкольников.

2. Выявление одарённых и талантливых детей:

— анализ особых успехов и достижений дошкольников;

— создание банка данных детей;

— диагностика потенциальных возможностей детей.

3. Помощь одарённым детям в самореализации их творческой направленности:

— внедрение элементов и систем развивающего обучения;

— дифференцированная и индивидуальная работа с одарёнными детьми;

— создание для ребенка ситуации успеха и уверенности;

— индивидуальная работа с одарёнными детьми через систему индивидуальных занятий;

— организация и участие в творческих конкурсах.

4. Организация воспитательного процесса:

— психолого-педагогическая поддержка одарённых детей;

— создание системы стимулирования и поощрения воспитанников (грамоты, призы, награды);

— активизация разносторонней работы с одарёнными детьми через систему дополнительного образования (кружки).

5. Работа с родителями одарённых детей:

— совместная практическая деятельность одарённого ребенка и родителей;

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В ДОУ организуются особые условия для реализации музыкальных способностей детей. Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Предметно-пространственная среда музыкального зала включает в себя музыкально-дидактическую базу, ИКТ-зону и «территорию творчества». На музыкальных занятиях и праздниках используется мультимедийная техника, синтезатор, микрофоны (со стойками и без стоек). Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. Собрана большая аудио и видеотека презентаций, танцев, песен. В наличие имеются детские музыкальные инструменты, среди которых: треугольники, бубенцы, маракасы, ложки, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности, нетрадиционные шумовые инструменты и т. д. Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют центры творчества в группах, где имеются музыкально — дидактические игры и детские музыкальные инструменты. Содержание музыкальных центров пополняется и меняется в соответствии с возрастом и индивидуальными образовательными потребностями детей. Здесь дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях, проявляя самостоятельность, инициативу и творчество.

Мною была разработана индивидуальная программа для детей, наделённых музыкальными способностями, любящими музыку, и желающими научиться красиво петь. Пение — один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь; малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы.

Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно, пения и наблюдения в самостоятельной деятельности.

Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Перед собой я поставила следующие задачи:

—создать условия для реализации и развития вокальных способностей одаренных детей на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

— помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

— максимально развивать способности одаренных детей, совершенствовать традиционные и внедряемые в образовательный процесс новые педагогические технологии;

— формировать интерес к вокальному искусству;

— развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;

— развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;

— развивать чистоту интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

— формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).

Музыкально одаренные дошкольники часто проявляют способности к театральной, хореографической и другим видам художественной деятельности. Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения на занятиях, в свободной деятельности, на утренниках.

Одной из задач я ставлю бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей.

На сегодняшний день самыми продуктивными здоровьесберегающими технологиями, используемыми при вокальном воспитании являются известные всем: дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, оздоровительные и фонопедические упражнения.

Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка.

Перед разучиванием или исполнением песен я всегда провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Особо важным моментом считаю распевание, это и специальные упражнения для выработки конкретного певческого навыка (певческого дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонирования); и упражнения, основанные на небольших, выученных ранее песнях. При распевании голос ребёнка работает в щадящем режиме, не давая голосовым связкам перенапрягаться, подготавливается к более сложным песням.

В своей работе с детьми я также использую фонопедический метод развития голоса, развивающие голосовые игры Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им. На первых порах для детей это забава, но позднее — более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.

Методическая направленность моей системы работы базируется на теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, Г. Струве, современных концепциях и теоретических трудах; Н. А. Ветлугиной; на знании авторских методик Георгия Струве; Виктора Емельянова; В. Огороднова; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Татьяны Тютюнниковой, Ольги Валерьевны Кацер.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

- работа над вокальными и хоровыми навыками;

- проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

- споем песню с полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «бом» и др.);

- хорошо выговаривать согласные в конце слова;

- произношение слов шепотом в ритме песни;

- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

- использовать элементы дирижирования;

- пение без сопровождения;

- зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

- образные упражнения;

- вопросы;

- оценка качества исполнения песни.

Концертная деятельность является преимущественным видом контроля и стимулом к творчеству. Такой подход особенно влияет на усвоение детьми музыкального материала, развивает и воспитывает навыки самостоятельной творческой работы, а также пробуждает живой интерес к музыкальному искусству.

Важную роль в процессе обучения играют родители (мамы и папы), поскольку являются самыми лучшими моими помощниками, а также активные зрители и слушатели на концертных выступлениях ребят. Помощь в выездах на конкурсы, в пошивах костюмов.

Я понимаю, что только в совместном сотрудничестве, творческом общении и союзе с родителями, взаимном уважении и доверии заключается успех и творческое развитие их детей.

После реализации данной программы я ожидаю получить следующие результаты:

— стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

— использование голосового аппарата;

— проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

— формирование культуры поведения на сцене, умения двигаться под музыку, не бояться сцены;

— стремление передавать характер песни, умение исполнять «легато», «нон легато», правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

— умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (пунктирный ритм);

— участие в конкурсах на уровне города, региона, области, всероссийском, международном.

Осуществляю взаимосвязь с другими специалистами и воспитателями. Совместно с учителем — логопедом провожу работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи. Совместно с педагогом-психологом провожу работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений). Совместно с воспитателями наблюдаем и выделяем проявление музыкальных способностей, создаём и поддерживаем положительный эмоциональный настрой. Для выявления и развития ярко-выраженных способностей одаренных детей, их сценических способностей и вокальных навыков, я использую следующие способы:

— диагностика по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (тестовые задания, беседы, наблюдения);

— сольные выступления на мероприятиях разного уровня: конкурсах, акциях, концертах (праздник для детей инвалидов «День Доброты»; городская акция, посвященная 1 сентября, концерт «Я — талантлив», творческий концерт для родителей ДОУ «Карамельки»);

— проведение вокальных конкурсов в ДОУ (например, «Маленькие звёздочки», «Битва хоров»);

— индивидуальная работа, наблюдение на занятиях, праздниках и развлечениях, тематических концертах.

О результатах используемых мною способов и приёмов говорят достижения воспитанницы Марины Л. (6 лет):

— областной конкурс вокального творчества «Голоса Поволжья», дипломант;

— городской конкурс «Дерзайте вы, вы талантливы», лауреат I степени;

— межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества «Наш Fest», лауреат III степени;

— II Международный конкурс — фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов», лауреат I степени;

— VIII Всероссийский конкурс-фестиваль «Таланты земли Русской», лауреат II степени;

— всероссийский фестиваль — конкурс детских, юношеских и молодежных творческих коллективов «Золотая корона», лауреат II степени;

— международный конкурс — фестиваль вокального искусства «Лейся, песня», лауреат II степени.

— Международный конкурс — фестиваль «Солнцемания», Абхазия, лауреат I степени.

Сейчас Марина Л. уже школьница, но я продолжаю отслеживать её успехи, приглашаю на концерты и праздники в ДОУ.

Оказывала помощь в подготовке к участию в отборочном туре Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» и участию в ежегодном международном фестивале — конкурсе детского и юношеского творчества «Хрустальное сердце мира» (г. Волгоград), лауреат III степени.

Я считаю, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития одарённого ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагогов терпения и бережного отношения.

Литература:

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
  2. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5–6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5–6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
  5. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. — Л., 1959.
  6. Битус А. Ф. Певческая азбука ребенка// Минск. ТетраСистеме. 2007. 96 с.
  7. Емелянов В. В. Фонопедический метод развития голоса// Самара, 1997.
  8. Тютюнникова Т. Э. Ушки на макушке. Пособие по пению// СПб. 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренных детей, музыкальных способностей, способностей одаренных детей, развития голоса, талантливых детей, голосового аппарата, музыкальных способностей детей, развитие одаренных, способности одаренных детей, развитие одаренных детей, выявления одаренных детей, Выявление одаренных детей, творческих способностей, возможностей одаренных детей, певческого голоса, вокальных способностей одаренных, детского голоса, детские музыкальные инструменты, музыкальных способностей ребёнка, творческих способностей дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос