Библиографическое описание:

Уколова Е. И. Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2202/ (дата обращения: 23.02.2018).



В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [4]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство признается как уникальный и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками в этот период ребенок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.

ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребенка, в том числе и одаренного, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [4].

В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребенком своей индивидуальности и ярких способностей. Как показывают многочисленные исследования отечественных ученых (Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, М. А. Кононенко, Я. А. Пономарева, М. С. Старчеуса, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли и др.), особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2-3 года дети легко узнают мелодии; выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одаренные дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика), игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками), музыкальная игра. Как отмечает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [3, с. 168-182].

Н. А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе [1, с. 34].

По мнению А. Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей [2, с. 116-120].

Мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.

Важным условием жизнетворчества музыкально одаренных детей дошкольного возраста является грамотная организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей. Высокая познавательная мотивация и творческая активность ребенка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим), обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребенка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти – семи лет отмечается полная погруженность в восприятие музыки, ребенок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах. Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.

Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. В детском музыкальном творчестве важна не цель – важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.

На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т.п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учет духовно-нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одаренной личности ребенка.

В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.

Следовательно, у одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое. Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого, ее анализ дает педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.

Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [7].

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

Опираясь на исследования Л. В. Трубайчук, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе и др., определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одаренного ребенка:

- Свободное выражение своего «Я» в дошкольном возрасте;

- Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;

- Самопрезентация «Я» в группе сверстников;

- Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;

- Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.

Следовательно, продуктами детского музыкального творчества одаренного ребенка может выступать его отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.

На наш взгляд, существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одаренного ребенка в детском музыкальном творчестве являются:

- Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и неординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к образу, творческому процессу и результату;

- Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т.д.; направленность личного творческого продукта на созидание.

Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М.: АСТ, 2010. – 112 с.
  2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. – 320 с.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Основные термины (генерируются автоматически): детского музыкального творчества, детей дошкольного возраста, дошкольного образования, детском музыкальном творчестве, личности ребенка, музыкально-художественной деятельности, дошкольном возрасте, ФГОС дошкольного образования, музыкальное творчество, одаренной личности ребенка, детское музыкальное творчество, одаренных детей дошкольного, воспитания детей дошкольного, образовательный стандарт дошкольного, стандарт дошкольного образования, детского творчества, музыкального воспитания детей, видах музыкально-художественной деятельности, одаренного ребенка, детское творчество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос