Интеграция различных видов искусства посредством художественного творчества и музыки у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гришанкина О. Н., Соловьянова И. Г. Интеграция различных видов искусства посредством художественного творчества и музыки у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/archive/181/46597/ (дата обращения: 27.05.2018).



Важность и актуальность проблемы интеграции различных видов искусств в педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.

Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей: формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и искусство, через решение следующих задач:

 формирование эстетического восприятия окружающего мира;

 развитие музыкально-художественной деятельности:

 приобщение к миру искусства;

 воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

 развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

 реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.)

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.

F:\МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 79\Картинки Осень Музыка ИЗО\Свзь Музыки и ИЗО.jpeg

Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Это реализуется в музыкальной деятельности на каждом занятии: в слушании музыки, в пении, в музыкально-ритмических движениях, в музыкальном творчестве.

В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы:

1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах;

2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств;

3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях. Для более проникновенного понимания образа было использовано художественное слово, стихи М.В.Сидоровой:

«С нами Осень говорит»

Тише… С нами Осень говорит.

Слышишь?.. Листик подл ногой шуршит,

Зайка глупый серенький дрожит,

Белки шишки с ёлки шелушит.

Слышишь?.. Частый дождик моросит.

Тише… С нами Осень говорит.

«Лес осенний»

Ах, какое это чудо:

Лес осенний золотой!

И слетают отовсюду

Листья пестрою гурьбой.

Сколько звуков разных самых:

Шишка с ёлки упадёт,

Хрустнет ветка под ногами,

Птичка с дерева вспорхнёт.

И, как будто бы спросонок,

Листик в воздухе кружит.

Даже слышно, как ежонок

Тихо лапками шуршит.

При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.

C:\Users\DS\Desktop\P1090415.JPG C:\Users\DS\Desktop\P1090428.JPG

C:\Users\DS\Desktop\P1090443.JPG

На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ. Образ является объединяющим элементом. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о композиторе, произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.

C:\Users\DS\Desktop\P1090438.JPGC:\Users\DS\Desktop\P1090440.JPG

C:\Users\DS\Desktop\P1090433.JPG C:\Users\DS\Desktop\P1090437.JPG

C:\Users\DS\Desktop\P1090427.JPG

Интегрированные занятия в нашем детском саду проводятся музыкальными руководителями совместно с воспитателями. Хотелось бы рассказать о конкретном музыкальном интегрированном занятии с детьми в подготовительной к школе группе. Связующий образ занятия: «Осень» в музыкальных произведениях композиторов П. И. Чайковского и Ж. Вивальди. В ходе занятия дети закрепили представления об осенних изменениях в природе, сравнили разнохарактерные музыкальные произведения П. И. Чайковского и Ж. Вивальди и нарисовали, то, что каждый услышал и представил, слушая музыку. В каждой пьесе настроение осени разное: у П. И. Чайковского осень – грустная, дождливая, а у Ж. Вивальди – яркая, весёлая. Дети старались вслушаться и выбрать какая осень им больше нравиться: грустная или весёлая.

Была проведена предварительная работа: подготовлен музыкальный зал (столы и принадлежности для художественного творчества детей). Иллюстративный материал (презентация репродукций известных художников об осени: «Ранняя осень» И. Левитана, «Ранняя осень» Л. В. Туржанского. Раздаточный материал для музыкально-ритмических движений (осенние листочки и веточки). Выучены стихи, и песни об осени.

Творческая задача увлекла детей и помогла выразить свои эмоции в рисунках. Осенняя галерея рисунков в группе – стала результатом детского самостоятельного творчества. Родителям очень понравились детские работы.

C:\Users\DS\Desktop\P1040536.JPG

Таким образом, объединение различных видов искусств на одном занятии способствует эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех специалистов детского сада.

В дальнейшей работе мы планируем продолжать интегративный подход к организации педагогического процесса с детьми, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, ст. 64.
  2. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М. Просвещение, 1990.
  3. Чумичёва Р.М., Дошкольникам о живописи. – М., «Просвещение», 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): репродукций известных художников, различных видов искусств, художественного творчества, музыкально-ритмических движениях, предварительная работа, музыкальных произведений, музыкальной деятельности, психолого-педагогическим особенностям детей, детей старшего дошкольного, художественного творчества детей, образовательных областей, рисование музыкальных образов, «Ранняя осень», детского самостоятельного творчества, развитие музыкальности детей, удовлетворение потребности детей, эмоциональных качеств детей, музыкальном интегрированном занятии, развития детского творчества, Интеграция различных видов.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос