Основные направления формирования методической компетентности у будущих учителей иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Бурхан, Умур Атикол. Основные направления формирования методической компетентности у будущих учителей иностранного языка / Умур Атикол Бурхан, Пилтен Пусат. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15595/ (дата обращения: 26.04.2024).



This article defines the importance of the formation of professional competence of future teachers of a foreign language. The essence of the concept of professional competence and methodical competence is revealed. The main directions of formation of methodical competence of future teachers of a foreign language are defined.

Ключевые слова: высшая образование, подготовка будущих учителей, компетентностный подход.

Обучение будет эффективнее, если оно удовлетворяет современным требованиям, поэтому в настоящее время во всем мире образование должно выдерживать требования современной экономики и общества. В этой связи предполагается совершенствование необходимых способностей и компетенций студентов в связи с получением знаний, их применением и структурированием. В современном мире актуализируется экономия знаний, обеспечивающая интеграцию науки, производства, образования и непрерывность освоения и практического применения этих знаний. Данные новые временные тенденции в развитии цивилизации способствуют усилению требований к образованию.

«...Образование — это улица с двусторонним движением-преподаватели и студенты несут ответственность друг перед другом, которая дифференцируется по типу программы — в безопасной среде, обеспечиваемой организацией, на всех уровнях: институт, факультет, кафедра, программа и уровень курса» [7].

Одной из приоритетных направлении и целей Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы являются «развитие кадрового потенциала системы образования и науки; модернизация содержания образования всех уровней;... модернизация научно-исследовательской деятельности» и «... повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей» [6].

Также предусматриваются меры по расширению социального пакета педагога в рамках реализации законов Республики Казахстан «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя». В дальнейшем будут обновлены программы подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом.

По данным Marin-Garcia, компетенции, способности и навыки можно рассматривать как три категории сложности в контекстуализированном ноу-хау. Компетентность формируется совокупностью способностей, а те, в свою очередь, формируются несколькими навыками, все из которых являются предпосылками для все более сложной профессиональной деятельности. Компетентность может быть описана как сложное ноу-хау относительно того, как действовать посредством эффективной мобилизации и сочетания различных внутренних и внешних ресурсов в рамках набора ситуаций. Эдвардс-Шахтер и др. [3] добавить перспективу обучения в компетентностный подход. Они подчеркивают, что все компетенции могут быть изучены и преподаны как часть процесса личностного развития, встроенного в образовательную среду. Это усиливает необходимость повышение качества вузовской подготовки будущих учителей на основе компетентностного подхода.

Л. М. Митина рассматривает компетентность как основные педагогические способности (компетенции) учителя, необходимые на уроке:

– способность учащихся контролировать уровень знаний;

– способность к устному и письменному показу материала учащимся;

– способность организовать работу на уроке;

– способность вести диалог с учащимися;

– способность применять различные методы обучения;

– способность общаться с учащимися с позитивными эмоциями и чувствами;

– способность поддерживать предмет на уроке.

Все вышеперечисленные способности (компетентность) объединяются автором в две основные группы:

– методическая и предметная компетентность;

– коммуникативная компетентность, позволяющая сформировать на уроке творческую (креативную) ситуацию [5].

Профессиональная компетентность авторов в различных исследованиях [2]:

– набор профессиональных качеств;

– сложная единичная система внутреннего психического состояния и свойств специалиста, способность быть готовыми к осуществлению профессиональной деятельности и действовать, необходимые для этого действия;

– профессиональное самообразование;

– знать дело;

– способность реализовывать профессионально-должностные требования на определенном уровне;

– способность актуализировать деятельность;

– определяет единую теоретическую и практическую подготовку педагога к осуществлению деятельности.

В. В. Кузьмина под профессионально-педагогической компетенцией понимает совокупность умений педагога с особым структурированием научных и практических знаний с целью лучшего решения педагогических задач. В своих трудах автор распределяет следующие компоненты педагогической компетентности:

– предмет, преподаваемый преподавателем, его специфическая и профессиональная компетентность в области дисциплины, ее компетенции по способам привлечения к нему педагога и учащихся. По мнению автора, здесь необходимо включать сам предмет, а также методику его преподавания, психологию преподавания предмета и знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

– социально-психологическая компетентность в процессе общения. Эта компетентность представляет собой ориентацию индивида в социальных ситуациях, определение индивидуальных особенностей других лиц, выбор адекватных способов общения с ними.

– методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. Другими словами-компетентность в выборе средств, методов и форм педагогического воздействия.

– дифференциально-психологическая компетентность учащихся в области мотивации, способностей, направленности. Другими словами, педагог понимает не только психологические особенности учащихся, но и особенности усвоения ими учебного материала.

– аутопсихологические компетенции в области своей деятельности и преимуществ и недостатков личности. Этот уровень компетентности зависит от уровня развития социального интеллекта педагога и предполагает не только знание сильных и слабых сторон своей личности, но и знание способов профессионального самосовершенствования [4].

На наш взгляд, методическая компетентность будущего учителя является одним из важнейших составляющих его профессиональной компетентности.

В. А. Адольф выделяет познавательный, индивидуальный и деятельностный компоненты, анализируя структуру методической компетентности. По мнению автора, базис познавательной компетентности составляет систему знаний; личность-отношение учителя к имеющимся знаниям, их оценке; деятельность-организация и проведение обучения. В. А. Адольф отметил, что методическая компетентность «... в определенной степени объединяет все системы специальных-научных, педагогических, психологических знаний и умений» [1].

Изучая теоретические основы методической компетентности, В. И. Земцова определяет ее как свойство личности, что свидетельствует о наличии не только глубоких и прочных знаний и умений в области учебной дисциплины и методики ее обучения в единстве, но и опыта решения методических задач на практике.

Основу формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка составляют:

– глубокие знания в области преподавания, понимание принципов, концептуальных идей, основанных на каких — либо технологиях обучения;

– свободное владение широким спектром индивидуальных методов, способы проектирования, организация и управление процессом обучения в школе;

– наличие логики построения системы методов обучения, организации деятельности учащихся в рамках педагогической технологии, соотношения учащихся с конкретными личностными характеристиками, обеспечивающими правильный выбор технологии.

Анализируя вышесказанные можно выделить его основные направлении формирования методической компетентности будущего учителя иностранного языка:

  1. Использование роли дисциплин педагогического цикла образовательной программы (психология, педагогика, методика преподавание иностранного языка и т. д.);
  2. Внедрение элективных курсов с целю дополнение и совершенствование методической подготовки будущих учиетелей (например: Цифровые технологии в образовании, Основы акмеологии, индивидуальных и социальных достижений, Критическое мышление и т. д.);
  3. Организация часов педагогического мастерства, организация тренингов и семинаров с участием работодателей, обучение студентов подготовке педагогических научных проектов и т. д.

Литература:

  1. Адольф В. А. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / В. А. Адольф, А. В. Фоминых. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. — 280 с.
  2. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Национальное образование, 2015. — 416 c.
  3. Edwards-Schacter M., García-Granero A., Sánchez-BarriBarrioluengo, M., Quesada-Pineda, H. and Amara, N., “Disentangling competences: interrelationships on creativity, innovation and entrepreneurship”, Thinking Skills and Creativity, 2015. Vol. 16, pp. 27–39.
  4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований, 2012. — 382 с.
  5. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014. -376 с.
  6. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988, Астана, 2019. -133 с.
  7. Continuous development of teaching. Competences Thematic Peer Group Report. European University Association 2019. -12 p.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая компетентность, способность, знание, иностранный язык, будущий учитель, Казахстан, компетентность, компетенция, мнение автора, профессиональная компетентность.

Ключевые слова

компетентностный подход, высшая образование, подготовка будущих учителей

Похожие статьи

К вопросу о профессиональной компетентности будущих...

К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков.

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и...

Характеристика методической компетентности в структуре...

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога... Характеристика методической компетентности в структуре...

Компетентностный аспект в преподавании профессионального...

компетентность , компетенция , умение , профессионально - педагогическая компетентность , профессиональная компетентность преподавателя , профессиональная компетентность педагога ... Коммуникативнаякомпетенция в преподаваниииностранных...

Формирование компетентного педагога в контексте изучения...

профессиональная компетенция , профессиональная компетентность

знание , профессионально -педагогическая компетентность , умение , профессиональная

иностранный язык , профессиональная компетентность учителя , умение , будущий...

компетентность , компетенция , умение , профессионально...

Стоит отметить, что профессиональная компетентность включает в себя еще и индивидуально-психологические навыки, опыт, знания, умения и психологическую готовность [5, с. 100]. Из этого следует вывод, что компетенция — это навыки для эффективной работы...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной...

Лингвокультурная компетенция и компетенция: отражение...

Данная статья посвящена исследованию терминов компетенция и компетентность в трудах американских и российских ученых. В статье рассматриваются различные методы подходов условий исследования. Компетентность и компетентность анализируются в методическом...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной; компетентность – это способность (и готовность)...

Похожие статьи

К вопросу о профессиональной компетентности будущих...

К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков.

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и...

Характеристика методической компетентности в структуре...

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога... Характеристика методической компетентности в структуре...

Компетентностный аспект в преподавании профессионального...

компетентность , компетенция , умение , профессионально - педагогическая компетентность , профессиональная компетентность преподавателя , профессиональная компетентность педагога ... Коммуникативнаякомпетенция в преподаваниииностранных...

Формирование компетентного педагога в контексте изучения...

профессиональная компетенция , профессиональная компетентность

знание , профессионально -педагогическая компетентность , умение , профессиональная

иностранный язык , профессиональная компетентность учителя , умение , будущий...

компетентность , компетенция , умение , профессионально...

Стоит отметить, что профессиональная компетентность включает в себя еще и индивидуально-психологические навыки, опыт, знания, умения и психологическую готовность [5, с. 100]. Из этого следует вывод, что компетенция — это навыки для эффективной работы...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной...

Лингвокультурная компетенция и компетенция: отражение...

Данная статья посвящена исследованию терминов компетенция и компетентность в трудах американских и российских ученых. В статье рассматриваются различные методы подходов условий исследования. Компетентность и компетентность анализируются в методическом...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной; компетентность – это способность (и готовность)...