Автор: Хрулева Ирина Игоревна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Хрулева И. И. Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 240-242.

Проблема формирования компетентного педагога является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в контексте современного образования. Как отмечают исследователи, в стенах учебного заведения будущий специалист должен не только овладеть знаниями, умениями и навыками, он должен научиться извлекать эти знания самостоятельно, «добывать информацию», значимую и нужную для своей педагогической деятельности, овладеть умением анализировать, быть способным к рефлексии в целеполагании своей профессиональной деятельности, что является важным профессиональным качеством педагога.

Формирование профессиональных умений происходит через изучение учебных предметов, которые являются частью образовательного процесса. В профессиональное образование в настоящее время введено (помимо знаний, умений и навыков) новые образовательные конструкты – компетентности, компетенции и ключевые квалификации. Дж. Равен определяет компетентность таким образом: «Компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». [4, с.6].

Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют двойственный, практико-ориентированный характер. Они помимо теоретических знаний включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие, иначе говоря, компетентности это совокупность (система) знаний в действии. [2, с.23]. В психолого-педагогической литературе существуют такие понятия как «профессиональная компетентность», «педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность».

Многие исследователи представляют модель профессиональной компетентности педагога как единство его теорети­ческой и практической готовности. Компетентный педагог тот, который готов и способен саморазвиваться, самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и воплощать их в жизнь, стремиться к познанию и открытию нового. На сегодняшний день школа нуждается не просто в квалифицированных педагогах, обладающих определенной суммой знаний, умений и навыков, а в компетентных специалистах. Поэтому одной из главных, насущных задач для вузов, а особенно — педагогических, является формирование в стенах вуза компетентного педагога, обладающего критическим мышлением, исследовательским поиском, творческим потенциалом, умеющим оценить, спроектировать, свою профессиональную деятельность.

В связи с этим, ученые и педагоги ищут способ путей совершенствования подготовки будущего учителя, его индивидуальности, личностного становления. Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Е.Н.Солововой. Оценка профессиональной компетенции учителя, по мнению исследователя, основана на следующих базовых параметрах: коммуникативной компетенции; профессиональной компетенции; общекультурной компетенции [5, с.215].

В блок профессиональной компетентности Е.Н.Соловова включает следующие умения: 1) умения в планировании; 2)организационные умения; 3) умения в обеспечении контроля и оценки; 4) аналитические умения; 5) исследовательские умения; 6) профессионально-коммуникативные умения; 7) психолого-педагогическая компетенция; 8) филологическая компетенция; 9) личностные характеристики.

Таким образом, по мнению автора, аналитические умения являются одним из критериев профессиональной компетентности учителя. Автор рассматривает наличие у учителя аналитических умений во взаимосвязи с квалификацией учителя: а именно, уровень аналитических умений учителя определяет его квалификацию [5, с.216].

Как считает О.А.Абдуллина, аналитические умения являются значимыми в профессиональной деятельности и учителя-предметника, и классного руководителя. По мнению О.А. Абдуллиной, «для успешного осуществления воспитательной деятельности учителю необходимо владеть комплексом как общепедагогических, так и специальных воспитательных умений (диагностических, целеполагания, проектировочных, организаторских, коммуникативных, аналитических»). Кроме того, как отмечает автор, «для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, необходимо владеть комплексом аналитических, исследовательских, организаторских и информационно-конструктивных умений» [1,с. 84].

Таким образом, учеными, педагогами аналитические умения выделяются как значимые, являющиеся показателем профессиональной компетентности учителя. Е.И. Пассов считает, что умение анализировать занимает в профессиональной деятельности учителя приоритетное положение по отношению к другим профессиональным умениям учителя. [3]. Поэтому, как отмечают педагоги-исследователи, развитие аналитических умений у студентов педагогического вуза является важной и актуальной проблемой. Все эти профессионально важные качества и умения формируются и развиваются во время учебного процесса, посредством учебного предмета, который должен иметь профессиональную направленность.

Нельзя не отметить, что в условиях информационного общества в обучении иностранным языкам наметился новый подход – компетентностный. По мнению Э.Зеера, Э.Сыманюка компетентностный подход – «это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактулизация, социализация и развитие индивидуальности» [2, с. 30]. По мнению исследователей, данный подход подразумевает эффективное владение иностранным языком как средством социокультурной деятельности и предполагает, прежде всего, умение самостоятельно работать над изучением языка, совершенствоваться в профессиональном плане, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Основные тенденции развития системы лингвистического образования затрагивают и саму дидактическую среду – содержание, средства и технологии обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку ориентировано на удовлетворение реальных потребностей студентов в использовании изучаемого иностранного языка, на усвоении ими определенной системы компетенций, а также развитии языковой личности обучаемого средствами изучаемого языка. Данный подход в обучении иностранным языкам предусматривает новые педагогические технологии, которые используются преподавателем на занятии.

Педагогические технологии, по признанию педагогов, ученых это, прежде всего, продуктивные технологии, где студент становится субъектом своей деятельности, и деятельность студента носит самостоятельный, творческий характер. В контексте современного образования именно продуктивные технологии относятся к числу наиболее эффективных средств обучения, поскольку развивают в студентах практический интеллект, способность к планированию, предполагают непосредственное участие студентов в деятельности, где студент является активным участником этой деятельности, а не пассивным наблюдателем.

Суть продуктивного обучения состоит в том, что оно направлено на самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, на развитие творческого и рефлексивного мышления. Таким образом, новые технологии, технологии саморегулируемого обучения (проблемное обучение, технология модульного обучения, поисковые и исследовательские технологии и др.), как считают Э.Зеер и Э. Сыманюк [2], являются развивающими технологиям современного профессионального образования и призваны усилить фундаментальную подготовку компетентного специалиста.

Исследователи выделяют следующие технологии, направленные на развитие профессионально важных качеств студентов:

- деятельностно-ориентированные технологии (методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные задания);

- когнитивно-ориентированные технологии (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, тренинги рефлексии, интерактивные и имитационные игры, тренинги развития).

Опыт работы в вузе свидетельствует о том, что вышеназванные технологии способствуют развитию мотивационной сферы индивидуальности студента, пробуждают мыслительную активность студентов, направлены на осознание важности обучения иностранного языка как средства развития профессионально значимых качеств, в том числе и развития аналитических умений, которые являются одним из критериев профессиональной компетентности будущего учителя. На сегодняшний день акцент в преподавании иностранных языков смещается на приобретение не просто лексических и грамматических знаний, а на приобретение профессиональной компетентности, которая определяется наличием у студентов профессиональных умений. Поэтому главная задача преподавателей, используя неограниченные возможности иностранного языка развивать именно такие профессиональные умения, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности студентов, в данном конкретном случае – аналитические умения.

Как показывает практический опыт работы, эффективными являются различные виды проблемных ситуаций, которые применяются нами на практических занятиях: методы инцидента; эвристические беседы; проблемные тезисы; проблемно-поисковые и проблемные речемыслительные упражнения, основу которых составляют задания обобщающего, сравнительного или абстрагирующего характера; задания на высказывание самостоятельного суждения с аргументацией и на умения делать умозаключения. Можно применять проблемные речевые задания, основанные на последовательности действий, на предположении, догадке, обнаружении сходств и различий, исключении лишнего, которые позволяют совершенствовать мыслительные операции и придают учебной деятельности студентов творческий характер.

Эффективность развития аналитических умений повышается при использовании индивидуально ориентированных и продуктивных технологий. Их применение позволяет развить у студентов практические профессиональные умения, учит анализировать, оценивать свои достижения, ставить цели и искать пути их реализации, планировать и проектировать свою учебную деятельность. Суть этих методов обучения состоит в том, что они обеспечивают самостоятельность исследовательской деятельности студентов, развитие творческого и рефлексивного мышления.

Из опыта работы следует, что метод проектов, который в современных условиях предусматривает применение компьютерных технологий, является одним из эффективных средств развития аналитических умений студентов. Результатом проектной деятельности могут быть доклад, альбом, выставка, план-карта, презентация, разработка маршрута. Использование метода проектов целесообразно на завершающей стадии изучения материала, когда студенты обладают достаточным запасом языковых средств. Тематика возможных проектов, реализуемых на занятии по иностранному языку, разнообразна: страноведческий проект «Достопримечательности России и Франции», который можно представить в форме мини-путеводителя по знаменитым провинциям Франции; презентации художественной выставки «Знакомство с картинами Лувра и Эрмитажа»; разработки различных туристических маршрутов; культурно-исторические проекты «Праздничный календарь России и Франции», «Культурные традиции и обычаи двух стран», «Особенности национальной кухни двух стран», «Театральная жизнь двух столиц».

Практический опыт показывает, что при подготовке студентами различных тематических конференций («Города Франции и «Золотого кольца» рассказывают», «Историческая роль дворцов России и Франции», «Искусство и мы», «Великие педагоги России и Франции», «Проблемы школьного и высшего образования двух стран»), студенты учатся аргументировать свое выступление, раскрывать тему исследования, логично выстраивать и излагать подготовленный материал, делать выводы и умозаключения, выступать на публике.

Опыт аналитической деятельности студенты приобретают на занятиях-экскурсиях, разработанных ими самими («Мое любимое место отдыха», «Ярославль – город церквей», «Мой университет», «По выставочным залам родного города»), а также при обсуждении рефератов, где студенты учатся определять цель своего исследования (осуществлять целеполагание), составлять аннотацию первоисточников, выбирать эффективное средство для раскрытия идеи своего выступления в результате проведения анализа и сравнения, осуществлять контроль и оценку степени реализации своей цели.

Важным средством развития исследуемых умений являются игровые технологии, применяемые нами на занятиях иностранного язык, цель которых – реализация творческого потенциала студентов, формирование умения с помощью имеющихся языковых средств выйти из нестандартной ситуации. Например, в ходе ролевой игры «Знакомьтесь, это мы» студентам предлагается дать коллективный и индивидуальный портреты своей студенческой группы в виде резюме, которое предполагает сжатое, краткое изложение полученной информации и требует от них умения критически ее оценивать и логично излагать. При изучении иностранного языка целесообразно привлекать студентов к анализу результатов учебных занятий, в процессе осуществления которого они являются «исследователями» своей деятельности, что способствует профессиональному становлению их как будущих педагогов.

Участие студентов в конференциях, дискуссиях, в создании проектов приучает их критически оценивать и осмысливать информацию, способствует логичности мышления, а также развивает ценностные личностные качества, такие как креативную любознательность, толерантность, значимые для будущего учителя. Использование в учебной деятельности студентов продуктивных технологий способствует формированию у студентов профессиональных умений, необходимых им как будущим учителям: уверенно выступать на публике, четко и ясно излагать перед аудиторией необходимую информацию, аргументированно отвечать на вопросы.

На современном этапе развития образования перед преподавателем открывается возможность использования целого спектра новых методик и педагогических средств в преподавании иностранного языка. Важно выбрать именно те, которые наиболее эффективно и плодотворно способствовали бы решению поставленных задач обучения, а именно - формированию компетентного специалиста.


Литература:

1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А Абдуллина - М.: Просвещение, 1990..

2. Зеер, Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] /Э Зеер, Э. Сыманюк - // Высшее образование в России. – 2005. - № 4.

3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /[Текст] Дж Равен – М.: «Когито-Центр», 2002.

5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н Соловова /Базовый курс лекций - М.: Просвещение, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранного языка, изучения иностранного языка, аналитических умений, аналитические умения, профессиональной компетентности, развития аналитических умений, деятельности студентов, профессиональной деятельности, профессиональных умений, профессиональной компетентности учителя, студентов профессиональных умений, трудности изучения иностранного, стратегия изучения иностранного, иностранным языкам, критериев профессиональной компетентности, компетентного педагога, будущего учителя, профессиональные умения, учебной деятельности студентов, аналитических умений учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос