Автор: Лапшина Елена Георгиевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Лапшина Е. Г. Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 74-76.

На современном этапе высшее профессиональное образование играет все большую роль в жизни общества. Под профессиональным образованием сегодня понимают «процесс становления и развития личности человека»[5, c.45]. Как отмечает А.М. Новиков, одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации, для включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями [5, c.148]. Для каждого человека профессиональное образование выступает в двух ипостасях:

- как средство самореализации, самовыражения, самоутверждения личности, т.к. в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь в профессиональном труде;

- как средство устойчивости, социальной самозащищенности и адаптации человека в условиях рыночной экономики.

Высшее профессиональное образование – важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

Современные задачи модернизации высшего профессионального образования связаны с потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных специалистах, обладающих стремлением к постоянному личностному совершенствованию и профессиональному росту.

Подготовка специалистов с дипломом о высшем образовании предполагает сочетание профессиональной мобильности и узконаправленной подготовки в той или иной конкретной области знания или практической деятельности. Поиск новых подходов и методов в системе высшего образования направлен на подготовку компетентных специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что это самостоятельная, коммуникативная, ответственная личность, готовая и способная постоянно учиться новому, самостоятельно или при помощи других находить и применять нужную информацию, а также обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда [4, c.6].

Современным подходом к обучению в условиях модернизации образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение умений, позволяющих в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или «ключевыми компетенциями».

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Компетенции стали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности.

Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются « ключом» для других, более конкретных предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте, при получении профессиональной подготовки. Ключевые компетенции определяются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций. Согласно ГОС ВПО нового поколения выпускник вуза должен обладать универсальными (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные) и профессиональными компетенциями, обеспечивающие успешное вхождение выпускника вуза в профессиональную среду, адаптацию в ней и активное продвижение его к вершинам профессионализма.

Понятия «компетенция» и «компетентность» широко используются. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией [7, с.60]. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Понятия «компетенция» и «компетентность» впервые четко различил Н. Хомский в 1965 году применительно к теории языка: компетенция – знание своего языка говорящим и слушающим, компетентность – реальное использование языка в конкретных ситуациях. Следуя суждениям Н. Хомского, И.А. Зимней, мы рассматриваем компетенцию как потенциальную возможность, способность к определённой деятельности, а компетентность – как личностную характеристику человека, как готовность его эту способность практически реализовать, поскольку она обеспечивается не только наличием способности, но и опытом соответствующей деятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место готовность и способность разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях деятельности и общения.

Существуют различные точки зрения на определение «компетентность», «профессиональная компетентность». Приведем некоторые из них.

Г.В.Селихова определяет компетентность «как конкурентоспособность, эрудицию, творческое начало и культуру личности». «Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и навыков, личностно-значимых качеств»[6, с.56].

А.А. Деркач рассматривает профессиональную компетентность как главный компонент подсистемы профессионализма. «Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [3, c.253].

Ю.В. Варданян определяет профессиональную компетентность специалиста с высшим образованием как сложную единую систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста: его готовности к осуществлению профессиональной деятельности [2, c.9].

Дж. Равен трактует компетентность как мотивированную способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной области.

Вслед за И.А. Зимней, А.В. Хуторским, В.И. Байденко под профессиональной компетентностью мы будем понимать интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях [1, c.19-20].

Образовательный процесс выполняет функцию удовлетворения потребности обучаемого в компетентности, которая выражается формулой «я могу» и является одной из важнейших потребностей человека. Все известные педагоги отмечают, что учащиеся очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и испытывают дискомфорт в тех, где некомпетентны, а иногда стараются их избежать. Чем больше сфер деятельности, в которых учащийся оказывается успешным, тем выше его самооценка, благоприятнее образ Я.

Агропромышленный комплекс – важнейшая сфера российской экономики. Современный этап аграрной реформы предъявляет особые требования к кадровой политике, обусловленной необходимостью выхода из кризисной ситуации. В этой связи, вопрос о том, каким должен быть специалист-профессионал, получивший диплом о высшем сельскохозяйственном образовании, является актуальным.

Уже сегодня работодатели, определяя требования к персоналу, при своём выборе руководствуются не перечнем дисциплин, которые были прочитаны студенту, а теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его способностями и личными качествами. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Структура профессиональной компетентности выпускника сельскохозяйственного вуза содержит когнитивно-деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-коммуникативный компоненты. Профессиональная компетентность включает умения получения и совершенствования общепрофессиональных и специальных знаний; умения общения с руководством, коллегами, умения работать с документацией, информацией из различных источников; умения разработки технологических процессов, создания производственных проектов. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач.

Профессиональные компетенции направлены на успешную трудовую деятельность в конкретной профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда в рамках родственных профессий.

Ключевые компетенции студента сельскохозяйственного вуза включают умение логически мыслить, владение проективным мировоззрением, гибким мышлением, способность анализировать социально-значимые процессы, находить нестандартные решения профессиональных задач, использование в профессиональной деятельности методов системного анализа, владение современными базовыми и прикладными информационными технологиями, а также знание иностранного языка.

В современной геоэкономической ситуации, ориентированной на международные стандарты, важную роль играет иностранный язык, выступающий средством получения дополнительной профессиональной и научной информации, расширения профессионального и общеобразовательного кругозора, углубления профессиональных знаний, профессионального общения. В связи с этим очевидна возрастающая роль иностранного языка в профессиональной подготовке студентов, необходимость формирования данной компетенции, что, несомненно, будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущих специалистов. Обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов является средством передачи социально и профессионально значимой информации, отработки навыков использования иноязычных источников в профессиональной деятельности.

Будущий специалист должен не просто получить определенную сумму знаний, но научиться самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, чтобы в дальнейшем не терять уровень компетентности и постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

Таким образом, выпускник вуза с дипломом о высшем образовании как «качественный продукт» образовательной системы должен быть профессионально-квалифицированным и образованным специалистом, иметь профессиональные компетенции и готовность их гибкого применения.


Литература:

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические аспекты): метод.пособие / В.И.Байденко. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М. 2005. 114с.

  2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореферат дис. д-ра пед.наук. М. 1999. 40с.

  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М. : Изд-во Моск. психол-социол. ин-та; Воронеж: Модек, 2004. 752с.

  4. Иванов Д. Компетенции учителя // Дмитрий Иванов. М.: Чистые пруды, 2008, 32с.

  5. Новиков А.М.// Профессиональное образование в России. М.: ЦПНПО РАО, 1997.

  6. Селихова Г.В. Новая парадигма образования: компетентность будущего специалиста как показатель качества университетской подготовки // Динамика педагогического образования: от института к университету: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Тул. гос. пед. ун-т, 1998. С.56-58.

  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.

Основные термины (генерируются автоматически): Компетентностный подход, профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, Ключевые компетенции, компетентности специалиста, профессионального образования, формирования профессиональной компетентности, коммуникативной компетентности специалиста, диагностирования коммуникативной компетентности, профессиональной компетентности специалиста, подготовки младшего специалиста, младшего специалиста среднего, специалиста среднего специального, профессиональную компетентность, основа диагностирования коммуникативной, специального профессионального образования, «Профессиональная компетентность, среднего специального профессионального, профессиональное образование, профессиональную компетентность специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос