Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях
Автор: Осипова Светлана Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.12.2019
Статья просмотрена: 926 раз
Библиографическое описание:
Осипова, С. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях / С. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15538/ (дата обращения: 23.11.2024).
Полноценную жизнедеятельность малыша, невозможно представить без сенсорного воспитания. Не зря малыш первым делом стремится испробовать все на вкус, затем это переходит к рисованию на обоях, мебели. Малыш пытается исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверить все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасными помощниками внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются игры по сенсорному развитию. Поэтому чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не благодаря пословице «делу — время, потехе — час», а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует всестороннему развитию малыша. Всестороннее развитие представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира — основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только успешными и здоровым, но и гармонично развитым».
Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2–3 лет своими руками.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
– зрительные;
– слуховые;
– тактильные;
– обонятельные;
– вкусовые.
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.
Обучение происходит в игровой форме, чтобы у малыша оставался высоким уровень мотивации к играм.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2–3 лет вдомашних условиях
Игры сприщепками
Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.
Используя фантазию, можно предложить малышу много вариантов игр сприщепками, среди которых:
Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.
Хвостики для рыбок. Сделать из картона круглый бассейн с рыбками, где необходимо подобрать по цвету хвостик рыбке и при помощи прищепки прицепить его к рыбе.
Пальчиковый сухой бассейн
Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12–15 см на половину заполнить крупой. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает крупу, рассыпает ее. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук. Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.
«Бусы из соленого теста»
Малышу предлагается сделать бусы в подарок маме, бабушке, сестре из разноцветных колечек. Мама заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Далее малыш нанизывает бусинки на шнурок и формируют украшение.
«Тактильная коробка»
Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества малыша
«Паучок на полянке»
Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».
В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.
«Варежки: найди пару»
Вырезать из картона форму варежки и раскрасить ее. Пусть малыш попытается найти одинаковые варежки. Например: синие в белый кружок, красные в черную полоску и др.
Разноцветные узоры
Из квадрата 10 на 10 любого материала вырезаем цветочек, пусть малыш подберет цветы к каждому кусочку материала.
Накорми животное
Из пластиковой бутылки сделать эстетичную мордочку собаки, кошки или поросенка. Открыть пробку и пусть малыш кладет в бутылку крупные макароны, тем самым он накормит животное.
Играя в игры по сенсорному развитию, дети станут более самостоятельными, возрастет стремление самоутвердиться: «Я сам!». Поэтому нужно использовать все необходимые возможности развития своего малыша, повышая интерес к новым знаниям, новым увлечениям.
Литература:
- Петрова И. В., Присяжнюк С. А., Лиханова Т. И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста/ Петрова И. В. и др. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2012 г. — 64 с.
- Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»/ Хохрякова Ю. М. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г. — 128 с.
- Янушко Е. А. «Сенсорное развитие»/ Янушко Е. А. — М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 г. — 72 с.