Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, январь 2020)

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15533/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Ключевые слова: профессия, специалист, жизненный путь, будущее, среднее профессиональное образовательное учреждение, факторный анализ, регрессионный анализ

The article presents the results of a regression analysis, identifying the main factors of the semantic future of college students and their importance in the preparation of students studying in various specialties.

Keywords: profession, specialist, life path, future, secondary vocational educational institution, factor analysis, regression analysis

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Требования современных реалий, когда бывает недостаточно только теоретических знаний и молодой специалист должен уметь так же самоопределяться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, брать на себя ответственность в том числе и за собственное будущее. Выбор своего будущего всегда не простая задача, требующая анализа своих возможностей в соотношении со своих интересов и, желаний. В случае несовпадения производственной ситуации и «виртуальной реальности», созданной богатым воображением молодого специалиста, он может оказаться в ситуации неопределенности или вовсе разочароваться в своей профессии [1]. Вот в этом пространстве выбора и возникает основная трудность, основные противоречия, в разрешении которых большую роль могут играть образовательные учреждения [3.4].

С целью определения основных факторов, влияющих на выбор профессиональной направленности на базе ГБПОУ Нижегородского колледжа малого бизнеса в 2018–2019 году было проведено научное исследование. Выборка составила 251 человек, обучающихся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм». Для количественной обработки данных применялись следующие методы: факторный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий различий для независимых выборок U –Манна Уитни.

При применении факторного анализа из представленного множества переменных были выделены 8 личностных факторов. К ним были отнесены: «интернальная личностная диспозиция», «социально-психологической адаптивности», «мотивации достижения успеха», «готовности к социальному взаимодействию», «позиции лидерства», «личностной креативности», «познавательной личностной диспозиции», «комфорта и коммуникации» [2].

В дальнейшем в исследовании был применен множественный регрессионный анализ. При его проведении был исключен ряд факторов, регрессионные коэффициенты которых оказались статистически незначимыми. А наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной (профессиональное самоопределение студентов, выбравших специальности гостиничный сервис и туризм) сделали:

Мотивация достижения успеха (ß = 0.282) — склонность принимать участие в проблемно ориентированных действиях или воплощать поведение, направленное на достижение цели. Такое поведение характеризуется стремлением выполнять задачи лучше, чем в предыдущий раз, или желанием превышения высокого внешнего или внутреннего уровня мастерства. Низкая готовность к социальному взаимодействию (ß = –0.229) — показатель, который в нашем исследовании оказался с отрицательным знаком, что указывает на то, что для достижения успеха студент должен быть неуступчивым, самостоятельным и независимым. Согласно результатам данного исследования, наличие низких показателей, составляющих компонент «готовности к социальному взаимодействию», обеспечивают студентам выбравших специальности гостиничный сервис и туризм высокий уровень профессионального самоопределения. Интернальная личностная диспозиция (ß = 0.211) в зафиксированных показателях предусматривает личностную зрелость, готовность нести ответственность за свои поступки и вмещает шесть составляющих: общую интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в производственных отношениях, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях, интернальность в сфере межличностных отношений.

Как известно, работники-интерналы последовательны в достижении целей, склонны к самоанализу, независимые, производительные при принятии решения и в ситуациях, связанных с риском, они всегда готовы отложить какое-то мгновенное удовольствие ради достижения пусть и отдаленного, но более ценного результата; интерналы больше экстерналов уверены, что упорный труд ведет к высокой производительности, а высокая производительность — к большему «вознаграждению». Их общая удовлетворенность трудовой деятельностью значительно выше, чем у экстерналов.

Таким образом, метод множественного регрессионного анализа дополнил прогностическими детерминантами определения факторов профессионального самоопределения студентов колледжа: наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной («профессиональное самоопределение студентов выбранных специальностей») внесли факторы мотивации достижения успеха (b = 0.280), готовности к социальному взаимодействию (b = -0.229) и интернальной личностной диспозиции (b = 0.211). Это позволило конкретизировать различия по определенным интегральным переменным и констатировать, что уровень рассматриваемых факторов профессионального самоопределения студентов в комплексе их личностных свойств в наибольшей степени определяют критерии: социальной полезности, общей активности, социального статуса, жизнеобеспечения и успеха; высокие показатели интернальности в сфере достижений, производственных и семейных отношений, в сфере неудач и межличностных отношений; а также особенности их социального взаимодействия, которые выражаются в неуступчивости, самостоятельности, корысти, недоверчивости и излишней независимости.

Литература:

  1. Егорова Т. Е., Никольская А. А., Скуратовский С. М. Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте субъектности и активности человека. Международный научно-исследовательский журнал Успехи современной науки № 2. 2017, с. 96–99
  2. Егорова Т. Е., Голубева Е. А., Роль факторов смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов/Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 9
  3. Заболотная С. Г. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. –№ 4.–С.49–56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1640 (дата обращения: 08.05.2019).
  4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Ассиметричное профессиональное будущее современной молодежи / Педагогическое образование в России. 2013. № 4. — С.258–263
Основные термины (генерируются автоматически): социальное взаимодействие, личностная диспозиция, профессиональное самоопределение студентов, регрессионный анализ, факторный анализ, высокая производительность, гостиничный сервис, множественный регрессионный анализ, молодой специалист, мотивация достижения успеха.

Похожие статьи

Регрессионный анализ компонентов психологической готовности...

В результате исследования выявлен комплекс психологических характеристик поведения и деятельности студентов в образовательной среде вуза, определен вклад каждого компонента психологической готовности в успешность учебной и общественной деятельности учащихся в...

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

Корреляционно-регрессионный анализ производительности труда при производстве сахарной свеклы в Орловской области. Уравнение регрессии приняло вид: (1). Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показал достаточно высокую коллинеарность между...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач

Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия

Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в...

Применение корреляционно-регрессионного метода в оценке...

В статье проведён корреляционно-регрессионный анализ уровня заболеваемости Курской области, согласно которому выявлены факторы влияния, определен уровень и характер взаимосвязи.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как...

Результаты эмпирического исследования личностных...

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что руководители коммерческих организаций должны обладать специфическими личностными качествами и достаточным уровнем профессиональной компетентности для своевременного и эффективного...

Статистическое изучение уровня занятости населения РФ

Для дальнейшего анализа необходимо выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние уровень занятости населения РФ. Для этого проведем многофакторный корреляционно-регрессионный анализ за период 2000–2014 гг.

Использование эконометрических моделей в целях анализа...

Для этого мы используем сервис «Анализ данных»-«Корреляция».

По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение регрессии.

Анализ успеваемости студентов с помощью регрессионной модели за три года позволил выявить, что входными...

Исследование мотивации успеха у основной, специальной...

Методы обработки данных (количественный анализ и качественный анализ). В XX веке психологи впервые обратили внимание на проблему мотивации достижения успеха. Ученые выделили три основных аспекта, которые являются ключевыми в стремлении людей к...

Похожие статьи

Регрессионный анализ компонентов психологической готовности...

В результате исследования выявлен комплекс психологических характеристик поведения и деятельности студентов в образовательной среде вуза, определен вклад каждого компонента психологической готовности в успешность учебной и общественной деятельности учащихся в...

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

Корреляционно-регрессионный анализ производительности труда при производстве сахарной свеклы в Орловской области. Уравнение регрессии приняло вид: (1). Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показал достаточно высокую коллинеарность между...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач

Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия

Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в...

Применение корреляционно-регрессионного метода в оценке...

В статье проведён корреляционно-регрессионный анализ уровня заболеваемости Курской области, согласно которому выявлены факторы влияния, определен уровень и характер взаимосвязи.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как...

Результаты эмпирического исследования личностных...

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что руководители коммерческих организаций должны обладать специфическими личностными качествами и достаточным уровнем профессиональной компетентности для своевременного и эффективного...

Статистическое изучение уровня занятости населения РФ

Для дальнейшего анализа необходимо выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние уровень занятости населения РФ. Для этого проведем многофакторный корреляционно-регрессионный анализ за период 2000–2014 гг.

Использование эконометрических моделей в целях анализа...

Для этого мы используем сервис «Анализ данных»-«Корреляция».

По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение регрессии.

Анализ успеваемости студентов с помощью регрессионной модели за три года позволил выявить, что входными...

Исследование мотивации успеха у основной, специальной...

Методы обработки данных (количественный анализ и качественный анализ). В XX веке психологи впервые обратили внимание на проблему мотивации достижения успеха. Ученые выделили три основных аспекта, которые являются ключевыми в стремлении людей к...