В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.
Ключевые слова: зрелость, социально-психологические факторы зрелости, личностная зрелость, юношество.
Возраст студентов — период активного профессионального развития личности. В этот период юноши и девушки определяются с выбором будущей профессии, строят свои планы на будущую жизнь. При этом их планы касаются не только профессионального развития и роста, они также задумываются о семье. Подобный процесс самоопределения и самореализации требует от студентов определенного уровня сформированности тех или иных психических процессов, а также психологических характеристик личности.
Можно говорить о том, что возраст студенчества ответственен за формирование социально-психологических аспектов зрелости личности.
В рамках изучения социально-психологических аспектов зрелости студентов в литературе можно встретить много научных работ.
Так, в работах Е. Г. Каменевой и Н. В. Шрамко раскрывается содержание понятия «социальная зрелость личности», под которой понимается интегральное качество личности, которое необходимо для полноценного функционирования и жизнедеятельности в обществе.
В работах М. А. Емельяновой, А. О. Кошелевой и др. определена психолого-педагогическая специфика образовательного процесса, профессиональной подготовки, входе которых происходит формирование, развитие социальной зрелости личности.
Согласно возрастной периодизации, к концу позднего юношеского периода начинает развиваться и формироваться личностная зрелость студентов. Для данного возрастного этапа характерно формирование ведущих мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Кроме этого, в этом возрасте отмечается стремление личности к саморазвитию, к самосовершенствованию в различных областях (интеллектуальной, творческой).
Таким образом, мы можем говорить, что период студенчества является сенситивным в развитии личностных качеств. В результате благоприятного завершения данного возрастного этапа личность приобретает внутреннее единство с собой, она осознает связи внутренних и внешних событий. Кроме этого, у личности формируется целостное поведение, умение соотносить свои поступки с общепринятыми нормами.
В исследованиях О. В. Горбуновой зрелость личности студентов рассматривается сквозь призму временной перспективы, которая выступает в качестве социально ценного качества личностной зрелости, так как играет важную роль в установлении основы автономии личности.
Помимо вышеописанных характеристик и процессов, важным аспектом становления личностной зрелости является рассмотрение личности в пространстве событийной общности.
Как мы отмечали ранее, в студенческом возрасте человек стремится найти свое место в профессиональной области, в области создания семьи и т. п. Помимо этого, для данного возрастного этапа характерно формирование и развитие потребности в поиске и осознании смысла жизни. То есть, мы можем говорить, что юноши и девушки испытывают потребность в определении своих смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, своих ценностей и целей в жизни.
Более того, в этот период отмечается изменение/смена различных компонентов Я-концепции. Следствием этого может являться осознание разницы между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Таким образом, мы можем говорить о формировании нового уровня самосознания личности. На этом уровне происходят изменения в отношении к себе: осуществляется переход от частных самооценок к общей самооценке, которая носит целостный характер, автономный от внешних стимулов. Кроме этого, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть реальная самооценка начинает основываться на координации поведения, собственных взглядов, убеждений и результатов деятельности.
В работах Л. В. Клочковой описаны уровни личностной зрелости: оптимальный, допустимый, критический. У некоторых ранняя взрослость совпадает с периодом студенчества. Если студент совмещает учебу и работу, то у него меняется и социальный статус. В рамках качественных изменений личности в этот период также могут проявляться противоречия между сущностью нового социального статуса личности, который обуславливает повышение стремления к автономии и постоянным чувством несвободы, связанное с невозможностью формировать свою внутреннюю позицию взрослого человека.
Таким образом, подводя итог, можно выделить ряд социально-психологических факторов, влияющих на степень зрелости личности студента.
Во-первых, это формирование устойчивого самосознания и стабильность «образа Я», изменение характера самооценки.
Во-вторых, формирование индивидуального жизненного стиля, осмысление собственной жизни.
Кроме этого, можно говорить об изменении социального статуса, его принятии. К факторам социально-психологической зрелости личности можно отнести стремление к профессиональному самоопределению, самовыражению, саморазвитию.
Также к факторам можно отнести формирование системы ценностных и смысложизненных ориентаций.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев, — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с.
- Каменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис. … канд. псих. наук, Оренбург, 2004. — 184 с.
- Клочкова Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: Дис. … на соиск.уч.степ. канд. псих. Наук, Пятигорск, 2016 г.
- Клочкова Л. В. Структура и функции личностной зрелости /Л. В. Клочкова // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
- Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон, — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.