Особенности рефлексивного компонента социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, Н. В. Особенности рефлексивного компонента социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения / Н. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82953/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлено краткое описание результатов исследования особенностей рефлексивности студентов разных форм обучения.

Ключевые слова: ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия.

Социально-психологическая зрелость является сложным и многоаспектным феноменом, изучению которого посвящено большое количество исследований.

Изучение социально-психологической зрелости неотъемлемо связано с изучением личностной зрелости человека. Структура личностной зрелости представлена взаимосвязанными компонентами: ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, операциональным и рефлексивным.

Цель исследования заключалась в определении особенностей социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения.

В данной статье делается упор на анализ рефлексивного компонента зрелости студентов. Изучение данного компонента проводилось при помощи методики «Опросник рефлексивности А. В. Карпова». В исследовании приняли участие 60 студентов очной и заочной форм обучения ВГПУ.

Среди студентов высокий уровень рефлексивности представлен у 32 % (19 студентов) опрошенных студентов. Из них 14 % составляет выборка студентов очной формы обучения и 18 % студентов заочной формы обучения.

Таким образом, мы видим, что студенты заочной формы обучения в большей степени склонны к рефлексивности. Следовательно, они в большей степени склонны к контролю своего поведения, анализу своих поступков и действий.

Для студентов с высоким уровнем рефлексивности характерно тщательное планирование своей деятельности, анализ своего поведения, прогнозирование возможных ошибок и т. д. Кроме этого, такие студенты склоны анализировать свои мотивы поведения, собственные поступки не только в конкретный момент, но и в прошлом. То есть они стараются проанализировать события, произошедшие в прошлом, с целью дальнейшей корректировки своего поведения и поведения окружающих, если это необходимо.

Средний уровень рефлексивности представлен у 48 % (29 опрошенных) студентов. Из них 20 % студенты очной формы обучения и 28 % студенты заочной формы обучения.

Мы видим, что средний уровень также больше выражен в выборке студентов заочной формы обучения.

Для студентов со средним уровнем данного параметра характерна склонность к самоанализу. Такие студенты способны анализировать свое поведение в текущий момент времени. Они хорошо осмысливают все происходящее, отлично соотносят свои способности и возможности с окружающими условиями. То есть, у них хорошо развита ситуативная рефлексия. Но они могут испытывать затруднения в рамках ретроспективной или перспективной рефлексии. Анализ ответов испытуемых показывает, что основная трудность заключается в перспективной рефлексии, которая связана с анализом поведения и возможных его последствий в будущем.

Низкий уровень рефлексии представлен в выборке у 20 % (12 студентов). Из них 12 % студенты очной формы обучения, а 8 % студенты заочной формы обучения. Таким образом, среди студентов заочной формы обучения низкий уровень данного параметра выражен меньше.

Для студентов с низким уровнем рефлексивности характерно отсутствие способности анализировать свое поведение. Таким студентам трудно не только проконтролировать свои действия, мысли и чувства в конкретный момент, но и спрогнозировать последствия поведения на будущее. Также студенты с низким уровнем рефлексии в меньшей степени склонны к анализу событий, которые произошли ранее, они не стремятся вынести урок из предыдущих ситуаций.

Следовательно, студенты с низкими показателями испытывают трудности в рамках трех видов рефлексии: ситуативной, ретроспективной и перспективной.

Качественный и количественный анализ данных позволяет говорить о том, что такой компонент как рефлексивность, в большей степени выражен у студентов заочной формы обучения. Можно предположить, что это связано с тем, что данная категория студентов параллельно совмещает две деятельности: обучение в университете и работа. Помимо этого, у некоторых студентов заочной формы также есть семьи. Все это приводит к тому, что жизненный опыт студентов расширяется, большее количество сфер жизнедеятельности требует от них большей внимательности, концентрации и необходимости планировать и анализировать свою деятельность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с.
  2. Каменева, Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. псих. наук, Оренбург, 2004.
  3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — Москва: Эксмо, 2007. — 416 с.
  4. Ковалевская, Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2016. — № 19. — С. 48–51.
  5. Клочкова, Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. псих. наук. — Пятигорск, 2016 г.
  6. Клочкова, Л. В. Структура и функции личностной зрелости / Л. В. Клочкова // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь: Изд-во Фабула, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
  7. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, заочная форма обучения, очная форма обучения, перспективная рефлексия, выборка студентов, высокий уровень рефлексивности, заочная форма, ситуативная рефлексия, социально-психологическая зрелость, уровень рефлексивности.


Ключевые слова

ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия

Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения

В данной работе авторы рассматривают вопрос о развитии творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов

В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения

В данной работе авторы рассматривают вопрос о развитии творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов

В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Задать вопрос