Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стяпшина Л. Н., Мурыгина Л. А. Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15501/ (дата обращения: 15.12.2019).



В статье раскрывается работа над проектом «Буквы, я вас знаю». Участниками проекта являются, учитель-логопед, воспитатели группы, дети подготовительной логопедической группы с ТНР, родители воспитанников. Проект направлен на формирование предпосылок обучения грамоте.

Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.

Тема проекта: «Буквы, мы вас знаем»

Актуальность проекта

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь — май

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Образовательная область: речевое развитие

Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Задачи:

Для детей:

  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия.
  2. Ознакомление детей с буквами русского алфавита.
  3. Формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы
  4. Формирование навыка составления и чтения слогов, слов с пройденными буквами.
  5. Формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнурочков, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке.
  6. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами.
  7. Воспитание самостоятельности, инициативности, любознательности у детей в процессе совместной деятельности с взрослыми.

Для родителей:

  1. Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;

Для педагогов:

1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.

Образовательные области винтеграции:

Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)

Физическое развитие: развитие координации движений мелкой моторики обеих рук.

Предпосылки учебной деятельности.

− формирование предпосылок к освоению грамоты;

− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;

− совершенствование навыков чтения;

− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;

− воспитание стремления к получению знаний

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Развитие всех структурных компонентов речи воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР через организацию традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Готовность к обучению в школе.
  2. Умение читать слоги, слова, короткие предложения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  3. Умение «печатать» буквы; выкладывать из палочек, мозаики, шнурочков, пуговиц, ракушек, геометрических плоскостных фигур; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора.

Для родителей:

  1. Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
  2. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
  3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Для педагогов:

  1. Разработка и проведение открытых педагогических мероприятий с детьми групп компенсирующей направленности (экскурсий, конкурсов, праздников) с использованием нетрадиционных форм и методов работы.
  2. Обобщение опыта по реализации проекта в виде презентации проекта и авторского методического пособия «Буквы, я вас знаю» для детей старшего дошкольного возраста.

Условия реализации проекта.

методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);

материально-техническое обеспечение (компьютер, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», дидактические пособия и игры (в том числе авторские), материалы для детского творчества.

Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Этапы исроки реализации проекта:

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)

− Определение целей и задач проектной деятельности;

− Изучение методической литературы по обучению грамоте;

− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;

− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

− Составление плана проектной деятельности;

− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);

− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;

− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;

− Подборка стихов о звуках и буквах.

2 этап. Основной (ноябрь— апрель)

− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;

− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);

− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);

− Использование учителем -логопедом дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;(авторское пособие, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», презентации, компьютерные игры: «Учимся играя», «Баба-Яга учится читать» и т.д

− Консультация для педагогов: «Особенности обучению грамоте в логопедической группе для детей с ОНР»;

− Консультации для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»; «Подготовка руки к письму»;

− Папка-передвижка «Непослушные буквы»

− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)

3 этап. Заключительный (апрель- май)

− Круглый стол для родителей «Моя любимая буква»;

− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;

− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

Образовательные продукты проекта

Для детей

Для логопеда

Для педагогов

Для родителей

1. Альбом с изученными буквами «Мои Буквы» из различных материалов;

2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов.

1. Разработка авторского пособия по ознакомлению детей с буквами, предупреждению ошибок чтения и письма «Буквы, я вас знаю»;

2. Участие в профессиональном конкурсе «Логопедическая изюминка» с пособием. (III место в номинации «Коррекционная работа с детьми»

1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия;

2. Разработка наглядного материала «Наши буквы», изготовленных из различного материала для использования в работе педагогами ДОУ.

1.Мастер-класс для родителей на тему: «Буквы, мы вас знаем»;

2. Оформление выставки «Моя любимая буква».

Значимость ирезультативность проекта.

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, создавать способом оригами, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы, я вас знаю». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью.

Литература:

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
  5. Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, реализация проекта, подготовка детей, ознакомление детей, русский алфавит.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе...

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Образовательная область «Познание». 1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различной...

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует...

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей...

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего...

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе...

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр...

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии...

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе...

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Образовательная область «Познание». 1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различной...

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте...

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует...

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей...

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего...

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе...

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр...

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии...

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.