Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 4927 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Т. В. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Т. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 629-631. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14158/ (дата обращения: 26.04.2024).

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А. С. Макаренко

 

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

 Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

1.      Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

2.      Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

3.      Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

4.      Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

5.      Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:

1.      Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

2.      Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

3.      Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.

Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь — это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.

Спланированная работа с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс.

Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

В результате грамотно спланированной и систематической коррекционной работы у детей были развиты и доведены до нормы речевые, познавательные и психические процессы.

Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка.

Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. При планировании работы ставлю цель — повышение интереса к коррекционной работе и заинтересованность семьи в успешном решении коррекционно-развивающих задач. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала разнообразные формы: анкетирование, семинары –практикумы, консультации.

Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

Мною организована коррекционно-развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей.

Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные коррекционные задачи.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!».

Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Наглядное пособие — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

 

Литература:

 

1.         Журова Л.Е, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте»

2.         Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»

3.         Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

4.         Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

5.         Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

6.         Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.

7.         Борисова Е. А. Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная деятельность, нарушение речи, игра, игровая ситуация, общее недоразвитие речи, грамота, детский сад, коррекционная работа, наглядное пособие.


Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов...

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов...

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов...

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов...

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Задать вопрос