Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, О. Г. Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15000/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раскрывается понятие «креативность». Рассматриваются стили семейного воспитания, способствующие креативному развитию.

Ключевые слова: семья, креативность, воспитание, воспитательное воздействие, стиль семейного воспитания.

Семья для каждого человека в отдельности и всего общества в целом имеет огромное значение.

Как социальное явление она представляет собой некоторую малую часть общества. Нет сомнений, что семья — индивидуальная, самостоятельная часть социума, но которая тесно связана с общественной средой и зависима от неё. Мир меняется, меняется общество соответственно изменяется и семья, её традиции, порядки, культура. Однако несмотря ни на что, семья остается важным элементом общества, которой отведена одна из главных ролей — воспроизводство человека и продолжение рода.

Как личностное явление семья всегда будет самым важным элементом в жизни каждого человека. Именно семья — первоначальная среда, в которую попадает после рождения ребенок и в которой формируется его «физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное» развитие.

Сегодняшний мир пытается определить пути своего будущего преобразования. Современный динамично развивающийся мир ставит перед человечеством новые задачи и проблемы.

Особенно появилась потребность к креативным людям, способным адаптироваться к новой реальности, умеющих мыслить нешаблонно, принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющих придумывать, изобретать, творить.

Для выживания и процветания в новом мире необходимо развивать такие навыки, которые помогли бы проснуться креативному началу. Соответственно и начинать развитие креативного начала необходимо уже с детства в семье. Именно детство — период самого интенсивного человеческого развития.

Креативность (от лат. Creare — «порождать», «создавать», «творить») — совсем новый термин, который стремительно ворвался в нашу жизнь. Данное понятие глубоко начал изучать лишь во второй половине XX века Дж. Гилфорд. Далее креативность исследовалась психологами и педагогами в разных направлениях, к чему привело большое количество определений. Это объясняется тем, что ученые рассматривают это понятие и как «процесс», и как «продукт», и как «индивидуальное свойство личности». Основываясь на обобщении и анализе существующих определении креативности, данный термин можно охарактеризовать как индивидуальное свойство каждого человека, связанное с творчеством, творческими способностями, проявляющимися с помощью интеллектуальной активности. Творчество можно описать большим многообразием слов: воображать, создавать, творить, изобретать, открывать, составлять, сочинять, разрабатывать, представлять, осмысливать, вынашивать идею, генерировать разные идеи, умение ассоциировать, конструировать, производить, постигать, формировать, развивать, задумывать или предвидеть и т. д. Творчество может проявляться в каждой сфере человеческой жизни. Многообразие повседневных действий вполне можно назвать творчеством (творческое решение проблем, нестандартное решение задачи, необычный рисунок, оригинальное название предмета, постройки и т. д.). В каждом человеке заложен креативный, творческий потенциал, который необходимо раскрыть и научится его применять.

Многие ученые, исследовавшие креативность с разных точек зрения, соответственно предлагали различные пути для её формирования:

− с помощью развития интеллектуальных способностей (Дж. Рензулли, Л. А. Парамонова, Р. Стернберг и др.),

− в процессе тренингов на продуктивное воображение (Э. Де Боно, Дж. Гордон,Е. Торренс, А. Осборн и др.),

− при создании необходимых условий, способствующих проявлению творческих способностей (К. Роджерс),

− снятие ограничений в выполнении заданий и предоставление креативных образцов (В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова),

− при двух взаимосвязывающих условий: создании предметно-развивающей среды и содержательного взаимодействия взрослых с детьми (С. Л. Новоселова).

Согласно различным подходам изучения креативности, акцент делается на то, что креативность необходимо развивать уже с детства, когда ребенок любопытен и только познает окружающий мир, когда он много воображает и может выдвигать различные оригинальные идеи, когда у ребенка нет стандартов и сформировавшихся шаблонов. Первоначальной средой для развития креативности у детей является семейная, в которой закладывается начальный фундамент творческого развития. Взрослым нужно всего лишь создать благоприятные условия, предоставить детям свободу заниматься исследовательской деятельностью, в динамичной и богатой на впечатления обстановке, следовать позади ребенка и быть рядом, когда ему нужна помощь. Только так у ребенка зарождаются и вызревают такие качества, как инициативность, мотивированность, упорство, гибкость, способность решать проблемы, творческий подход к делу и стремление к инновациям.

Роль взрослых в жизни ребенка признается самой главной. Ведь сами дети никогда не научаться говорить, что-то изучать, не поймут произведения искусства, не научатся овладевать своим поведением. Именно взрослый со своим богатым опытом сможет помочь ребенку, познать свои способности в этом огромном мире. Задача родителей «правильно» воспитать, появившегося ребенка.

Воспитание — самый главный фактор в развитии скрытого потенциала ребенка. «Ребенок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это делать. Природа не заложила в него эту возможность» [1, с. 51]. Поэтому, необходимо подойти к воспитанию таким образом, чтобы дать возможность раскрыться таланту ребенка. Ребенок рождается уже маленькой личностью, и только в процессе воспитания можно полностью раскрыть возможности его мышления, тела и духа, а самые близкие люди, которые его окружают могут ему в этом помочь.

В науке нет однозначного толкования понятия «воспитание». Сущность и понимание его зависит от подходов, принципов воспитания.

В самом общем философском смысле воспитание трактуется как «приспособление человека к среде и условиям существования» [5, с. 38].

Воспитание в психологии описывается как «формирование внутренних качеств человека через воздействие на его сознание и поведение, в процессе которого формируются мнения, внутренние качества, принципы, ценностные ориентации, способствующие развитию самого человека, подготовки его к общественной жизни и трудовой деятельности» [6, с. 35].

В педагогике воспитание описывается как «целенаправленный педагогический процесс подготовки молодого поколения к жизни в современном обществе. При этом, основная роль воспитания отводится педагогам (родителям), которые помогают развиваться ребенку как личность, способствуют вхождению его в современной мир, становлению его как индивида и стратега собственной жизни» [7].

В процессе воспитания необходимо учитывать основные аспекты, способствующие развитию молодого поколения. Т. М. Андреева выделила следующие аспекты воспитания ребенка в семье:

− «формировать личность ребенка, развивать его способности и интересы, передавать социальный опыта своим детям; устанавливать у ребенка собственное мировоззрение; развивать физически и укреплять здоровье ребенка;

− воспитательное воздействие в семье — постоянное, его нельзя прервать, а затем снова продолжить, оно происходит в течение всей жизни;

− дети систематически оказывают влияние на всех членов семьи» [6, с.35].

Соответственно, с появлением в семье ребенка, пересматривается весь режим жизни семьи, изменяется роль и стиль поведения взрослых. Формируется личность не только ребенка, но и взрослых, которые его окружают. Личность взрослого человека, обогащается, формируется педагогическая культура. Для воспитания родители должны понимать самого ребенка, уметь общаться с ним на его уровне, для этого необходимо быть организованными и компетентными в этом вопросе. Любой подход воспитательного воздействия на ребенка требует знание его биологических и психологических возрастных изменений. Знание этих изменений помогают родителям развивать отношения с ребенком, улаживать конфликты и исправлять свои родительские ошибки. Воспитание должно быть гибким, учитываться все особенности развития ребенка, только при таких условиях оно будет эффективным. «Мы — Ребенок наш и вместе с ним родители — растем, воспитываем друг друга, воспитываем самих себя. Мы познаем нашего Ребенка, он познает своих родителей» — точно и актуально сказал Ш. Амонашвили [1, с. 81]. Именно близкие люди играют важную и ответственную роль в жизни и развитии их ребенка. Дети воспитываются на примере поведения и поступков своих родителей, их он копирует во всех своих действиях, с их помощью он познает окружающий мир. Как гласит русская пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему». Ребенок стремится быть похожим на тех близких людей, которые его окружают, и в первую очередь это родители. Поэтому родители — это эталон тех качеств и понимания человеческих ценностей, которые сформируются у ребенка.

Воспитание — это не просто родить ребенка, красиво одеть и покормить. Это общение с ребенком, помощь сделать окружающий мир ему понятным, сформировать самооценку и развить способности.

Важной составляющей в воспитании ребенка, следует считать постоянное воспитательное воздействие всех членов семьи, которое будет стимулировать к развитию его личности в том числе креативной и творческой.

А. С. Спиваковская рассматривает «воспитательное воздействие» как эмоциональное отношение близких людей к ребенку, как они воспринимают его и ведут себя с ним [6, с. 36].

Понятие «воспитательное воздействие» включает в себя множество признаков: «поведение родителей по отношению к ребенку», «стиль общения с ребенком», «стиль воспитания ребенка в семье» и др.

В любой семье воспитательное воздействие на ребенка предполагает индивидуальный характер.

Галина Михайловна Коджаспирова считает, что в семейном воспитании главное воспитательное воздействие — это стиль общения старших членов семьи с младшими. Только в атмосфере любви и уважении к ребенку, поддержке и защите его, можно вырасти его как полноценную, самостоятельную и сформировавшуюся личность [4].

Именно стиль поведения старшего поколения с младшими влияет на развитие ребенка. Понятие «стиль семейного воспитания» определяется учеными (Варга, 1985; Столин, 1993 и др.) как «наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия» [6, с. 88].

В психолого-педагогических исследованиях семьи активно используется основная типология, согласно которой различают следующие стили воспитания детей:

− «либеральный»,

− «авторитетный»,

− «деспотический».

Специфика каждого стиля воспитания отражается в развитии ребенка. Так, например, при деспотическом стиле ребенок не может полноценно развиваться, в том числе творчески, так как он лишен своего мнения, загнан в угол от требований родителей беспрекословно им подчиняться. Такие родители выдвигают на первый план свои амбиции и желания, и не учитывают чувства своего ребенка.

Воспитание в авторитетном стиле считается самым оптимальным, детям предоставляется свобода выбора и право быть самостоятельным в определенных областях жизни. Для родителей целью такого воспитания является не полное послушание ребенка, а успешная его социализация и развитие. Ребенок при таком стиле воспитания безбоязненно может выразить свое мнение, у него формируется самоорганизация, повышается уверенность в себе и снижается уровень тревожности в любых проявления. Для проявления креативного потенциала это наиболее благоприятный стиль воспитания.

Либеральный стиль воспитания предполагает свободу выражения ребенком своих мыслей и чувств, направлен на удовлетворение всех потребностей ребенка. Полное отсутствие требований и наказаний. Ребенок свободен в выборе занятий, деятельность не организована и приобретает несколько хаотичный характер. В данном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе, вроде бы самое лучшее для проявления творческих способностей, но нет — такое воспитание неблагоприятно влияет на его развитие. «Сам Ребенок,… не в состоянии развивать в себе свои возможности…» — считает великий педагог Ш. Амонашвили. «Ребенку нужны…- родители, умные взрослые, …, знающие, что есть развитие, что надо развивать и как надо развивать» [1, с.55].

Л. Б. Ермолаева-Томина в исследованиях влияния стилей воспитания на способности детей отмечает, что авторитетный стиль взаимоотношений между родителями и детьми более коррелирует с проявлениями творческой активности, чем «либеральный» или «деспотический». Автор считает, наиболее благоприятная атмосфера для развития способностей детей создается в той семье, в которой ребенок становится организующим началом, где взрослые уделяют ему достаточное внимание, проявляют искренний интерес к его способностям. С другой стороны, жесткий контроль за детьми (деспотический) или полная бесконтрольность (либеральный) в одинаковой степени неблагоприятны для творчества [3].

Несомненно, в каждой семье существует свой стиль воспитания, который не обязательно должен соответствовать одному из выше сказанных, он может быть смешанный и проявляться в определенный ситуации от «либерального» до «деспотического».

На сегодняшний день исследования в области воспитания продолжаются, ученые выделяют и другие стили воспитания:

− В. К. Котырло и С. А. Ладывир определили стили, которое характеризуется системой мотивов: «деловое взаимодействие» (взрослый приучает детей к делу, формирует необходимые навыки) и «общение ради общения» (удовлетворение взрослыми свой потребности в любви к ребенку, чувстве привязанности).

− Е. С. Евдокимова и Н.В. Додокина выделили следующие стили воспитания: «авторитарный стиль», «ориентированный стиль», «равноправный стиль», «стиль поддержание» [2].

Семья обладает несомненным преимуществом в воспитании и развитии ребенка, и задачи, которые ставит перед собой каждая семья — это вклад в будущее ребенка. Сейчас есть возможность поддержать его, чтобы он стал таким, каким родители хотят увидеть его через много лет, когда он станет талантливым, заботливым, научится строить планы и добиваться намеченной цели, преодолевать превратности жизни и помогать окружающим. Сейчас семья может помочь ему, пролагая путь к взрослой жизни, в которой он сможет проявлять все эти качества. Все зависит только от того, какой стиль воспитания семья применяет к ребенку.

Несомненно, ребенок будет развиваться творчески и креативно в той семье, в которой стиль воспитания строится на сотрудничестве, любви и доверии, когда межличностные отношения в семье должны осуществляться на совместной деятельности, уважении и доверии друг к другу.

Таким образом, исследование семьи очень сложный и до сих пор до конца не изученный процесс. Семья — это закрытое пространство и впускать в нее чужих людей никто не хочет. Немало исследований учеными было сделано, в которых доказана на сколько важна роль семейного воспитания и какое она имеет огромное значение в развитии ребенка. Именно от выбранного стиля поведения с ребенком и от воспитательного воздействия зависит, то каким он вырастит. Сам же воспитательный процесс явление непрерывное, оно не имеет границ — ни начала, ни конца. Нельзя на время самоустраниться, а вернуться попозже. Оно происходит постоянно словом, делом, интонацией, личным примером. Соответственно с рождения ребенка в семье начинается его воспитание и то каким оно будет полностью зависит от всех членов семьи. Только в период дошкольного детства все члены семьи должны сделать все, чтобы, повзрослев, их ребенок смог добиться успеха в жизни — стал заботливым, добрым, сообразительным, воспитанным, мотивированным, находчивым и жизнерадостным. Для формирования этих качеств важно правильно определить степень вмешательства родных и близких людей в жизнь ребенка. С одной стороны, необходимо дать детям как можно больше любви, направляя их развитие, устанавливая разумные ограничения, с другой стороны — позволить им быть самостоятельными, пробовать новое, рисковать, выбирать, смело исследовать окружающий мир, падать и подниматься снова. Только при правильной стимуляции и создании соответствующего окружения любой ребенок может стать развитым, творческим, креативным, и что самое главное, вырасти гармоничным, счастливым и успешным человеком.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш. А. Амрнашвили. — 2-е изд. — М.: Свет, 2017. — 336с.
  2. Бабынина Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова., В. Э. Головенко — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
  3. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 1990. С. 117–130
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд. перераб.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 719 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2010. — 574 с.
  6. Тихомирова, Т. Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. М. Тихомирова — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 230 с.
  7. Писаренко В. И. Проблемы воспитания в современной педагогике: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-vospitaniya-v-sovremennoy-pedagogike
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, стиль воспитания, воспитательное воздействие, воспитание, семейное воспитание, окружающий мир, развитие ребенка, родитель, член семьи.

Похожие статьи

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Потенциал дополнительного образования в развитии креативности личности

Проблема формирования творческих способностей детей является актуальной в современном мире. Сегодня общество нуждается в творческих людях, способных успешно конкурировать на рынке труда, решать сложные задачи, нестандартно мыслить. Система общего обр...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Похожие статьи

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Потенциал дополнительного образования в развитии креативности личности

Проблема формирования творческих способностей детей является актуальной в современном мире. Сегодня общество нуждается в творческих людях, способных успешно конкурировать на рынке труда, решать сложные задачи, нестандартно мыслить. Система общего обр...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...