Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника

11. Семейная педагогика
07.04.2019
916
Поделиться
Библиографическое описание
Захарова, О. Г. Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15000/.


Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раскрывается понятие «креативность». Рассматриваются стили семейного воспитания, способствующие креативному развитию.

Ключевые слова: семья, креативность, воспитание, воспитательное воздействие, стиль семейного воспитания.

Семья для каждого человека в отдельности и всего общества в целом имеет огромное значение.

Как социальное явление она представляет собой некоторую малую часть общества. Нет сомнений, что семья — индивидуальная, самостоятельная часть социума, но которая тесно связана с общественной средой и зависима от неё. Мир меняется, меняется общество соответственно изменяется и семья, её традиции, порядки, культура. Однако несмотря ни на что, семья остается важным элементом общества, которой отведена одна из главных ролей — воспроизводство человека и продолжение рода.

Как личностное явление семья всегда будет самым важным элементом в жизни каждого человека. Именно семья — первоначальная среда, в которую попадает после рождения ребенок и в которой формируется его «физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное» развитие.

Сегодняшний мир пытается определить пути своего будущего преобразования. Современный динамично развивающийся мир ставит перед человечеством новые задачи и проблемы.

Особенно появилась потребность к креативным людям, способным адаптироваться к новой реальности, умеющих мыслить нешаблонно, принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющих придумывать, изобретать, творить.

Для выживания и процветания в новом мире необходимо развивать такие навыки, которые помогли бы проснуться креативному началу. Соответственно и начинать развитие креативного начала необходимо уже с детства в семье. Именно детство — период самого интенсивного человеческого развития.

Креативность (от лат. Creare — «порождать», «создавать», «творить») — совсем новый термин, который стремительно ворвался в нашу жизнь. Данное понятие глубоко начал изучать лишь во второй половине XX века Дж. Гилфорд. Далее креативность исследовалась психологами и педагогами в разных направлениях, к чему привело большое количество определений. Это объясняется тем, что ученые рассматривают это понятие и как «процесс», и как «продукт», и как «индивидуальное свойство личности». Основываясь на обобщении и анализе существующих определении креативности, данный термин можно охарактеризовать как индивидуальное свойство каждого человека, связанное с творчеством, творческими способностями, проявляющимися с помощью интеллектуальной активности. Творчество можно описать большим многообразием слов: воображать, создавать, творить, изобретать, открывать, составлять, сочинять, разрабатывать, представлять, осмысливать, вынашивать идею, генерировать разные идеи, умение ассоциировать, конструировать, производить, постигать, формировать, развивать, задумывать или предвидеть и т. д. Творчество может проявляться в каждой сфере человеческой жизни. Многообразие повседневных действий вполне можно назвать творчеством (творческое решение проблем, нестандартное решение задачи, необычный рисунок, оригинальное название предмета, постройки и т. д.). В каждом человеке заложен креативный, творческий потенциал, который необходимо раскрыть и научится его применять.

Многие ученые, исследовавшие креативность с разных точек зрения, соответственно предлагали различные пути для её формирования:

− с помощью развития интеллектуальных способностей (Дж. Рензулли, Л. А. Парамонова, Р. Стернберг и др.),

− в процессе тренингов на продуктивное воображение (Э. Де Боно, Дж. Гордон,Е. Торренс, А. Осборн и др.),

− при создании необходимых условий, способствующих проявлению творческих способностей (К. Роджерс),

− снятие ограничений в выполнении заданий и предоставление креативных образцов (В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова),

− при двух взаимосвязывающих условий: создании предметно-развивающей среды и содержательного взаимодействия взрослых с детьми (С. Л. Новоселова).

Согласно различным подходам изучения креативности, акцент делается на то, что креативность необходимо развивать уже с детства, когда ребенок любопытен и только познает окружающий мир, когда он много воображает и может выдвигать различные оригинальные идеи, когда у ребенка нет стандартов и сформировавшихся шаблонов. Первоначальной средой для развития креативности у детей является семейная, в которой закладывается начальный фундамент творческого развития. Взрослым нужно всего лишь создать благоприятные условия, предоставить детям свободу заниматься исследовательской деятельностью, в динамичной и богатой на впечатления обстановке, следовать позади ребенка и быть рядом, когда ему нужна помощь. Только так у ребенка зарождаются и вызревают такие качества, как инициативность, мотивированность, упорство, гибкость, способность решать проблемы, творческий подход к делу и стремление к инновациям.

Роль взрослых в жизни ребенка признается самой главной. Ведь сами дети никогда не научаться говорить, что-то изучать, не поймут произведения искусства, не научатся овладевать своим поведением. Именно взрослый со своим богатым опытом сможет помочь ребенку, познать свои способности в этом огромном мире. Задача родителей «правильно» воспитать, появившегося ребенка.

Воспитание — самый главный фактор в развитии скрытого потенциала ребенка. «Ребенок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это делать. Природа не заложила в него эту возможность» [1, с. 51]. Поэтому, необходимо подойти к воспитанию таким образом, чтобы дать возможность раскрыться таланту ребенка. Ребенок рождается уже маленькой личностью, и только в процессе воспитания можно полностью раскрыть возможности его мышления, тела и духа, а самые близкие люди, которые его окружают могут ему в этом помочь.

В науке нет однозначного толкования понятия «воспитание». Сущность и понимание его зависит от подходов, принципов воспитания.

В самом общем философском смысле воспитание трактуется как «приспособление человека к среде и условиям существования» [5, с. 38].

Воспитание в психологии описывается как «формирование внутренних качеств человека через воздействие на его сознание и поведение, в процессе которого формируются мнения, внутренние качества, принципы, ценностные ориентации, способствующие развитию самого человека, подготовки его к общественной жизни и трудовой деятельности» [6, с. 35].

В педагогике воспитание описывается как «целенаправленный педагогический процесс подготовки молодого поколения к жизни в современном обществе. При этом, основная роль воспитания отводится педагогам (родителям), которые помогают развиваться ребенку как личность, способствуют вхождению его в современной мир, становлению его как индивида и стратега собственной жизни» [7].

В процессе воспитания необходимо учитывать основные аспекты, способствующие развитию молодого поколения. Т. М. Андреева выделила следующие аспекты воспитания ребенка в семье:

− «формировать личность ребенка, развивать его способности и интересы, передавать социальный опыта своим детям; устанавливать у ребенка собственное мировоззрение; развивать физически и укреплять здоровье ребенка;

− воспитательное воздействие в семье — постоянное, его нельзя прервать, а затем снова продолжить, оно происходит в течение всей жизни;

− дети систематически оказывают влияние на всех членов семьи» [6, с.35].

Соответственно, с появлением в семье ребенка, пересматривается весь режим жизни семьи, изменяется роль и стиль поведения взрослых. Формируется личность не только ребенка, но и взрослых, которые его окружают. Личность взрослого человека, обогащается, формируется педагогическая культура. Для воспитания родители должны понимать самого ребенка, уметь общаться с ним на его уровне, для этого необходимо быть организованными и компетентными в этом вопросе. Любой подход воспитательного воздействия на ребенка требует знание его биологических и психологических возрастных изменений. Знание этих изменений помогают родителям развивать отношения с ребенком, улаживать конфликты и исправлять свои родительские ошибки. Воспитание должно быть гибким, учитываться все особенности развития ребенка, только при таких условиях оно будет эффективным. «Мы — Ребенок наш и вместе с ним родители — растем, воспитываем друг друга, воспитываем самих себя. Мы познаем нашего Ребенка, он познает своих родителей» — точно и актуально сказал Ш. Амонашвили [1, с. 81]. Именно близкие люди играют важную и ответственную роль в жизни и развитии их ребенка. Дети воспитываются на примере поведения и поступков своих родителей, их он копирует во всех своих действиях, с их помощью он познает окружающий мир. Как гласит русская пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему». Ребенок стремится быть похожим на тех близких людей, которые его окружают, и в первую очередь это родители. Поэтому родители — это эталон тех качеств и понимания человеческих ценностей, которые сформируются у ребенка.

Воспитание — это не просто родить ребенка, красиво одеть и покормить. Это общение с ребенком, помощь сделать окружающий мир ему понятным, сформировать самооценку и развить способности.

Важной составляющей в воспитании ребенка, следует считать постоянное воспитательное воздействие всех членов семьи, которое будет стимулировать к развитию его личности в том числе креативной и творческой.

А. С. Спиваковская рассматривает «воспитательное воздействие» как эмоциональное отношение близких людей к ребенку, как они воспринимают его и ведут себя с ним [6, с. 36].

Понятие «воспитательное воздействие» включает в себя множество признаков: «поведение родителей по отношению к ребенку», «стиль общения с ребенком», «стиль воспитания ребенка в семье» и др.

В любой семье воспитательное воздействие на ребенка предполагает индивидуальный характер.

Галина Михайловна Коджаспирова считает, что в семейном воспитании главное воспитательное воздействие — это стиль общения старших членов семьи с младшими. Только в атмосфере любви и уважении к ребенку, поддержке и защите его, можно вырасти его как полноценную, самостоятельную и сформировавшуюся личность [4].

Именно стиль поведения старшего поколения с младшими влияет на развитие ребенка. Понятие «стиль семейного воспитания» определяется учеными (Варга, 1985; Столин, 1993 и др.) как «наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия» [6, с. 88].

В психолого-педагогических исследованиях семьи активно используется основная типология, согласно которой различают следующие стили воспитания детей:

− «либеральный»,

− «авторитетный»,

− «деспотический».

Специфика каждого стиля воспитания отражается в развитии ребенка. Так, например, при деспотическом стиле ребенок не может полноценно развиваться, в том числе творчески, так как он лишен своего мнения, загнан в угол от требований родителей беспрекословно им подчиняться. Такие родители выдвигают на первый план свои амбиции и желания, и не учитывают чувства своего ребенка.

Воспитание в авторитетном стиле считается самым оптимальным, детям предоставляется свобода выбора и право быть самостоятельным в определенных областях жизни. Для родителей целью такого воспитания является не полное послушание ребенка, а успешная его социализация и развитие. Ребенок при таком стиле воспитания безбоязненно может выразить свое мнение, у него формируется самоорганизация, повышается уверенность в себе и снижается уровень тревожности в любых проявления. Для проявления креативного потенциала это наиболее благоприятный стиль воспитания.

Либеральный стиль воспитания предполагает свободу выражения ребенком своих мыслей и чувств, направлен на удовлетворение всех потребностей ребенка. Полное отсутствие требований и наказаний. Ребенок свободен в выборе занятий, деятельность не организована и приобретает несколько хаотичный характер. В данном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе, вроде бы самое лучшее для проявления творческих способностей, но нет — такое воспитание неблагоприятно влияет на его развитие. «Сам Ребенок,… не в состоянии развивать в себе свои возможности…» — считает великий педагог Ш. Амонашвили. «Ребенку нужны…- родители, умные взрослые, …, знающие, что есть развитие, что надо развивать и как надо развивать» [1, с.55].

Л. Б. Ермолаева-Томина в исследованиях влияния стилей воспитания на способности детей отмечает, что авторитетный стиль взаимоотношений между родителями и детьми более коррелирует с проявлениями творческой активности, чем «либеральный» или «деспотический». Автор считает, наиболее благоприятная атмосфера для развития способностей детей создается в той семье, в которой ребенок становится организующим началом, где взрослые уделяют ему достаточное внимание, проявляют искренний интерес к его способностям. С другой стороны, жесткий контроль за детьми (деспотический) или полная бесконтрольность (либеральный) в одинаковой степени неблагоприятны для творчества [3].

Несомненно, в каждой семье существует свой стиль воспитания, который не обязательно должен соответствовать одному из выше сказанных, он может быть смешанный и проявляться в определенный ситуации от «либерального» до «деспотического».

На сегодняшний день исследования в области воспитания продолжаются, ученые выделяют и другие стили воспитания:

− В. К. Котырло и С. А. Ладывир определили стили, которое характеризуется системой мотивов: «деловое взаимодействие» (взрослый приучает детей к делу, формирует необходимые навыки) и «общение ради общения» (удовлетворение взрослыми свой потребности в любви к ребенку, чувстве привязанности).

− Е. С. Евдокимова и Н.В. Додокина выделили следующие стили воспитания: «авторитарный стиль», «ориентированный стиль», «равноправный стиль», «стиль поддержание» [2].

Семья обладает несомненным преимуществом в воспитании и развитии ребенка, и задачи, которые ставит перед собой каждая семья — это вклад в будущее ребенка. Сейчас есть возможность поддержать его, чтобы он стал таким, каким родители хотят увидеть его через много лет, когда он станет талантливым, заботливым, научится строить планы и добиваться намеченной цели, преодолевать превратности жизни и помогать окружающим. Сейчас семья может помочь ему, пролагая путь к взрослой жизни, в которой он сможет проявлять все эти качества. Все зависит только от того, какой стиль воспитания семья применяет к ребенку.

Несомненно, ребенок будет развиваться творчески и креативно в той семье, в которой стиль воспитания строится на сотрудничестве, любви и доверии, когда межличностные отношения в семье должны осуществляться на совместной деятельности, уважении и доверии друг к другу.

Таким образом, исследование семьи очень сложный и до сих пор до конца не изученный процесс. Семья — это закрытое пространство и впускать в нее чужих людей никто не хочет. Немало исследований учеными было сделано, в которых доказана на сколько важна роль семейного воспитания и какое она имеет огромное значение в развитии ребенка. Именно от выбранного стиля поведения с ребенком и от воспитательного воздействия зависит, то каким он вырастит. Сам же воспитательный процесс явление непрерывное, оно не имеет границ — ни начала, ни конца. Нельзя на время самоустраниться, а вернуться попозже. Оно происходит постоянно словом, делом, интонацией, личным примером. Соответственно с рождения ребенка в семье начинается его воспитание и то каким оно будет полностью зависит от всех членов семьи. Только в период дошкольного детства все члены семьи должны сделать все, чтобы, повзрослев, их ребенок смог добиться успеха в жизни — стал заботливым, добрым, сообразительным, воспитанным, мотивированным, находчивым и жизнерадостным. Для формирования этих качеств важно правильно определить степень вмешательства родных и близких людей в жизнь ребенка. С одной стороны, необходимо дать детям как можно больше любви, направляя их развитие, устанавливая разумные ограничения, с другой стороны — позволить им быть самостоятельными, пробовать новое, рисковать, выбирать, смело исследовать окружающий мир, падать и подниматься снова. Только при правильной стимуляции и создании соответствующего окружения любой ребенок может стать развитым, творческим, креативным, и что самое главное, вырасти гармоничным, счастливым и успешным человеком.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш. А. Амрнашвили. — 2-е изд. — М.: Свет, 2017. — 336с.
  2. Бабынина Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова., В. Э. Головенко — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
  3. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 1990. С. 117–130
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд. перераб.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 719 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2010. — 574 с.
  6. Тихомирова, Т. Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. М. Тихомирова — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 230 с.
  7. Писаренко В. И. Проблемы воспитания в современной педагогике: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-vospitaniya-v-sovremennoy-pedagogike
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
семья
креативность
воспитание
воспитательное воздействие
стиль семейного воспитания

Молодой учёный