Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Красношлык, Н. С. Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы) / Н. С. Красношлык. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14875/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается организация летнего отдыха в учреждении дополнительного образования. Представлена реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях дворовой площадки.

Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, дворовая площадка, духовно-нравственное воспитание.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025» определяют главную задачу современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Современное учреждение дополнительного образования детей — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения, что соответствует Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

Духовно-нравственное воспитаниетесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшем средстве воспитания. Этот процесс продолжается и во внеучебное время, в частности в каникулярное время. Организация летнего отдыха обучающихся предусматривает создание условий для оздоровления детей, развития их творческих способностей, повышения их самостоятельности и духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе воспитания и социализации — последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу.

Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей, миссия Дома детского творчества № 2 города Чита (далее ДДТ№ 2), как и других учреждений дополнительного образования, направлена на воплощение в жизнь социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования детей разного возраста, национальности и состояния здоровья для обеспечения конкурентоспособности личности.

С июня 2004 года в ДДТ № 2 работает дворовая площадка «Вместе нам не скучно». Программа дворовой площадки направлена на решение проблемы социализации, оздоровления и социальной поддержки детей из малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ через организацию занятости детей Железнодорожного административного района городского округа города Читы в летний период в рамках дворовой площадки при Доме детского творчества № 2. Актуальность данной программы обосновывается сокращением детских оздоровительных лагерей, дороговизной путевок в оставшиеся, уменьшением плановой численности детей в пришкольных лагерях, бравших на себя значительную часть детей, оставшихся в городе, и отсутствием возможности детей вышеперечисленной целевой группы получить полноценный отдых и оздоровление в них. Поэтому дворовая площадка — это единственное бесплатное место отдыха, организации досуга, оздоровления и социализации этой категории детей.

Организация работы дворовой площадки направлена на воспитание в детях коммуникабельности, способности к самоорганизации, умению работать в коллективе, толерантности, эмпатии, уважительному отношению к себе и другим, трудолюбию и формированию художественного вкуса через знакомство с новыми моделями эффективного коллективного поведения и навыками сотрудничества; формирование установки на сохранение и укрепление своего здоровья и осознанное отношение к здоровью, как показателю культуры личности, творческого потенциала, мотивации на нравственные ценности через спектр различных мероприятий с использованием современных педагогических технологий. Осуществляется привлечение детей в кружки, объединения, в группы по интересам, в различные виды коллективно-творческих дел, интерактивные мероприятия: конкурсы, флэш-мобы, квест — игры, марафоны, спортивные соревнования, фестивали, выставки совместных семейных творческих работ и т. д.

Данная программа адресована детям в возрасте от 7 до 14 лет, не требует предварительной подготовки детей и не предъявляет никаких специальных требований к занимающимся на площадке детям. Учитывая переменный состав, количество детей, и их разный возраст, ежедневно программой предусмотрено законченное мероприятие, не требующее продолжения участия ребёнка в нём в другие дни. Система поощрения наиболее активных участников предусматривает не только вручение призов по итогам каждого дня работы площадки, но и поощрение детей по итогам всего сезона.

Работа дворовой площадки основывается на принципах: комплексности (единый план мероприятий, сочетание работы детей в кружках с массовыми, общими для всех делами) (по В. С. Кукушину, Ю. К. Бабанскому), преемственности педагогических действий; добровольности; социально значимой деятельности; открытости; вариативности; дифференцированности (учёт индивидуальных и возрастных способностей детей при подготовке игровой программы, возможность для каждого ребёнка, помимо общего мероприятия участвовать в работе кружка по своему выбору или посетить видеозал, или игровую комнату и т. д.); доступности (не требует специальной подготовки детей, материальных затрат со стороны родителей); аксиологичности; развитие ценностного потенциала личности: чувства любви к своей Родине, формирование гражданской компетентности; духовности, нравственности; дружбы, сотрудничества, товарищества; чувства собственного достоинства; аккуратности, исполнительности, чувства долга и ответственности; толерантности; чуткости, отзывчивости, оптимизма, гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные местные традиции.

Многолетний опыт реализации программы летнего отдыха на дворовой площадке показывает, что программа имеет воспитательную направленность, так как включает в себя духовно-нравственное воспитание, спортивную и творческую деятельность. Реализация программы дворовой площадки «Вместе нам не скучно» дает возможность, используя основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания, сформировать новые установки и ценности, которые помогут совершенствоваться, самообразовываться и мобильно самоопределяться ребенку в современном мире, чтобы стать высоконравственным, ответственным, инициативным и компетентным гражданином России.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/.
  2. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Горбачев С. А. Город Доброго времени: Методическое пособие для педагогов-организаторов детского отдыха «Всероссийский детский центр «Океан», 2011. — 110 с.
  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdfдоступаhttp://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf.
  5. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга. — Новосибирск, 2014.- С.102.
  6. Жирова Т. М. Твоя жизнь-твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. — М, Глобус, 2015 — С.73.
Основные термины (генерируются автоматически): дворовая площадка, дополнительное образование, духовно-нравственное воспитание, дополнительное образование детей, духовно-нравственное развитие, детское творчество, компетентный гражданин России, летний отдых, подрастающее поколение, реализация программы.

Похожие статьи

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Работа с родителями в ДОУ

В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.

Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Похожие статьи

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Работа с родителями в ДОУ

В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.

Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»