Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы)
Автор: Красношлык Наталья Сергеевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 01.03.2019
Статья просмотрена: 394 раза
Библиографическое описание:
Красношлык, Н. С. Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы) / Н. С. Красношлык. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14875/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассматривается организация летнего отдыха в учреждении дополнительного образования. Представлена реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях дворовой площадки.
Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, дворовая площадка, духовно-нравственное воспитание.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025» определяют главную задачу современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Современное учреждение дополнительного образования детей — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения, что соответствует Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
Духовно-нравственное воспитаниетесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшем средстве воспитания. Этот процесс продолжается и во внеучебное время, в частности в каникулярное время. Организация летнего отдыха обучающихся предусматривает создание условий для оздоровления детей, развития их творческих способностей, повышения их самостоятельности и духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе воспитания и социализации — последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу.
Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей, миссия Дома детского творчества № 2 города Чита (далее ДДТ№ 2), как и других учреждений дополнительного образования, направлена на воплощение в жизнь социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования детей разного возраста, национальности и состояния здоровья для обеспечения конкурентоспособности личности.
С июня 2004 года в ДДТ № 2 работает дворовая площадка «Вместе нам не скучно». Программа дворовой площадки направлена на решение проблемы социализации, оздоровления и социальной поддержки детей из малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ через организацию занятости детей Железнодорожного административного района городского округа города Читы в летний период в рамках дворовой площадки при Доме детского творчества № 2. Актуальность данной программы обосновывается сокращением детских оздоровительных лагерей, дороговизной путевок в оставшиеся, уменьшением плановой численности детей в пришкольных лагерях, бравших на себя значительную часть детей, оставшихся в городе, и отсутствием возможности детей вышеперечисленной целевой группы получить полноценный отдых и оздоровление в них. Поэтому дворовая площадка — это единственное бесплатное место отдыха, организации досуга, оздоровления и социализации этой категории детей.
Организация работы дворовой площадки направлена на воспитание в детях коммуникабельности, способности к самоорганизации, умению работать в коллективе, толерантности, эмпатии, уважительному отношению к себе и другим, трудолюбию и формированию художественного вкуса через знакомство с новыми моделями эффективного коллективного поведения и навыками сотрудничества; формирование установки на сохранение и укрепление своего здоровья и осознанное отношение к здоровью, как показателю культуры личности, творческого потенциала, мотивации на нравственные ценности через спектр различных мероприятий с использованием современных педагогических технологий. Осуществляется привлечение детей в кружки, объединения, в группы по интересам, в различные виды коллективно-творческих дел, интерактивные мероприятия: конкурсы, флэш-мобы, квест — игры, марафоны, спортивные соревнования, фестивали, выставки совместных семейных творческих работ и т. д.
Данная программа адресована детям в возрасте от 7 до 14 лет, не требует предварительной подготовки детей и не предъявляет никаких специальных требований к занимающимся на площадке детям. Учитывая переменный состав, количество детей, и их разный возраст, ежедневно программой предусмотрено законченное мероприятие, не требующее продолжения участия ребёнка в нём в другие дни. Система поощрения наиболее активных участников предусматривает не только вручение призов по итогам каждого дня работы площадки, но и поощрение детей по итогам всего сезона.
Работа дворовой площадки основывается на принципах: комплексности (единый план мероприятий, сочетание работы детей в кружках с массовыми, общими для всех делами) (по В. С. Кукушину, Ю. К. Бабанскому), преемственности педагогических действий; добровольности; социально значимой деятельности; открытости; вариативности; дифференцированности (учёт индивидуальных и возрастных способностей детей при подготовке игровой программы, возможность для каждого ребёнка, помимо общего мероприятия участвовать в работе кружка по своему выбору или посетить видеозал, или игровую комнату и т. д.); доступности (не требует специальной подготовки детей, материальных затрат со стороны родителей); аксиологичности; развитие ценностного потенциала личности: чувства любви к своей Родине, формирование гражданской компетентности; духовности, нравственности; дружбы, сотрудничества, товарищества; чувства собственного достоинства; аккуратности, исполнительности, чувства долга и ответственности; толерантности; чуткости, отзывчивости, оптимизма, гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные местные традиции.
Многолетний опыт реализации программы летнего отдыха на дворовой площадке показывает, что программа имеет воспитательную направленность, так как включает в себя духовно-нравственное воспитание, спортивную и творческую деятельность. Реализация программы дворовой площадки «Вместе нам не скучно» дает возможность, используя основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания, сформировать новые установки и ценности, которые помогут совершенствоваться, самообразовываться и мобильно самоопределяться ребенку в современном мире, чтобы стать высоконравственным, ответственным, инициативным и компетентным гражданином России.
Литература:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/.
- Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Горбачев С. А. Город Доброго времени: Методическое пособие для педагогов-организаторов детского отдыха «Всероссийский детский центр «Океан», 2011. — 110 с.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdfдоступаhttp://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf.
- Данилков А. А., Данилкова Н. С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга. — Новосибирск, 2014.- С.102.
- Жирова Т. М. Твоя жизнь-твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. — М, Глобус, 2015 — С.73.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание, учреждение дополнительного образования, дворовая площадкаПохожие статьи
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»
В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Работа с родителями в ДОУ
В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.
Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании
В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...
Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»
В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Похожие статьи
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»
В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Работа с родителями в ДОУ
В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.
Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании
В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...
Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»
В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.